Что такое предопределение?
Слово القدر «кадар» - отглагольное имя.
Выражение قدرت الشيء قدْراً وقدَراً означает «знать размер или количество чего-либо»[1].
В арабском языке слово القدر «кадар» означает «решение», «приговор», «предел чего-либо», а слово التقدير «такдир» - «размышления по поводу решения какого-либо вопроса»[2].
Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им»[3].
Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания»[4].
Ас-Сафарини писал со слов ашаритских ученых, что «предопределение - это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и тем, что было записано письменной тростью»[5].
Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:
1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, - все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.
2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.
Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.
Когда имама аш-Шафи’и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме:
فمـــا شئــتَ كان وإن لم أشــــأ وما شئــــتُ إن لم تشــــأ لم يكن
خلقت العباد على ما علمت ففي العلم يجري الفتى والمسن
على ذا مننت وهذا خذلت وهذا أعنـــــت وهــــذا لم تعــن
فمنهم شقـــي ومنهم ســـعيد ومنهـــم قبيح ومنهــــم حســــن
Пускай мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.
Ты знал, каким создашь раба,
Младых и старых Ты объемлешь,
Ты одарил и отказал,
Одним помог, другим не внемлешь.
Средь них счастливый и несчастный,
Один уродливый, другой прекрасный[6].
Что такое судьба?
Слово القضاء «када» означает «окончательное решение», «приговор». Оно часто встречается в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и привет-ствует, и этимологически означает «прерывание», «разрыв». Выражение قضى قضاء означает «выносить приговор», «принимать решение», а выражение قضى الشيء означает «доводить до конца», «завершать», «прекращать». Оно употребляется в значении «создавать».
Аз-Зухри сказал:
Слово القضاء «када» в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение «завершение, окончание чего-либо». Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят قُضِيَ «кудийа». Все эти значения встречаются в хадисах[7].
Ученые высказывали два мнения о смысловых различиях между словами القضاء «када» и القدر «кадар».
1. Када - это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар - творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «По мнению ученых, када - это извечное решение об общих понятиях, а кадар - это отдельные детали и подробности того решения»[8]. В другом месте он писал: «Када - это извечное решение об общих понятиях, а кадар - это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей»[9].
2. Второе мнение противоположно первому, т.е. кадар - это извечное решение, а када - это сотворение[10].
Ибн Баттал сказал: «Судьба - это то, что произошло».[11] Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался аль-Хаттаби. В книге «Ма’алим ас-сунан» он писал:
Предопределение - это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершенные Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба - это сотворение. Всевышний сказал:
فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ
«Он сотворил их семью небесами за два дня» (Фуссилат, 12)[12].
Согласно такому толкованию, «судьба - это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение - это то, что было предрешено, а судьба - это то, что произошло и не могло не произойти»[13].
Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана: وَكَانَ أَمْراً مَّقْضِيّاً
«Это дело уже предрешено» (Марьям, 21);
كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْماً مَّقْضِيّاً
«Таково окончательное решение твоего Господа» (Марьям, 71);
وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” - как это сбывается» (Аль-Бакара, 117)[14].
Таким образом, судьба и предопределение - взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них - предопределение - играет роль базиса, а другое - судьба - является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку[15].
Принципы веры в предопределение
Вера в предопределение зиждется на четырех принципах, и если человек признает все четыре принципа, то его вера в предопределение считается правильной. Если же он не признает одного или нескольких из них, то его вера ущербна. Вот эти четыре принципа:
а) вера во всеобъемлющее знание Аллаха;
б) вера в то, что Аллах записал в хранимой скрижали абсолютно все, что произойдет вплоть до судного дня;
в) вера в то, что абсолютно все происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется, и что происходит то, что Он пожелает, и ничто не может произойти вопреки Его желанию;
г) Всеблагой и Всевышний Аллах сотворил все сущее, и никто другой не был соучастником этого сотворения.
Ниже мы подробнее поговорим о каждом из этих принципов.
1. Вера во всеобъемлющее знание Аллаха
Аргументов в пользу этого важного принципа в Писании Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, много. Знание Аллаха объемлет все сущее, и Ему известно то, что произошло в прошлом, и то, что произойдет в будущем, и как бы выглядело то, чего не случилось, если бы оно все-таки случилось. Он ведает обо всем сущем и несуществующем, возможном и невозможном.
Ему известно о сроках жизни, земном уделе и состояниях рабов, о том, как они двигаются и покоятся. Он знает, кто из них счастлив, а кто несчастен; кто попадет в Рай, а кого ввергнут в Ад. Все это было известно Аллаху задолго до сотворения людей, небес и земли. Это следствие того, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием и является Знающим, Ведающим, Слышащим и Видящим.
Всевышний сказал:
«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное» (Аль-Хашр, 22);
«Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всё и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (Ат-Талак, 12);
«Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того» (Саба, 3);
«Воистину, твоему Господу лучше знать, кто сбивается с Его пути. Ему также лучше знать, кто следует прямым путем» (Аль-Ан’ам, 117);
«Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» (Ан-Наджм, 32).
В подтверждение того, что Аллаху известно о том, чего не случилось, но как бы это выглядело, если бы все-таки случилось, Он сказал:
«Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено» (Аль-Ан’ам, 28). Он знает, что в день воскресения неверующие пожелают вернуться в земной мир, но если бы даже они вернулись в него, то все равно стали бы неверующими и заблудшими.
О тех неверующих, которые не внимают призыву на прямой путь, сказано:
«Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением» (Аль-Анфал, 23).
Примером знания Аллаха о том, чего не случилось, являются поступки, которые совершили бы те, которые умерли малолетними детьми, если бы им суждено было вырасти. Аль-Бухари в своем «Сахихе» передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал:
[ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ]
“Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[16].
Муслим передал со слов матери правоверных ‘Аиши, что однажды, когда скончался ребенок, она сказала: «Ему уготована Туба. Один из райских воробушков!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
] أَوَلاَ تَدْرِينَ أَنَّ اللَّهَ خَلَقَ الْجَنَّةَ وَخَلَقَ النَّارَ ، فَخَلَقَ لِهَذِهِ أَهْلاً وَلِهَذِهِ أَهْلاً [
«Разве ты не знаешь, что Аллах создал Рай и Ад, а потом создал обитателей и для одного, и для другого».
В одной из версий Муслима сообщается, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвали на похороны скончавшегося ребенка одного из ансаров. 'Аиша сказала: «Посланник Аллаха, ему уготована Туба. Один из райских воробушков! Он не совершил зла, и оно не добралось до него». Тогда он сказал:
] أَوَغَيْرَ ذَلِكَ يَا عَائِشَةُ إِنَّ اللَّهَ ،خَلَقَ لِلْجَنَّةِ أَهْلاً ، خَلَقَهُمْ لَهَا وَهُمْ فِى أَصْلاَبِ آبَائِهِمْ ، وَخَلَقَ لِلنَّارِ أَهْلاً ، خَلَقَهُمْ لَهَا وَهُمْ فِى أَصْلاَبِ آبَائِهِمْ [
«А мо¬жет быть, нет, 'Аи¬ша. По¬ис¬ти¬не, Ал¬лах соз¬дал оби¬та¬те¬лей для Рая, ко¬гда они еще на¬хо¬ди¬лись в чрес¬лах сво¬их от¬цов, и соз¬дал оби¬та¬те¬лей для Ог¬ня, ко¬гда они еще на¬хо¬ди-лись в чрес¬лах сво¬их от¬цов»[17].
Эти хадисы указывают на то, что Аллаху известно о тех, кто умирает в малолетнем возрасте, но это не значит, что Он бросит людей в Ад, руководствуясь Своим знанием, если даже они не совершат дурных поступков.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, говоря о детях многобожников, писал:
“Аллах лучше знает о том, что бы они совершили. Это значит, что Он знает, кто из них стал бы верующим, а кто неверующим, если бы они достигли совершеннолетия. В хадисе с похожим иснадом, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк r сказал: «В день воскресения Аллах подвергнет их испытанию и отправит к ним посланника на место сбора. Тот, кто последует за ним, попадет в Рай, а тот, кто ослушается его, попадет в Огонь». Вот тогда сбудется то, что знал о них Пречистый Аллах. Он воздаст им за их деяния, которые были известны Ему, - за их веру или неверие, но не на основании одного только знания”[18].
Логические аргументы в пользу того, что судьбы творений были известны Аллаху еще до их сотворения.
Само существование Вселенной и многочисленных творений в ней ясно указывает на то, что Аллах знал о том, какими они будут, до их сотворения. «Невозможно создать что-либо, не зная того, каким это будет, ведь Аллах творит то, что желает, и нельзя пожелать то, о чем не имеешь представления. Иметь представление о том, чего хочешь, подразумевает знание об этом. Таким образом, чтобы сотворить что-либо, нужно пожелать этого, а чтобы пожелать что-либо, нужно знать об этом. Следовательно, чтобы сотворить что-либо, нужно знать об этом»[19].
Помимо того, «совершенство и умелость, с которыми созданы творения, требуют от Творца знания, ведь совершенное и умелое творение не может быть плодом невежества»[20].
Ученые доказывают обладание Всеблагим и Всевышним Аллахом знаниями путем аналогии по достоинству (кийас аль-аула): «Среди творений есть обладающие знанием, и это считается качеством совершенства, и потому невозможно, чтобы Творец не обладал знанием». Этот аргумент имеет два объяснения:
Во-первых, мы точно знаем, что Творец совершеннее творений и что необходимое (ваджиб) совершеннее возможного (мумкин). И мы точно знаем, что если допустить существование двух существ - знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным. И если бы Творец не был Знающим, то получилось бы, что творения более совершенны, чем Он, а такое невозможно.
Во-вторых, все знания приобретены творениями от Всеблагого и Всевышнего Аллаха, и невозможно, чтобы творивший совершенство сам не обладал этим качеством. Напротив, Он более достоин того, чтобы обладать им, и поэтому любое проявление совершенства, присущее творениям, еще больше подобает Творцу. И любого недостатка, отсутствующего у творений, тем более нет у Творца[21].
Все эти доводы ты можешь найти в словах Всевышнего:
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (Аль-Мульк, 14).
На то, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием, указывают Его повествования о событиях, которые еще не произошли. Так, в предыдущих Писаниях Аллах сообщил о пришествии нашего благородного Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его качествах, нравах и отличительных чертах, а также качествах его последователей. В Священном Коране было поведано о том, что византийцы в течение нескольких лет победят зороастрийцев-персов, и впоследствии все так и произошло. В Коране и сунне много рассказов о событиях, которые произойдут в будущем.
Отредактировано MEDINNA (2009-08-07 04:34:04)