Суфьян ас-Саури – это амир правоверных в хадисах

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :

Суфьян ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури – Куфиец, таби-таби’ин (последователь последователей), который родился в 97 году по хиджре. Он был имамом своего времени, надежным и правдивым, которому в хадисах не было равных в его время.
Имам аз-Захаби в «ас-Сияр» передал, что Шу’ба, Ибн Уяйна, Абу Асым, Яхья ибн Ма’ин и др. говорили: «Суфьян ас-Саури – это амир правоверных в хадисах!»
А Башар аль-Хафи говорил:«Суфьян ас-Саури в свое время был как Абу бакр и Умар в свое время».
Имам Ахмад говорил: «Ибн Уяйна мне говорил: «Ты вряд ли увидишь подобного Суфьяну ас-Саури до самой смерти!»
Имам аль-Аджлюни говорил: «Он был надежным передатчиком в хадисах, аскетом, факъихом и приверженцем Сунны. И был из людей, говоривших строже всех перед правителем». См. «Тарих ас-сикъат» 162.

Но вместе с этим он никогда не выступал против правителей по причине их грехов и порочности и не призывал к этому! Имам аз-Захаби сказал в «ас-Сияр» о нем: «Когда перед Суфьяном упоминали о правителях, он не считал дозволенным выходить против них вообще!»
Однако несмотря на величие и достоинство этого имама, некоторые ученые обвиняли его в том, что он занимался тадлисом. Имам ас-Суюты в «ат-Тадриб» писал, что аль-Хатыб говорил: «А’маш и Суфьян ас-Саури занимались тадлисом». Но сам ас-Суюты сказал: «Тадлис – это не ложь, а разновидность подтасовки». См. «Тадриб ар-рауи» 1/260.
И несмотря на это хадисы от Суфьяна ас-Саури передавали и аль-Бухари и Муслим в своих Сахихах.
Описание его поведения имамами:
Абдур-Рахман Ибн Махди говорил:«Когда мы были у него, то он словно стоял уже перед расчетом».
Абу Нуайм говорил:«Если Суфьяну напоминали о смерти, то не было от него пользы после этого в течении нескольких дней».
Наиболее известные и мудрые высказывания Суфьяна ас-Саури:
«Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!» См. «Шарх усуль-И’тикъад» 238.
«Тот, кто услышал ересь, не должен рассказывать ее своим собеседникам и подбрасывать ее в их сердца!» аль-Багъауи в «Шарх ас-Сунна» 1/227.
“Даже, если бы я застал ‘Али ибн Аби Талиба, я бы не вышел вместе с ним (в сражении)”. аль-Халляль в «ас-Сунна» 99.
“Плачь бывает десяти видов. Девять из них не ради Аллаха и лишь один – ради Него. И если человек плачет ради Аллаха хотя бы один раз в году, то и этого много!” Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/11.
“Зухд (аскетизм) – это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды”. Уаки’ в “аз-Зухд” 1/222.
“Люди спят, а когда они умирают, то просыпаются”. См. «аль-Мау’изату аль-муминин» 231.
“Понимание смысла хадисов и их толкование важнее, чем их простое заучивание!” См. “аль-Адабу-шшар’ия” 2/119.
“Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 85.
“Иснад – это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!” См. “Файдуль-Къадир” 1/433.
“Если ты увидишь молодого человека, который позволяет себе говорить перед шейхами, даже если он достиг какого-то уровня знания, то отчайся в том, что в нем есть благо! Поистине, он не скромный!” аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 388.
“Мы не перестаем учиться, пока находим тех, кто нас обучает!” См. “Тазкиратуль-хуфаз” 3/940.
“Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!” См. “аль-Худжда фи баяниль-махаджа” 2/484.
“Если тебе удастся почесать свою голову именно так, как это делали саляфы, то сделай это”. См. “Заммуль-калям” 1/181.
Скончался этот великий имам в 161 году по хиджре, и Ибн Махди говорил, что скончался он от болезни живота. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пятеро являются шахидами: умерший от чумы, умерший от болезней живота, утонувший, погибший под обломками (здания) и павший на пути Аллаха».аль-Бухари 654, Муслим 1914.
Да помилует Аллах этого великого имама, простит ему его грехи, сделает его шахидом и введет в Райские сады!
Имам Абу Зур’а говорил: “Если ты увидишь куфийца, который порочит Суфьяна ас-Саури, то не сомневайся в том, что он рафидит!” См. “ат-Табакъат аль-Ханабиля” 1/199.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»