Смысл
единобожия и свидетельства о том,
что нет божества, достойного
поклонения, кроме Аллаха

Арабский глагол “шахида” означает
“свидетельствовать” и включает в себя несколько значений.
Во-первых,
он подразумевает твердую веру в то, что человек произносит и о чем он
свидетельствует. А вера не может быть твердой, если человек лишен
соответствующих знаний и убежденности.
Во-вторых,  он подразумевает произнесение свидетельства.
В-третьих, он подразумевает объявление и разглашение этого. Следовательно, человек
обязан не только произносить свидетельство языком, поскольку его слова
не будут считаться свидетельством, пока он не станет сообщать другим о
том, что он засвидетельствовал. Одним словом, выражение “я
свидетельствую” означает “я твердо верю”, “я говорю”, “я объявляю и
сообщаю”. При произнесении свидетельства все три условия непременно
должны выполняться.
Теперь разберем выражение “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”.
Частица “ля” (букв. “нет”) означает, что никто не заслуживает
обожествления, кроме Великого и Могучего Аллаха. Если после нее
употребляется частица “илля” (букв. “кроме”), которая указывает на
исключение, то она придает выражению новый оттенок, ограничивая его
смысл. Все это означает, что истинным божеством является только Аллах и
что никто другой не заслуживает поклонения и обожествления.
Слово  “илях”означает “божество”, и поэтому это выражение подразумевает
отсутствие любых божеств, кроме Аллаха. Однако божества, которым
поклоняются вместо Аллаха, существуют. Следовательно, в этом выражении
имеется в виду отсутствие истинных божеств, кроме Аллаха. И если люди
поклоняются кому-либо, кроме Аллаха, то они действительно поклоняются
этому, но поступают лживо, несправедливо и противозаконно. Именно так
понимают арабы слова “нет божества, достойного поклонения, кроме
Аллаха”.

http://salafsolih.com/images/probel.pngВсевышний
Аллах сказал: «Те, к кому они взывают с
мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить
других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него.
Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться»
Аль-Исра 17:57.
http://salafsolih.com/images/probel.pngВсевышний сообщил, что те, кому поклоняются  многобожники, сами ищут пути приближения к Аллаху. Арабское слово
“василя” означает “устремление”, “нужда”. Это означает, что они надеются
удовлетворить все свои нужды только благодаря Аллаху. Только Великий и
Могучий Аллах способен на это, и поэтому они не обращаются ни к кому
другому и связывают свои устремления только с Великим и Могучим Аллахом.
В этом аяте Аллах назвал себя Господом, потому что внимание молитвам и
оказание помощи творениям являются особенностями Его господства. Отсюда
следует, что этот аят разъясняет смысл единобожия, который заключается в
том, что любая нужда может быть удовлетворена только благодаря Великому
и Могучему Аллаху. Всевышний сказал:
«Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» Аль-Исра 17:57.
Таково положение избранных рабов Аллаха,
которые поклоняются Ему с любовью, страхом и надеждой. А в этом и
заключается смысл единобожия.

Всевышний  Аллах также сказал: «Вот Ибрахим
сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не имею отношения к тому, чему
вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет
меня прямым путем”»
Аз-Зухруф 43:26-27.

Это откровение, подобно свидетельству
единобожия, содержит в себе отрицание и утверждение. Слова “нет
божества” соответствуют словам “Воистину,
я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь”
, тогда как
слова “кроме Аллаха” соответствуют словам “кроме Того, Кто сотворил меня”. Для подобного отречения
человек должен возненавидеть все, чему поклоняются вместо Аллаха,
отвергать это и питать к этому вражду. И только тогда, когда подобные
чувства найдут место в душе человека, он станет настоящим мусульманином.

http://salafsolih.com/images/probel.pngОн
сказал также: «Они признали господами
помимо Аллаха своих первосвященников и монахов...»
Ат-Тауба 9:31.
http://salafsolih.com/images/probel.pngПод господством здесь подразумевается
поклонение, и это значит, что люди Писания сделали своих
первосвященников и монахов идолами, которым они поклонялись наряду с
Аллахом. А объясняется это тем, что они повиновались им, когда те
разрешали им совершать запрещенное и запрещали им совершать дозволенное.
При этом они считали такое поведение правильным, тогда как повиновение
также является проявлением единобожия.

http://salafsolih.com/images/probel.pngОн также
сказал: «Среди людей есть такие,
которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха.
Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее»
Аль-Бакъара 2:165.
http://salafsolih.com/images/probel.pngОни любят свои божества так же, как любят
Аллаха. Это значит, что они питают к Аллаху великую любовь, но свои
божества они любят так же сильно. Однако подобное приобщение творений к
Аллаху в любви является проявлением многобожия. Именно оно стало
причиной того, что эти люди окажутся обитателями Огня, и поэтому Великий
и Могучий Аллах поведал о том, что обитатели Огня скажут:
«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном
заблуждении, когда равняли вас с Господом миров»
Аш-Шуара 26:97-98.
http://salafsolih.com/images/probel.pngЛюбовь является одной из форм поклонения, и
если люди не посвящают свою любовь одному Аллаху, они начинают
приравнивать творения к Аллаху. В этом заключается смысл единобожия и
смысл свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха.

http://salafsolih.com/images/probel.pngВ
“ас-Сахихе” Муслима сообщается, что Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто
сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и отрекся
от поклонения всему, кроме Аллаха. А ответ он будет держать перед
Великим и Могучим Аллахом».
[16]

http://salafsolih.com/images/probel.pngЭтот хадис содержит конкретное указание на
то, что недостаточно просто произносить свидетельство единобожия. Наряду
с произнесением слов “нет божества, достойного поклонения, кроме
Аллаха”, человек обязан отречься от всего, чему поклоняются вместо
Аллаха. Это значит, что свидетельство “нет божества, достойного
поклонения, кроме Аллаха”, подразумевает отречение от всего, чему
поклоняются наряду с Аллахом. И если человек говорит, что нет божества,
достойного поклонения, кроме Аллаха, и отрекается от всего, чему
поклоняются наряду с Аллахом, то он становится мусульманином, а
имущество и кровь мусульманина являются неприкосновенными, если только
он не совершит одно из трех известных преступлений.
[17] Из этого тебе должно быть ясно, что ты должен уделять больше
внимания размышлениям над смыслом единобожия и свидетельства о том, что
нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, для того, чтобы ты
смог понять его вместе с его доказательствами.

http://salafsolih.com/images/probel.pngРазъяснению
этой главы посвящены все остальные главы этой книги. Данная же глава
содержит самый большой и важный вопрос – смысл свидетельства. В этой
главе он разъясняется на наглядных примерах.

http://salafsolih.com/images/probel.pngВся эта книга
является разъяснением смысла единобожия и слов “нет божества,
достойного поклонения, кроме Аллаха”. В ней разъясняется, что именно
несовместимо с единобожием, что противоречит его основам, а что мешает
исповедовать его самым совершенным образом. В ней излагается смысл
великого, малого и скрытого многобожия, а также всевозможных проявлений
многобожия в речи. В ней также разъясняется, что признание единственного
Бога обязывает человека уверовать в имена и качества Аллаха и
подразумевает признание Аллаха единственным Господом.

http://salafsolih.com/images/probel.pngАят из
суры “аль-Исра” содержит ответ многобожникам, которые взывали к
праведникам. В аяте разъясняется, что подобные действия являются
величайшим многобожием.
http://salafsolih.com/images/probel.pngВ аяте
из суры “Бараа” [18]
говорится о том, что люди Писания приняли своих первосвященников и
монахов за господ наряду с Аллахом. Разъясняется, что им было повелено
поклоняться только Одному Богу, а несложный для понимания смысл
поклонения людей Писания богословам и монахам состоит в том, что они
повиновались им, ослушаясь при этом Аллаха, хотя и не обращались к ним с
молитвами.
http://salafsolih.com/images/probel.pngОбращаясь к неверующим, возлюбленный Аллаха Ибрахим,
мир ему, сказал: «Воистину, я не имею
отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня»
.
Тем самым он исключил из объектов поклонения все, кроме своего Господа.
Пречистый Аллах упомянул, что такое отречение и преданность
представляют собой смысл свидетельства о том, что нет божества,
достойного поклонения, кроме Аллаха. Всевышний сказал: «Он сделал это (свидетельство о том, что нет
божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его
потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь»
Аз-Зухруф 43:28.
http://salafsolih.com/images/probel.pngВ аяте
из суры “Аль-Бакъара” о неверующих говорится: «Они никогда не выйдут из Огня» Аль-Бакъара 2:167.
http://salafsolih.com/images/probel.pngВ нем
сообщается, что они любят свои предметы поклонения так, как любят
Аллаха. Это означает, что они испытывают к Аллаху великую любовь,
которая не делает их мусульманами. Что же тогда говорить о тех, кто
возлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И что можно
сказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любит Аллаха
вовсе?
http://salafsolih.com/images/probel.pngСюда же относится и высказывание Пророка, мир ему и
благословение Аллаха: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто
сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и
отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. А ответ он будет держать
перед Великим и Могучим Аллахом».
Эти слова лучше всего
разъясняют смысл свидетельства “нет божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха”. Его произнесение само по себе не обеспечивает
неприкосновенности жизни и имущества. Также не обеспечивают этого ни
понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его
признание, ни обращение в молитвах к одному Аллаху, у Которого нет
сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда,
когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех
объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание
лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека. Насколько велика и
грандиозна эта проблема! И насколько же убедительно и красноречиво
данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого
спорщика!
________________________________
http://salafsolih.com/images/probel.png[16]Муслим (23).
http://salafsolih.com/images/probel.png[17]Имеется в виду хадис
‘Абдуллаха ибн Мас’уда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир
ему и благословение Аллаха, сказал: «Жизнь мусульманина является
неприкосновенной, за исключением трех случаев: совершение прелюбодеяния
женатым человеком, убийство и отступничество от религии и отлучение от
му-сульманской общины».
Этот хадис передали аль-Бухари в разделе “Китаб
ад-Дийат”, Муслим в разделе “Китаб аль-Касама”, Абу Дауд в разделе
“Китаб аль-Худуд” и ат-Тирмизи в разделе “Китаб аль-Худуд”.
http://salafsolih.com/images/probel.png[18]Так иначе называется сура
“ат-Тауба”. – Прим. пер.

ПРЕДЕЛ  ЖЕЛАЮЩЕГО

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КНИГИ
«ПРАВИЛЬНЫЙ
ПУТЬ ПОНИМАНИЯ ЕДИНОБОЖИЯ»
САЛИХА ИБН ‘Абд АЛЬ-‘АЗИЗА АЛИ АШ-ШЕЙХА

М.

Х. Аль-Кахтани
http://manhadj-salafov.ru