Налаживание отношений между мусульманами
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не направит прямым путем. Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Страшитесь Аллаха должным образом и не умирайте, не обратившись в ислам!» Сура Али Имран, 102.
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару для него, а от них обоих произвел и расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг другу [свои права], и не разрывайте родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». Сура ан-Ниса, 1.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. И тогда Он благоустроит ваши дела и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, достигнет великого успеха». Сура аль-Ахзаб, 70-71.
Нет сомнения в том, что эта тема является одной из важнейших тем, так как исправление мусульман и налаживание отношений между ними является очень важным делом. В периоды увеличения смут и лжи мусульмане особенно нуждаются в исправлении, так как в эти периоды под удар наряду с братьями мусульманами попадает и исламский призыв. Когда улучшаются отношения между мусульманами, то это приводит к благому исходу, а в противном же случае это приводит к плохим последствиям и смутам. На данный момент мусульмане страдают от своих собственных языков больше, чем от своих же рук. Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды он спросил у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о самом лучшем мусульманине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это те, которые не вредят другим мусульманам своим языком и своими руками». Сахих аль-Бухари, 1/9; Сахих Муслим, 1/65.
Если обратим внимание на данный хадис, то заметим, что пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о языке раньше, чем о руках и это потому, что мусульмане страдают от своих языков больше чем от своих рук. Нельзя забывать и то, что человек был создан слабым и он необезопашен от ошибок. По этой причине, когда один мусульманин видит ошибку своего брата, он не должен оставлять его, распространять слухи о его недостатках и злословить о нем. Напротив, для того чтобы налаживать отношение между мусульманами, следует пользоваться правилами установленными шариатом и усердствовать на этом пути. Описывая мусульман пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, уподобил их человеческому телу (организму). Когда болит какой-то орган, от этого страдает все тело человека, и именно такими должны быть мусульмане. Когда ошибается какой-то мусульманин, мы должны стараться исправить его ошибку. Поистине тот, кто страшится Аллаха, должен стараться объединить мусульман и улучшать отношения между ними.
Исправление (ислях) – это противоположность смуте (фасад). Всевышний Аллах сказал: «Аллах отличает нечестивца от творящего добро». Сура аль-Бакъара, 220.
Когда между мусульманами возникает раскол, они превращаются в раскольнические группы, тогда как от них требуется быть единой общиной. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, эта ваша религия – религия единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» Сура аль-Анбийа, 92.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, описал нас мусульман как единый организм, поэтому, когда кто-нибудь из нас видит недостаток у своего брата, он должен стараться исправить это так же, как он старается исправить свои недостатки. В противном случае раскол между мусульманами приводит к их ослаблению подобно тому, как болезнь ослабляет все человеческое тело. Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми». Сура аль-Анфаль, 46.
Люди, жившие в доисламские времена, враждовали друг с другом и жили в расколе. Однако после появления Ислама они стали братьями и превратились в единую общину. Всевышний Аллах сказал: «Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями». Сура Али Имран, 103.
Люди, враждующие друг с другом стали братьями благодаря той благодати, которую ниспослал Аллах, а благодатью Аллаха является Его религия. Всевышний Аллах сказал: «Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый». Сура аль-Анфаль, 63.
Как следует из данного аята, что если бы пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, израсходовал бы все блага этого мира для них, то не смог бы их сплотить, так как мирские блага не способны сплотить сердца людей. Единственная сила, которая способна сплотить сердца людей – это вера (иман). Люди жившие во вражде смогли покорить самую высшую ступень братства именно после того как уверовали. Всевышний Аллах говорит об их качествах: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются». Сура аль-Хашр, 9.
Мусульмане являются братьями независимо от их нации, расы и должности. Превосходство их друг над другом может быть только в богобоязненности. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». Сура аль-Худжурат, 13. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все люди являются сыновьями Адама, а Адам был создан из земли». Сунан Аби Дауд, 5216; ат-Тирмизи, 3955; «Муснаду имам Ахмад» 2/361. Так же пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Превосходство араба над не арабом, не араба над арабом, красного над черным, черного над красным может быть только в богобоязненности». «Муснаду имам Ахмад» 5/411.
Для совершенствования отношений между мусульманами и предостережения их от всяческих разногласий необходимо правильно понимать религию и совершать действия на основании этого (понимания). Основной причиной раскола является именно неправильное исповедование религии. Всевышний Аллах сказал: «…которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». Сура аль-Ан’ам, 159. Поистине Аллах способен воссоединить сердца верующих сегодня так же, как когда-то он воссоединил сердца новообращенных в Ислам сахабов. Для этого мусульманам следует должным образом исповедовать свою религию. Имам Малик, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Не преуспеет последующее поколение этой уммы, кроме как посредством того, посредством чего преуспели первые её поколения». А первые поколения этой уммы преуспели именно посредством истинной религии. Последние же поколения этой уммы так же могут преуспеть только лишь посредством достоверной религии, правильного вероубеждения и следования за посланником Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует, Объединить раскольнические секты и тех, кто разногласит, возможно, но только и только посредством подчинения их Книге Аллаха и Сунне Его посланника ,да благословит его Аллах и приветствует,
Всевышний Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чем-ни–будь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» Сура ан-Ниса, 59. Поистине тот, кто истинно верит в Аллаха и в Последний день, будет подчиняться Аллаху и Его посланнику ,да благословит его Аллах и приветствует .
Всевышний Аллах сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом. Скажи: «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь»». Сура аш-Шура, 10. В другом аяте говорится: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее»». Сура аш-Шура, 13. Правильное исповедование религии наряду с объединением сердец мусульман, так же положит конец и раскольничеству. В наши дни мы часто слышим один и тот же вопрос: почему братья мусульмане разногласят и раскалываются, тогда как являются носителями единого правильного вероубеждения. Ответ на этот вопрос таков: мусульмане должным образом не исповедуют свою религию, несмотря на то, что они знают свою религию. Если бы мусульмане исповедовали свою религию, так как этого желает Всевышний Аллах, то они никогда бы не раскололись и не впали бы в разногласия.
Богобоязненный мусульманин должен стараться положить конец разногласиям, существующим между мусульманами, а особенно если он является обладателем знания. Сначала он должен узнать причины разногласий, а затем пытаться исправлять их, следуя тем путем, который был указан в шариате. Разногласия могут возникнуть между двумя мусульманами, мужем и женой и даже между двумя группами мусульман. Налаживание отношений между двумя мусульманами является садакъой, как поведал об этом посланник Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Налаживание отношений между двумя (людьми), является для вас садакъой». Сахих Муслим, 720; Сунан Аби Дауд, 5243.
Налаживание отношений между мужем и женой, когда между ними возникают разногласия, является обязанностью тех людей, которые имеют на это полномочия. Всевышний Аллах сказал: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше». Сура ан-Ниса, 128. В другом аяте говорится: «Если вы опасаетесь разлада между ними (мужем и женой), то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». Сура ан-Ниса, 35.
Так же мусульманам следует стремиться к примирению двух групп из мусульман, разногласящих между собой. Всевышний Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы». Сура аль-Худжурат, 9-10.
Одна из самых больших причин приводящих к возникновению недовольства, споров, раскола и вражды между мусульманами, это насмешки над мусульманами. Всевышний Аллах категорически опроверг это, сказав: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». Сура аль-Худжурат, 11.
Категорически запрещается глумиться над людьми, а особенно над мусульманами. Поистине степень мусульманина у Аллаха велика, и именно поэтому, глумясь над ними, ты оказываешься среди тех, кто унижает их. Над теми, кто насмехается над верующими, в Судный день будут насмехаться верующие. Всевышний Аллах сказал: «Грешники смеялись над теми, которые уверовали. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу, возвращаясь к своим семьям, они возвращались, шутя, а завидя их, они говорили: «Воистину, эти впали в заблуждение». Однако они не были посланы к ним хранителями. В тот день верующие будут смеяться над неверующими…». Сура аль-Мутаффифин, 29-34.
Так же к унижению достоинства мусульман относится присваивание им различных кличек. Всевышний Аллах сказал: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами». Сура аль-Худжурат, 11. Подобные деяния в наши дни превратились в обычное дело. Вражда и разногласия, возникающие между мусульманами, возникают по той причине, что мусульмане не обращают внимания на подобные деяния.
Так же одной из главных причин, приводящих к вражде между мусульманами, являются догадки и предположения, которые мусульмане строят по отношению друг к другу. Всевышний Аллах запретил это, сказав: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». Сура аль-Худжурат, 12.
Удивительным является тот факт, что некоторые люди строят предположения даже о тех мусульманах, от которых они не видели ничего плохого, и они не избегают решений выведенных на основании догадок. Нельзя забывать о том, что о мусульманах следует думать хорошо.
Так же одной из причин возникновения вражды между мусульманами является шпионство и раскрытие их тайн. Всевышний Аллах запретил шпионство, сказав: «Не следите друг за другом…». Сура аль-Худжурат, 12.
Поистине богобоязненный человек не должен раскрывать секреты людей, а особенно недостатки своего брата мусульманина. Аллах раскроет недостатки того, кто раскрывает недостатки других. Передается от аль-Бара ибн ’Азиба ,да будет доволен им Аллах, что пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О те которые вошли в Ислам своими языками, а в сердца которых не вошла вера! Не злословьте о мусульманах, выискивая их недостатки! Аллах раскроет недостатки того, кто станет выискивать недостатки мусульман, даже в том случае, если он станет прятать их в своем доме». Сунан Аби Дауд, 4/275. Как видно из хадиса, это является качеством лицемеров. Имам Малик говорил: «Мы встретили таких людей, у которых не осталось скрытых недостатков. Они стали говорить о недостатках людей, и люди стали говорить об их недостатках. Мы так же встретили людей, у которых тоже были недостатки, однако люди забыли об их недостатках, так как они не говорили о недостатках людей».
Богобоязненный человек, оказавшись на собрании подобных людей, должен предостеречь их от этого греха. А если после этого, они не оставят злословие, то богобоязненный человек должен покинуть это место. Всевышний Аллах сказал: «А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд». Сура аль-Къасас, 55.
Так же одной из причин ведущей к вражде между мусульманами является злословие (гъыйба). Гъыйба – это говорить о человеке за его спиной то, что ему не понравилось бы, если бы он услышал об этом. Это относится и к религии человека, и к его мирской жизни, к его телу, нравственности, семье, слуге, действиях и т.д. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил: «Знаете ли вы что такое гъыйба?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это то, что вы говорите за спиной своего брата из того, что ему не нравится». Один из сподвижников спросил: «А если то, что я говорю о нем, в нем присутствует?» Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если то, что ты о нем говоришь, в нем присутствует, то это гъыйба, а если в нем этого нет, то это клевета». Сахих Муслим, 2589. Гъыйба может быть не только словом, но и действием, знаком, написанным текстом или, же любым другим способом раскрывающим цель того, кто совершает гъыйба.
Каждый мусульманин должен знать, что человек, совершающий гъыйба, является большим грешником, так как это деяние является запретным. Всевышний Аллах сказал: «…не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» Сура аль-Худжурат, 12. Имам аль-Къуртуби сказал: «Ученые единогласны в запретности злословия. Человек, совершивший это деяние должен покаяться в этом Аллаху». Тафсир аль-Къуртуби. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто пожелает поговорить о недостатках других людей, пусть вспомнит свои недостатки». Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Премного поминайте Аллаха, так как поминание (аз-зикр) это излечение. Не злословьте о людях, так как это является болезнью». Один человек явился к Хасану аль-Басри и сказал: «Я слышал, что ты злословил обо мне?!» Хасан аль-Басри ответил ему: «Если бы я злословил о тебе, то был бы в числе лишившихся своих сауабов в твою пользу».
Так же одной из главных причин нарушения братства среди мусульман, это плохое обращение мусульман друг с другом. Грубое отношение к своему брату мусульманину, является одной из причин ослабления уз братства. Известно, что за грубостью стоит черствое сердце, а за мягкостью, мягкое сердце. Жестокосердие является качеством иудеев и многобожников. Всевышний Аллах сказал: «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче».Сура аль-Бакъара, 74. Всевышний Аллах так же сказал: «За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца». Сура аль-Маида, 13.
Одна из причин, ведущих к ожесточению сердца человека, это самодовольство. Саляфы говорили: «Тот, кто будет жестокосерден по отношению к своим братьям, тот будет испытан теми, кто выше него». Малик ибн Динар, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Самым тяжким наказанием для раба является ожесточение его сердца. Когда Аллах гневается на какой-либо народ, Он лишает их сердца милосердия». Для того, чтобы мусульмане мягко обращались друг с другом, они в первую очередь должны исправить свои сердца.
Награда за налаживание отношений между мусульманами.
За налаживание отношений между людьми полагается большая награда. Всевышний Аллах сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду». Сура ан-Ниса, 114.
О дозволенности лжи ради примирения людей
Ложь – это один из больших грехов. Всевышний Аллах сказал: «…а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!» Сура Али Имран, 61. Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, считал лживость одним из признаков лицемеров. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». Сахих аль-Бухари, 1/14; Сахих Муслим, 1/78.
Передают со слов ‘Абдуллаха (Ибн Мас’уда), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим. Что же касается лживости, то, поистине, она приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». Сахих аль-Бухари, 7/95; Сахих Муслим, 4/2012.
Несмотря на то, что ложь является большим грехом в Исламе, шариат разрешил лгать в вопросах касающихся примирения людей.
Сообщается, что Умм Кульсум бинт ‘Укба, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И я не слышала, чтобы он (пророк) позволял людям (лгать), если не считать трёх (случаев)», — имея в виду войну, (попытки) примирения людей между собой, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу». Сахих Муслим, 2605.
(В другой версии хадиса говорится: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не является лжецом тот, кто (старается) примирять людей (друг с другом), сообщая (или: говоря) им нечто благое»». /прим.пер/). Сахих аль-Бухари, 2692.
Дорогие братья и сестры! Аллах даровал нам благо и сделал нас братьями и сестрами, в то время как мы не знали друг друга. Поэтому хранение этого блага является обязанностью каждого мусульманина. Шариат не разрешил нам оставаться обиженным на брата более трех дней. (Кроме тех случаев, известных нам из шариата когда это является дозволенным). Именно поэтому, налаживание отношений между братьями мусульманами, это та обязанность, которая ложится на плечи каждого из нас. Поэтому каждый из нас должен выполнить эту обязанность и налаживать отношения между мусульманами. Да поможет Аллах всем мусульманам в выполнении этой почетной обязанности! Амин!
Автор: Рамиль Султанов
Перевод с азербайджанского: Абу Имран ас-Саляфи