Ошибка произнесения намерения вслух
Сказал Аль-Кади Абу Ар-Рабиа Сулейман Бин Омар Аш-Шафи: "Чтение намерения вслух и повторение чтения (Коран) за имамом не из сунны и даже нежелательно. А если кто-то помешал молящемуся тогда это харам. А кто сказал что чтение намерения вслух из сунны тот ошибся. Ему и другим запрещено говорить о религии Аллаха без знания."
Абу АбдуЛлах Мухаммад бин Аль-Касим Ат-Туниси Аль-Макки сказал: "Намерение из дел сердец, и чтение намерения вслух это бид'а и то, что мешает людям." (Из "Маджмуат Ар-Расаил Аль-Кубра" 257-254/1)
А также чтение намерения про себя - никто из четырех имамов и других ученых не сказал об обязательстве перед омовением, намазом и постом.
Абу Дауд спросил Имама Ахмада:
"Говорить ли молящемуся перед Такбиром что-нибудь?"
Ответил (Ахмад): "Нет" (Источник: Масаиль Аль-Имам Ахмад)
Ас-Суйюти сказал: "А также из нововведений наущение (васваса) по поводу намерения в начале молитвы, и это не было из дел Пророка и его сподвижников. Они не говорили ничего из намерения перед намазом кроме такбира. Всевышний сказал:
"В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас." (33:21)
И сказал Аш-Шафи, да помилует его Аллах: "Наущение намерения перед намазом и омовением - это из невежества в Шариа (Исламское право) или он умалишенный." (Аль-Амар Биль-Иттиба ва Ан-Нахи Ан Аль-Ибтида")
Абу АбдуЛлах Аз-Зубайри (Шафиитский мазхаб) ошибся, когда он заявил, что Шафи обязывает произносить намерение перед намазом, по причине того, что он неправильно понял слова Шафи.
Аш-Шафи сказал: "Если он намеревался совершить Хадж или Умру достаточно (намерение) даже если не произносить (намерение), не как намаз, который недействителен кроме как с произнесением (т.е. Такбир)." (Аль-Маджмуа 3/243)
(прим. переводчика: Хадж и Умра начинается с произнесением намерения вслух. А намаз начинается с Такбиром.)
Ан-Навави сказал: "Наши (ученые шафиитского мазхаба) сказали: Ошибся (АбдуЛлах Аз-Зубайри), Аш-Шафи не имел ввиду это (намерение) произносить перед намазом, но имел ввиду такбир" (3/243)
Сказал Абу Аль-Из Аль-Ханафи: "Никто из четырех Имамов, ни Шафи ни другие не сказал что произнесение намерения - это условие, единодушное мнение четырех имамов что намерение в сердце, но некоторые из последователей обязывали произносить его (намерение), и появилось новое мнение в Шафиитском мазхабе! Сказал Ан-Навави: "Это ошибка." И до этого было единодушное мнение ученых". (Аль-Итиба, стр. 62)
Доказательства из Сунны:
- Аиша (передала): "Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, начинал молитву с такбира" (передал Муслим 1/357 № 498)
- От Абу Хурейры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал человеку, который неправильно помолился, когда тот попросил "Научи же меня о Посланник Аллаха!": "Когда захочешь помолиться соверши омовение, затем братись лицом к Кибле, произнеси Такбир, потом прочти то что знаешь из Корана".
- Абдуллах ибн Умар сказал: "Я видел что Пророк начинал молитву с такбира с поднятием рук" (Аль-Бухари, № 738)
Ошибка в том, что некоторые люди в намазе не произносят такбир, чтение Корана и зикр. Сказал Мухаммад Бин Рушд: "то что касается чтения, без шевеления языком, не является чтением, потому что чтение - это шевеление языком, и за это будет расчет.
Доказательство:
"Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел." (Сура Аль-Бакара, Корова, аят 286)
И пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: "Аллах не будет рассчитывать мою общину за разговор про себя (т.е. без шевеления языком - прим. перев.)". Достоверный хадис. Смотри "Аль-Ирва" (7/139) № 2072
Ан-Навави сказал: "...а который читает намаз за имамом (ма'мум) или один, должен произносить Такбир шепотом - это для него сунна. Шепотом - значит, должен слышать себя, если у него нормальный слух, или правильно произносить буквы, - это касается чтения Корана, Такбира, Тасбиха (во время) руку и остального, а также Ташахуд, Салям и Дуа." (Аль-Маджмуа 3/295)
Шейх Машхур бин Хасан бин Салман
О намерении
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " Воистину, все дела по намерению и каждому воздастся по тому, что он намеревался обрести…" Хадис утвержден двумя Имамами.
Место намерения - сердце, поэтому не нужно произносить его языком.
Спросили ибн Таймию, да смилуется над ним Аллах, о намерении во время совершения аль-вуду, молитвы, соблюдения поста, Хаджа: является ли местом намерения сердце или это язык; ваджиб произносить намерение вслух или это мустахаб. Правильны ли слова о том, что недействительна молитва без намерения и что молитва вслух лучше молитвы про себя и т.п.
Ответил Шейх-уль-Ислам, да смилуется над ним Аллах: "Хвала Аллаху, местом намерения является сердце, а не язык во время обрядов поклонения, таких как молитва, очищение, выплаты заката, Хаджа, соблюдения поста, Джихада и т.п. И если человек говорит что-то, что противоречит его намерению в сердце, то иметь значение будет именно последний вид намерения, а не первый. Если же человек произнесет какое-то намерение вслух, но его не будет в сердце, то не будет вознаграждения за это дело и не будет оно засчитано. На этом согласны все Имамы мусульман. Намерение относится к одному из видов направленности и говорят арабы: "Намеревается Аллах сделать тебе хорошее!", т.е. "Аллах направляется на сторону совершения хорошего тебе". Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Воистину, все дела по намерениям и каждый получит лишь то, что намеревался обрести. Поэтому у того, кто намеревался совершить хиджру стремясь к Аллаху и Его Посланнику, совершил ее стремясь к Аллаху и Его Посланнику. А тот, кто совершил хиджру ради этой жизни или женитьбы на женщине, то он совершил ее только из-за того, на что намеревался". Т.е. цель сказанного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, состояла именно в том, что настоящее намерение - это намерение в сердце и на этом согласны все Имамы мусульманской общины, в том числе и четыре Имама. История этого хадиса заключена в том, что одни человек переселился из Мекки в Медину ради женитьбы на Умм Кайс и об этом поведал во время своей проповеди Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он упомянул этот хадис. Произнесение намерения вслух не является ни ваджибом, ни мустахаббом согласно мнению всех Имамов мусульман. Произнесение намерения вслух - это нововведение (бида), противоречащее Шариату. Если кто-то произнес его, считая что оно из Шариата, то он невежда и заблудший. Он нуждается в исправлении и предостережении, ведь за это он не получит ничего, кроме наказания. Особенно это касается тех, кто повышает свой голос так, что мучает тех, кто находится с ним рядом и повторяет намерение раз за разом. Таких людей обязательно надо наставлять на истинный путь. Никто из Имамов мусульманской общины не говорил о том, что молитва при словесном намерении вслух лучше, чем молитва при словесном намерении про себя. Все равно хоть ты имам, мамум (человек, стоящий сзади имама) или читающий молитву один. Произнесение намерения про себя также не является ваджибом у четырех Имамов, как и у других Имамов Уммы. Никто из них не сказал, что намерение про себя - ваджиб в молитве, очищении, посте и т.п. Не является ваджибом произнесение молящимся таких слов, как: "Я молюсь молитву Субх" или "Я молюсь молитву Зухр" и т.п. Все равно имам он или мамум. И без разницы также произносит ли он его в обязательные молитвы или желательные (нафль), т.к. намерения в сердце достаточно, а ведь Аллах знает, что в сердцах. То же касается намерения во время аль-Гусля от джанаба (осквернения) или аль-вуду."
В фетве Постоянного комитета Саудовской Аравии говорится: "Произносить вслух или про себя намерение во время молитвы или аль-вуду или иного какого-то поклонения запрещено и не соответствует Шариату.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Место намерения сердце, а не язык. Начни свою молитву, обязательную или добровольную, с возвеличивания Аллаха Всевышнего, а аль-вуду с упоминания Его имени направляясь совершить это. Исключение составляет лишь Хадж и Умра, во время совершения которых нужно сказать: "О Аллах вот я перед Тобой во время Хаджа" или " О Аллах, вот я перед Тобой во время Умры". То же касается и резания жертвенного животного, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил при этом: "О Аллах, прими это от меня или от такого-то". И с Аллахом согласия и да благословит Аллах Мухаммеда, его род и сподвижников и приветствует."
Сказал аль-Албани, да смилуется над ним Аллах: "Произнесение намерения вслух во время молитвы противоречит Сунне и не говорил про это не один из последователей Имамов."
Сказал ибн Усеймин о словесном намерении: "Не известно, чтобы кто-нибудь во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или во времена праведных предков делал это. Словесное намерение - это новшество. Воистину, место для намерения - сердце и Аллах знает то, что находится в сердцах Его рабов… Исходя из этого не надо произносить вслух намерение как перед молитвой, так и перед совершением других дел".
Сказал Абдулла Афифи, да смилуется над ним Аллах: "Намерение считается фардом у маликитов и шафиитов, а у ханбалитов это необходимое для правильности аль-вуду условие (шарт). Ханбалиты же считают намерение сунной мукадда. Самое правильное мнение шафиитов и ханбалитов на этот счет и намерение - рукн в аль-вуду, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимым всеми авторами Сунан: "Поистине, все дела по намерениям и каждому воздастся лишь по намерению его". Место намерения - сердце, а его произнесение считается нежелательным. И некоторые сказали, что это нововведение (бида), т.к. не утверждено в Сунне, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил его". Если мусульманин все же проговорит намерение языком, то:
а. если оно (словесное намерение) совпадет с намерением в сердце, то это не делает молитву недействительной.
б. если же такое намерение не совпадет с намерением сердца, но сердечное намерение правильно, то молитва действительна. Например, мусульманин намеревался совершить полуденную молитву (салат аз-Зухр) и прочитал ее вовремя, но по ошибки произнес намерение на послеполуденную молитву (салат аср). В этом случае молитва действительна (полуденная), т.к. намерение в сердце является основным и достаточным. То, что произнесет человек, тем более по ошибке, не играет в данном случае роли.
в. Если мусульманин проговорит правильное намерение языком, но сердечное намерение будет неправильным, то его молитва недействительна.
Сказал Салих Али Шейх, да смилуется над ним Аллах, в своем комментарии хадиса "Истинно все дела по намерениям…": "Намерение бывает двух видов:
1. намерение, связанное с поклонением;
2. намерение, связанное с тем, кому оно (поклонение) адресовано, т.е. с объектом поклонения.
Под намерением, связанным с поклонением подразумевается такое намерение, которое является условием (шартом) в совершении какого-то обряда, для различения одного вида поклонения от другого. Например, различение между молитвой и постом, между обязательной молитвой и дополнительной. Одним словом, под этим подразумевается намерение в сердце совершить именно какое-то определенное действие. Еще один пример: человек пришел в мечеть, чтобы совершить молитву в два ракаата. Он должен определиться в сердце делает ли он два ракаата как приветствие мечети или как дополнительную сунну. Или он совершает молитву о ниспрашивании совета у Аллаха. Про этот вид намерения говорят факихи в своих книгах.
Второй вид намерения - намерение, связанное с объектом поклонения. Под таким видом подразумевается искренность в сердце, намерения и дел. Его называют еще искренностью и направлением (касд)".
По материалам сайта "Манхадж-салафов"
http://manhadj-salafov.ru