بسم الله الرحمن الرحيم
Об авторе
Мухаммад-Амин ибн Мухаммад Мухтар ибн ‘Аб-дуль-Кадир, аш-Шинкъити, аль-Маданий. Родился в 1305 г. в Мавритании, воспитался сиротой в семье дяди по материнской линии. С детства воспитывался в Исламской традиции, изучал Коран, жизнеописание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, историю, правила Адаба (исламской этики). Учился у многих ученых Мавритании. Был назначен Шариатским судьей в своей провинции.
В 1367 г. отправился в Хадж. По дороге в благословенную Мекку, посетил многих ученых Исламского мира. После совершения Хаджа, он остался препо-давать в лучезарной Медине, в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стал одним из известнейших Ученых в Саудовской Аравии. Затем в 1371 г. был приглашен на должность преподавателя в Университет г. эр-Рияда. С 1381 г. преподавал в Мединском Исламском Университете, а с 1391 г. вхо-дил в Комиссию крупнейших ученых Саудовской Аравии.
Его учениками являются многие известные ученые. Среди них:
1 - Шейх Хаммад аль-Ансари
2 - Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин
3 - Шейх Абдул-Азиз ибн Баз
4 - Шейх Атыйя Мухаммад Салим
5 - Шейх Солих аль-Люхейдан
6 - Шейх Солих аль-Фаувзан
7 - Шейх Бакр Абу Зейд
Среди его многочисленных трудов можно выде-лить следующие:
1 - «Адва уль-байян фи тафсир аль-Куран», извест-ный тафсир Корана в 7 томах.
2 - «Альфийя фи аль-мантикъ»
3 - «Адаб аль-бахс ва аль-муназара»
4 - «Музаккира Усуль аль-Фикъх аля ровд ан-назир»
5 - «Манхадж ва дирасат ли-аят аль-Асмау ва ас-Сифат»
Шейх аш-Шанкыти скончался в г. Мекка после за-вершения обрядов Хаджа 17 числа месяца зуль-Хиджа 1393 г.
Шейх Бакр Абу Зейд говорил: "Если кто-то и достоин в наше время иметь титул «Шейх уль-Ислам», то это Шейх Мухаммад-Амин аш-Шинкъити!"
От переводчика
بسم الله الرحمن الرحيم
و به نستعين
Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье, сподвижникам и всем тем, кто продолжает путь его призыва до Судного дня.
А затем:
Основой для этой брошюры послужила лекция, которую я прочитал в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине, по просьбе короля Марокко. После этого, некоторые мои братья попросили меня записать её, чтобы в последующем распространить сказанное, и я ответил на их просьбу, желая, чтобы Аллах принес этим пользу.
Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «аль-Маида», 3 аят).
Ниспослание этого аята произошло в день Арафата, в пятницу, во время прощального паломничества. Он снизошел на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вечером, дня стояния на горе Арафата, и прожил он после этого 81 ночь.
В этом благородном аяте Аллах пояснил то, что Он усовершенствовал для нас нашу религию и никогда в ней не будет изъяна, и она не нуждается в дополнениях, а посему Он завершил все пророческие миссии миссией нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
В нем Он так же пояснил, что одобрил для нас Ислам в качестве религии, из чего следует, что Он никогда уже не проявит в этом недовольства, и поэтому, Он не примет ни от кого ничего кроме Ислама.
Аллах Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Сура «Али ‘Имран» 85 аят).
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам». (Сура «Али ‘Имран», 19 аят).
В усовершенствовании религии и пояснении всех ее правил заключается благоденствие в обоих Мирах, поэтому Аллах сказал: «Я довел до конца Мою милость к вам». (Сура «аль-Маида», 3 аят).
В этом благородном аяте приходит ясный текст в подтверждении того, что религия Ислам учитывает и поясняет абсолютно все, в чем нуждаются создания в этом бренном и будущем Мире.
Далее мы постараемся привести пример этому и укажем на десять важнейших пунктов в области жиз-недеятельности человечества, которые заботят его в обоих Мирах, и коротко прокомментируем их.
1 - Единобожие;
2 - Наставление-назидание;
3 - Разница между благим делом и противоположным ему;
4 - Обращение за судом не к Шариату;
5 - Социальное положение в обществах;
6 - Экономика;
7 - Политика;
8 - Проблема оккупации и военной агрессии неверующих против мусульман;
9 - Проблема слабости мусульман в противостоянии неверующим в силе и числе;
10 - Проблема разобщенности сердец в обществе.
Мы постараемся пояснить, как Коран решает эти проблемы.
Единобожие
В результате исследования коранических текстов, становится ясным, что Единобожие делится на три вида:
Первый вид: Единобожие Всевышнего Аллаха в Господстве.
Этот вид Единобожия является врожденным чувством разумных людей.
Аллах Всевышний сказал: «Если ты спросишь у них (многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”». (Сура «аз-Зухруф», 87 аят).
Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мерт-вое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (Сура «Юнус» 31 аят).
И подобных аятов очень много.
А то, что Фараон отрицал существования Аллаха в своих словах: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара» 23 аят), то это исходило лишь из его гордыни и притворства, на что указано в словах Аллаха: «Он (Муса) сказал: «Ты уже знаешь, что ни кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в каче-стве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель». (Сура «аль-Исра», 102 аят).
И Слова Аллаха: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости». (Сура «ан-Намль», 14 аят).
Именно поэтому Коран был ниспослан с утвер-ждением этого вида Единобожия в контексте вопросительных утверждений, как это видно в Словах Аллаха:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?» (Сура «Ибрахим», 10 аят).
«Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?”» (Сура «аль-Ан’ам» 164 аят).
«Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”». (Сура «ар-Раъд», 16 аят).
И многие другие аяты были ниспосланы в подобном контексте ввиду того, что они подтверждали Господство Аллаха.
Этот вид Единобожия не принесет пользы неверующим, потому что они не единили Его, Свят Он и Велик, в поклонении Ему Единственному. Как сказал Аллах: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей». (Сура «Юсуф» 106 аят).
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Не-го других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». (Сура «аз-Зумар» 3 аят).
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на не-бесах и на земле, чего бы Он не знал?” Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи». (Сура «Юнус», 18 аят).
Второй вид: Единобожие в поклонении Одному Аллаху.
Именно этот вид Единобожия был причиной всех сражений и конфликтов посланников с общинами. Именно для его установления и были отправлены посланники, а суть его – это смысл свидетельства «Нет божества достойного поклонения кроме Алла-ха», которое построено на двух основах: отрицание и подтверждение в этом выражении.
Смысл отрицания: Это устранение всех видов объектов поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, во всех действиях поклонения.
Смысл подтверждения: Это единение Единого Аллаха во всех видах поклонения именно в том виде, как Он узаконил это поклонение (1). Большая часть Ко-рана содержит именно этот вид Единобожия:
«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута (2)!”» (Сура «ан-Нахль» 36 аят).
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (Сура «аль-Анбия» 25 аят).
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять». (Сура «аль-Бакара» 256 аят).
«Спроси тех посланников, которых Мы отправи-ли до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого другие божества, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф» 45 аят).
«Скажи: “Мне внушено в откровении, что ваш Бог, Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?”» (Сура «аль-Анбия» 108).
И многие другие аяты в этом смысле.
Третий вид: Единобожие Аллаха в Его Именах и Атрибутах.
Этот вид Единобожия строится на двух основах, как это пояснил Всевышний Аллах в Коране.
Первая основа: Это очищение Аллаха от качеств, присущих творениям.
Вторая основа: Это Вера во все, чем Он описал Себя и чем описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в истинном, а не метафорическом смысле, так как подобает Ему в Его совершенстве и Величии.
Он сказал, отрицая подобие чего-либо Ему: «Нет ничего подобного Ему», и указал на утверждение Его Качеств в истинном значении: «И Он Слышащий, Видящий». (Сура «аш-Шура» 11 аят).
Этот аят указывает на исключение необходимости обессмысливать ("таътиль") Атрибуты Аллаха, и из него вытекает необходимость подтверждения Атрибутов в их истинном смысле без уподобления, их искажения и опустошения (смысла) (3).
И Аллах указал на бессилие творений объять Его знанием, сказав: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием». (Сура «Та-ха» 110 аят).
Назидание
Все ученые единодушны в том, что Аллах не ниспосылал величественней назидания и большего препятствия (для совершения грехов), чем назидание, заключенное в знании и наблюдении, т.е. когда человек будто бы видит, что его Господь наблюдает за ним, и Он знает все о том, что он делает явно и скрытно.
Ученые привели пример этому великому назиданию и препятствию для грехов, сказав: Представьте себе кровожадного короля – беспощадного и грозно-го убийцу, возле которого стоит его могучий палач. Место казни готово, меч его окроплен кровью, а вокруг этого короля стоят его дочери и жены. Разве придет в голову кому-нибудь из присутствующих совершить что-либо запретное с его дочерьми или же-нами, в то время как он смотрит на тебя и знает обо всем?! Конечно же, нет, и еще раз нет! А Аллаху высочайший пример (ва лиЛЛяхи масалю Аъля). Напротив, все присутствующие будут стоять в страхе с содрогающимися сердцами, поникшими взорами и не-подвижными. Все что они будут желать в эти минуты – это спасения. Нет тут сомнения, а Аллаху высочайший пример, что Аллах знает лучше и осведомлен больше любого короля. Он строже любого из них наказанием и мощью. Его наказание страшней и мучительней, а под Его охраной на этой земле находится все запрещенное Им.
Ведь если бы жители города знали, что поутру их правителю станет известно абсолютно все, что они делали ночью, то они бы провели ее в страхе и оста-вили бы из-за этого все порицаемые дела.
Всевышний Аллах пояснил, что мудрость сотворения Им Своих творений заключается в испытании: «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и вы-явить, чьи деяния окажутся лучше». (Сура «аль-Кахф» 7 аят).
Он также сказал: «Он Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше». (Сура «Худ» 7 аят).
«Он тот, который сотворил смерть и жизнь, что-бы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он Могущественный, Прощающий». (Сура «аль-Мульк» 2 аят).
Эти два аята указывают на значение и пояснение слов Аллаха: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «аз-Зарият» 56 аят).
Исходя из того, что мудростью в сотворении созданий было упомянутое здесь испытание, ангел Джибриль, мир ему, пожелал разъяснить людям путь спасения в этом испытании. Он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Расскажи мне об “Ихсане”» – а это и есть то, в чем испытываются творения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что путь "Ихсан", – и есть великое назидание и препятствие для грехов, сказав: «Это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Муслим 8.
Сколько бы ты не перелистывал страниц Священного Корана, ты встретишь в них это великое назидание:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена…. Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Сура «Каф» 16 и 18 аят).
«Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда не отсутствовали». (Сура «аль-Аъраф» 7 аят).
«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это в ясном Писании». (Сура «Юнус» 61 аят).
«Воистину, неверующие сжимают свои сердца, чтобы спрятаться от Него. Воистину, даже когда они закутываются в одежду, Он знает то, что они утаивают, и то, что они обнародуют. Он ведает о том, что в сердцах». (Сура «Худ» 5 аят).
И аяты с похожими смыслами очень часто встречаются в Коране.
Разница между благим делом и противоположным ему
Священный Коран указал на то, что благое дело должно включать в себя три условия, и если хотя бы одно из них отсутствует, то оно не принесет блага в Судный день для его хозяина.
Первая основа: Чтобы оно было в соответствии с тем, с чем пришел Пророк (4), да благословит его Аллах и приветствует, потому что Аллах сказал:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «аль-Хашр» 7 аят).
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху». (Сура «ан-Ниса» 80 аят).
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас…”». (Сура «Али ‘Им-ран» 31 аят).
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Сура «аш-Шура» 21 аят).
«Скажи: “Аллах позволил вам это или же вы воз-водите ложь на Аллаха?”» (Сура «Юнус» 59 аят).
Вторая основа: Чтобы оно было искренним ради Лика Аллаха, потому что Он сказал:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне». (Сура «аль-Бейина» 4 аят).
«Скажи: “Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман”. Скажи: “Я боюсь, что если я ослушаюсь своего Господа, то меня постигнут мучения в Великий день”. Скажи: “Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру”». (Сура «аз-Зумар» 11-15 аяты).
Третья основа: Чтобы оно было построено на основе правильных вероубеждений, потому что дело как крыша, а вероубеждение подобно её опоре.
Всевышний Аллах сказал:
«А тот, кто совершал праведные дела, будучи верующим…». (Сура «Та-ха» 112 аят).
Аллах обусловил дела верой: «будучи верующим», и сказал о неверующих:
«Мы займемся деяниями, которые они совер-шили, и обратим их в развеянный прах». (Сура «аль-Фуркъан» 23 аят).
«Они те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния». (Сура «Худ» 16 аят).
Обращение за судом не к Шариату
Священный Коран указал на то, что это является явным неверием и придаванием Аллаху сотоварищей.
Когда шайтан внушил мекканским неверующим спросить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об овце, которую нашли утром мертвую: «Кто её убил?» Он ответил: «Её убил Аллах». Затем шайтан внушил им сказать: «Выходит, то, что зарезали вы является дозволенным для пищи, а то, что зарезал Аллах Своей Щедрой Рукой, будет запретным? Выходит вы лучше, чем Аллах!?» Абу Дауд 2818, ат-Тирмизи 3069, ан-Насаи 4437. По этому поводу Аллах ниспослал аят:
«Воистину, шайтаны внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то (клянусь Вы) окажетесь многобожниками». (Сура «аль-Ан’ам» 121 аят).
Это клятва от Аллаха в этом благородном аяте. Он поклялся, что тот, кто подчинился шайтану в его постановлении о дозволенности мертвечины, тот многобожник. Это, по единодушному мнению всех Ученых, является величайшим проявлением многобожия, выводящим из Ислама. В Судный день совершающий подобное услышит:
«Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это прямой путь». (Сура «Я-син» 60-61 аяты).
Всевышних Аллах словами Своего любимца Ибрахима, мир ему, сказал:
«Отец мой! Не поклоняйся шайтану». (Сура «Марьям» 44 аят). То есть: не поклоняйся ему, следуя за ним в его узаконивании неверия и ослушаний.
Аллах сказал: «Они поклоняются вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они поклоняются лишь мятежному шайтану». (Сура «ан-Ниса» 117 аят).
То есть они поклоняются лишь шайтану своим следованием его законоположениям.
«Так многим многобожникам их сотоварищи представили прекрасным убийство детей». (Сура «аль-Ан’ам» 137 аят).
Он назвал их сотоварищами за то, что они подчинялись им в ослушании Аллаха, убивая детей.
Когда ‘Адий ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о Словах Аллаха: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов». (Сура «ат-Тауба» 31 аят).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему, что смысл признания их господами заключался в следовании за ними в их постановлениях запретности дозволенного Аллахом, и дозволении запрещенного Им. ат-Тирмизи 3095.
В этом вопросе нет разногласия.
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться для суда к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан же-лает ввести их в глубокое заблуждение». (Сура «ан-Ниса» 60 аят).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». (Сура «аль-Маида» 44 аят).
«Скажи: “Неужели я пожелаю иного судью по-мимо Аллаха, в то время как Он ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?” Те, кому Мы даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твое-го Господа во истине. Посему не будь в числе сомневающихся». (Сура «аль-Ан’ам» 114 аят).
«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он Слышащий, Знающий». (Сура «аль-Ан’ам» 115 аят).
Слова Аллаха: «исполнилось правдиво» то есть в вестях, «и справедливо» в постановлениях:
«Неужели они ищут суда времен невежества? (5) Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Сура «аль-Маида» 50 аят).
Социальное положение в обществе
В этом важном для каждого общества аспекте, Коран так же осветил путь и дал исцеляющие указания.
Посмотрите, что приказано делать наивысшему руководителю в его государстве:
«Опусти свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним)». (Сура «аш-Шуара» 215 аят).
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах». (Сура «Али ‘Имран» 159 аят).
Посмотрите, что приказано делать обществу в государстве в отношении руководящих лиц:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». (Сура «ан-Ниса» 59 аят).
Посмотрите, что приказано совершать человеку в его семье:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура «ат-Тахрим» 6 аят).
Посмотрите, как приходит напоминание быть предусмотрительным и осторожным в своей семье. Если вдруг произойдет что-то предосудительное, то следует держаться снисходительности и прощения. Вначале приказано быть предусмотрительным и осторожным, а затем держаться благосклонности и прощения:
«О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, прояви-те великодушие и простите их, то ведь Аллах Прощающий, Милосердный». (Сура «ат-Тагъабун» 14 аят).
Посмотрите, что приказано делать каждому индивиду во взаимоотношениях внутри общества:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, быть может, вы помяните назидание». (Сура «ан-Нахль» 90 аят).
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга». (Сура «аль-Худжурат» 12 аят).
«Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщина-ми, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечес-тивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (Сура аль-Худжурат 11 аят).
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Сура «аль-Маида» 2 аят).
«Воистину, верующие братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, быть может вы будете помилованы». (Сура «аль-Худжурат» 10 аят).
«Они совещаются между собой о делах». (Сура «аш-Шура» 38 аят).
Однако, ввиду того, что в каждом обществе отдельный его индивид обязательно подвергается вражде и противодействию со стороны людей или джинов (шайтанов), становится важным указание на исцеление этой социальной проблемы в обществе. Всевышний Аллах пояснил путь решения проблемы человеческой вражды и противодействия, и это избегание вреда этого человека и благосклонная ответная реакция на это. А в отношении вражды и противо-действия со стороны джинов (шайтанов), то нет лучшего решения, кроме как поиск прибежища от них и их вреда у Аллаха.
В отношении решения проблемы с причиняющими вам вред людьми, Аллах говорит: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд». (Сура «аль-Аъраф» 199 аят).
По поводу этой же проблемы с джинами (шайтанами) Аллах говорит: «А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он Слышащий, Знающий». (Сура «аль-Аъраф» 200 аят).
Далее в решении этой проблемы с людьми Аллах говорит: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают». (Сура «аль-Муъминун» 96 аят).
В отношении джинов (шайтанов): «Скажи: “Господь мой! Я прибегаю к Тебе от наваждений шайтанов. Я прибегаю к Тебе, Господь мой, дабы они не приближались ко мне”». (Сура «аль-Муъминун» 97-98 аяты).
И, в конце концов, Аллах пояснил, что это небесное исцеление проблемы полностью устраняет её, а так же сказал, что следовать этому небесному руководству, не дано каждому, а только лишь исключительным личностям, обладателям великого удела от Аллаха: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». (Сура «аль-Фуссилят» 34-35 аяты).
А в следующем аяте продолжил: «А если тебя коснется наваждение шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он Слышащий, Знающий». (Сура «аль-Фуссилят» 36 аят).
Аллах так же пояснил, что эта мягкость и снисходительность должна проявляться в отношении мусульман, а не неверующих (6):
«Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими». (Сура «аль-Маида» 54 аят).
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой». (Сура «аль-Фатх» 29 аят).
«О Пророк! Борись с неверующими и лицемера-ми и будь суров к ним». (Сура «ат-Тауба» 73 аят).
Проявление суровости там, где необходимо про-являть мягкость – глупость, так же как проявление мягкости там, где место суровости – слабость и упадок духа.
إذا قيل حلم قل فللحلم موضع و حلم الفتى في غير موضعه جهل
Если скажут тебе: "Будь мягче",
Скажи: "Для мягкости своё место",
Неуместная мягкость мужчины – невежество.