Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Лекции и хутбы » Укрепление против шайтана


Укрепление против шайтана

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Укрепления, воздвигаемые мусульманином против шайтана

М. БАРАХОЕВ,  11.10.2005 17:40

ПЕРВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: искренность.

Искренность - это путь спасения от шайтана по его же признанию.

Всевышний Аллах говорит языком шайтана в Коране: "Он сказал: "Мой Господь, за то, что Ты сбил меня, я разукрашу им то, что на этой земле. И я собью их всех, кроме Твоих искренних рабов". (Аль-Хиджр, аяты 39-40)

Шайтан признался в своем бессилии сбить искренних рабов Аллаха.

Он тот, который делает добрые дела и не любит, чтобы его хвалили за это.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Поистине, великий Аллах принимает из дел только те, которые были совершены ради него".  (об этом рассказал Ан Нисани.)

ВТОРОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: поклонение единому Аллаху.

Когда шайтан похвалялся Аллаху, что он собьет с истинного пути Адама и его потомство, Аллах ответил ему, объяснив, что существует группа людей, над которой он не может взять власть, и сказал:

"Постине, рабы Мои, у тебя нет власти над ними…" (Аль Хиджр, аят 42)

ТРЕТЬЕ УКРЕПЛЕНИЕ: придерживаться Джамаата.

Нахождение в Джамаате отпугивает шайтана и вызывает благосклонность Аллаха.

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, волк съедает отдалившуюся от стада овцу". (Об этом рассказал Абу Дауд).

Умар Ибн Хаттаб рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)сказал: "Тот, кто хочет середину рая, пусть находится в Джамаате, поистине, шайтан с одним человеком, а от двоих он отдаляется". (Об этом рассказали Ахмад и Ат-Тирмизи).

Джамаат требует от мусульманина два условия:

1) Находиться в Джамаате по убеждению, а также его убеждение должно быть подобным убеждению первого поколения, то есть, сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и последующих поколений, которые шли по их пути. Ибн Масуд сказал: "Джамаат- это то, что совпало с истиной, если даже ты один".

2) Быть в рядах Джамаата, то есть, душой и телом быть с людьми истины, где бы они ни были. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Группа из уммы будет придерживаться истины, и не вредит им то, что другие их оставили без поддержки. Пока не придет повеление Аллаха, в то время, когда они будут в таком положении".

ЧЕТВЕРТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: групповой намаз.

Пренебрежение групповым намазом насылает на человека шайтан.

Абу Дарда рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если трое находящихся либо в селе, либо в пустыне не совершают групповой намаз, шайтан берет власть над ними, так что придерживайся группового намаза, ведь волк съедает отдалившуюся от стада овцу" (об этом рассказал Абу Дарда).

ПЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: придерживаться Корана и Сунны.

Самый лучший метод для защиты от шайтана - это придерживаться Корана и Сунны, изучая их и практикуя. Коран и Сунна пришли прямым путем, а шайтан борется, чтобы отвести нас от этого пути.

Всевышний Аллах сказал: "И это - Моя дорога, прямая; следуйте же по ней, и не следуйте другими путями, чтобы они не сбили вас с Его пути. Это Он завещал вам, - может быть, вы станете богобоязненными! (Скот, аят 153).

ШЕСТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: прибегать к помощи Аллаха.

Знай, что ты сможешь победить шайтана только при помощи Аллаха.

И если ты хочешь избавиться от козней шайтана, то прибегай к помощи Аллаха, Он тебя защитит от него.

СЕДЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: совершение хороших дел.

Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: " Если человек читает аят с поклонением, то когда он совершает земные поклоны, шайтан отдаляется от него, плача и говоря:
" Горе мне, человеку было повелено совершить земной поклон, он совершил его, и этим заслужит Рай. И мне было повелено совершить земной поклон, а я отказался, и этим заслужил Ад".(Об этом рассказал Муслим).

ВОСЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: прибегать к Аллаху, произнося ( аузубиллах иминашайт анирражим)

"Я прибегаю к Аллаху во избежание проклятого сатаны".

Места и обстоятельства, где следует произносить эти слова:

1) Когда почувствуешь наваждение шайтана и его наущение. Великий Аллах сказал:

"Если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к Аллаху". (Преграды, аят 200). 

аузубиллах иминашайтан ирражим

1) Во время чтения Корана Великий Аллах сказал:

"Когда ты читаешь Коран, то прибегай к Аллаху от проклятого шайтана". (Пчелы, аят 98).

2) Во время входа в туалет.

Сподвижник Пророка (Да Благословит его Аллах и приветствует) Анас рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда заходил в туалет, говорил:  "О мой Аллах, я прибегаю к тебе от шайтана мужского и женского пола".  (Текст согласован).

3) Во время совершения намаза.

Джубайр рассказал, что он видел, как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда он совершал намаз, говорил: "Аллах превелик, хвала Аллаху много раз и свят Он утром и вечером (три раза). Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана, от его высокомерия, от его песен и от его касания".

4) Во время приступа гнева. Однажды двое поругались в присутствии посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует).
У одного даже нос был готов разорваться от сильного гнева. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Я знаю слово, если он его скажет, гнев его пройдет". Они сказали: "А что это за слово, о, посланник Аллаха?" Он сказал: "Я прибегаю к Аллаху во избежание проклятого шайтана".

5) Во Время лаяния собак и крика ослов

Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах
и приветствует) сказал:  "Когда вы услышите крик ослов, то прибегайте к Аллаху от шайтана: они увидели шайтана. А когда вы услышите крики петухов, то просите у Аллаха милости: они увидели ангелов". (Текст согласован).

Джабир сказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  "Когда вы услышите лаяние собак и крики ослов ночью, то прибегайте к Аллаху: они видят то, чего вы не видите".

ДЕВЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: защита семьи, детей и имущества.

Абдулла Ибн Амр передал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  "Если кто-нибудь из вас женится или найдет прислугу, пусть он скажет: "О, мой Аллах, я прошу у Тебя ее добро и добро, которое Ты создал в ней, и прибегаю к Тебе от ее зла, которое Ты создал в ней, и прибегаю к Тебе от ее зла и от зла, которое Ты создал в ней".

Ибн Аббас передал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если один из вас когда он на едине с женой скажет: "Во имя Аллаха, о, мой Аллах, отдали от нас шайтана и отдали шайтана от ребенка, которого ты нам даруешь. Если у них родится ребенок,
то этому ребенку шайтан никогда не повредит". (Текст согласован).

Ибн Масуд сказал:

"Когда к тебе придет твоя жена, то повелевай ей совершить за тобой два раката намаза и скажи:

"О, мой Аллах, благослови для меня мою семью и благослови меня для них. О, мой, Аллах, соедини нас, когда ты соединяешь с добром и раздели нас, когда разделяешь с добром".

Когда человеку понравится что-либо, что он приобретает из имущества, пусть он скажет:
"Это то, что захотел Аллах. Нет силы, кроме как у Великого Аллаха".

Также желательно оберегать своих детей:
Абдулла ибн Аббас рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) оберегал Хасана и Хусейна следующей молитвой:
"Я прошу защиты для вас совершенными словами Аллаха от всех шайтанов, вредных насекомых и от дурного глаза".

ДЕСЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: суратуль-Бакъара (сура "Корова").

Сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Абу Хурайра рассказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не превращайте свои дома в кладбища. В дом, в котором читают суратуль-Бакъара, шайтан не заходит". (Об этом рассказали Ахмад и Муслим)

ОДИННАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: десять аятов из суратуль-Бакара

Ибн Масуд сказал: "Кто прочтет десять аятов из суратуль-Бакъара ночью, в этот дом шайтан не войдет: четыре аята вначале, аятуль-Курсий, два аята после него и три последних аята". А также рассказали, что если прочитать их над сумасшедшим, то разум его прояснится.

ДВЕНАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: два последних аята из суратуль-Баъкара.

Ибн Масуд рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет два последних аята из суратуль-Бакъара, их ему вполне хватит". (Текст согласован).

Говорят, что этих двух аятов хватает от ночного вставания, или от шайтана, или от других зол. Аллах лучше знает.

ТРИНАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: последние суры из Корана.

Чтение последних сур из Корана.
Аиша рассказала, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда ложился в постель, складывал свои руки перед собой и читал последние три суры из Корана, потом дул на руки и обтирал ими свои передние части тела, начиная с головы и лица, и повторял это три раза".
(Об этом рассказал Аль-Бухари).

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: азкары (упоминание имени Аллаха).

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха
(Да благословит его Аллах и приветствует)
сказал: "Кто скажет: "Нет божества, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он над всякой вещью мощен" сто раз в день - это приравнивается ему выкупу десяти рабов, ему за это запишется сто хороших дел, и у него стираются сто плохих дел, и в этот день он бывает в безопасности от шайтана, и лучше него совершит лишь тот человек, который сделает больше него". (Текст согласован).

А также нужно произносить и другие азкары.

ПЯТНАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: оберегание зрения, глаза.

Искушение исходит от чрезмерного взгляда, как приведено в "Маснаде" от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), где он сказал:

"Взгляд - это, ядовитая стрела из стрел Иблиса тому, кто опустит свой взор ради Аллаха. Аллах дает ему сладость, имана, которую будет находить в сердце до смерти",

(Об этом рассказал Ахмад). Здесь мы имеем в виду не только отведение взора от женщин, но также оберегание глаза от всех запретов, наподобие взгляда на мусульманина с завистью, с гневом и с презрением.

ШЕСТНАДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: оберегание языка.

Знай, мой брат, пусть Аллах проявит к тебе милость.
Язык является самым большим орудием для шайтана, и поэтому оберегание языка является одним из самых больших укреплений против шайтана.
Под обереганием языка мы подразумеваем несколько дел:

1) Оберегание языка от того, что тебя не касается.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Лучший Ислам - у того Человека, кто оставил то, что его не касается".
(Об этом рассказал Ат-Тирмизи).

2) Оберегание языка от лишних разговоров.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Блажен тот, кто воздерживается от лишнего разговора и израсходовал излишества своего имущества".

3) Оберегание языка от лжи.
Абу Хурайра рассказал, что он слышал, как Пророк
(Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  "Если раб говорит слово, не выяснив, ложь это или истина, - это слово приводит его в огонь".
(Текст согласован).

4) Оберегание языка от споров.
Абу Умамат рассказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я гарантирую дом на краю Рая тому, кто оставит спор, если даже он прав. Я гарантирую дом в Раю в середине Рая тому кто оставит ложь даже в шутку. И я гарантирую дом на вершине Рая тому, у кого хороший нрав".
(Об этом рассказал Абу Давуд).

5) Оберегание языка от враждебного спора.
Аиша рассказала, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самый ненавистный у Аллаха тот, кто спорит, проявляя вражду".
(Об этом рассказал Аль-Бухари)

6) Оберегание языка от болтовни.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Самые любимые из вас мне, и самые близкие из вас ко мне в меджлисе
в Судный День, - это самые лучшие из вас нравами. Самые ненавистные из вас мне и самые далекие из вас от меня в День Суда - это болтуны, люди, старающиеся показать свое красноречие через силу, и гордецы",
(Об этом рассказал Ахмад).

7) Оберегание языка от сквернословия.
Ибн Масуд рассказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Верующий не бывает ругающим, проклинающим, сквернословящим, низким и подлым". (Об этом рассказал Ат-Тирмизи).

8) Оберегание языка от брани.
Ибн Масуд сказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Брань мусульманина - это порок, и враг, его - богохульство".
(Текст согласован).

9) Оберегание языка от проклинания.
Ибн Умар рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Верующий не бывает проклинающим".
(Об этом рассказал Ат-Тирмизи).

0

2

Как бороться с навязчивыми наущениями шайтана?

Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу.

Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело [1].

Ахмад, ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд передали со слов Анаса, что Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови»

[2]. Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.

Среди тех, кто излишествует при выполнении религиозных обрядов, оказываются и люди с неустойчивой психикой, которых шайтан шаг за шагом доводит до состояния, близкого к помешательству.

Они повинуются своему врагу во всём, что он им говорит и приказывает,
и со временем перестают верить даже своим собственным органам чувств.
Они принимают за реальное то, чего в действительности не происходит,
и сомневаются в том, что всего несколько мгновений назад совершили у себя на глазах. Для многих из них этот путь начинается с сомнений, касающихся ритуального осквернения.

Ал-Куртуби в своём тафсире передал слова Ибрахима ат-Тайми:
«Первое, с чего начинает искуситель, — это омовение». Шайтан внушает им, что у них произошло выделение газа и их омовение нарушилось, и не перестаёт наущать их, пока они не совершат омовения заново.
Тем самым они повинуются шайтану и ослушаются
Посланника Аллаха, который сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим со слов Абу Хурайры.

Другая распространённая форма наущений — сомнения относительно намерения перед омовением и намазом. Шайтан внушает таким людям, что намерение совершить ритуальное действие не утвердилось в их сердце и что без намерения их благодеяние непременно будет отвергнуто. Уступая его настойчивости, они многократно повторяют в душе или языком намерение совершить тот или иной обряд, уклоняясь от сунны нашего Посланника.

Однако явный враг не покидает их после этого в течение всего обряда и даже после него. Он внушает им, что установлений сунны для них недостаточно и что к ним следует добавить ещё что-нибудь. Повинуясь ему, некоторые из этих ослушников многократно моют одну и ту же часть тела во время омовения и купания, опасаясь, что на их теле все ещё остались сухие места.

Описывая их состояние,
Ибн ал-Каййим в книге «Игаса ал-лахфан» (1/209-210) пишет:
«Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с софистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет.
Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».

Шейх ал-Албани пишет: «Ты можешь увидеть, как шайтан заигрывает с ними, так что кое-кто из них впадает в своего рода безумие. Он моет руки или лицо столько раз, что иногда число их трудно сосчитать. Он тщательно протирает их, сильно обременяя себя и уходя в раздумья. При этом он знает, что эта часть тела не касалась чего-либо в большей или меньшей степени нечистого, но не прекращает изнурять себя, пока увидевший это не примет его за умалишённого, нисколько не сомневаясь в своём суждении. Закончив мыть одну часть тела с таким большим трудом, он приступает к другой части тела и т.д. Многие из них заходят в ванную до наступления срока рассветного намаза и выходят оттуда только после восхода солнца.

Шайтан добивается от ослушников такого повиновения, и они причиняют себе страдания, совершая грех, не доставляющий им никакого удовольствия и не делающий им никакой чести. А ведь помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью».

В трудах мусульманских учёных описаны многочисленные примеры того, как повиновение шайтану унижает человека и причиняет ему страдания, как духовные, так и физические.

Ибн ал-Каййим рассказал со слов одного из заслуживавших доверия людей о человеке, который сильно страдал от наущений шайтана. Он многократно повторял своё намерение, причиняя много беспокойства молящимся позади имама. Однажды он поклялся, что разведётся с женой, если такое повторится ещё раз, но Иблис не отстал от него, пока тот не повторил это снова. Он развёлся со своей женой и сильно страдал из-за этого. Долгое время они жили порознь, после чего та женщина вышла замуж за другого мужчину и родила тому ребёнка. Однако они тоже были вынуждены расстаться, и через некоторое время женщина вернулась к бывшему мужу, который едва не умер от разлуки с ней.

Он же рассказал другой случай, когда мужчина, страдающий от наущений, подолгу утверждал намерение совершить намаз. Как-то раз он готовился начать коллективный намаз и несколько раз произнёс:
«Я совершаю такой-то намаз в отведённое для него время ради Аллаха».
Тут он вместо слова «аддаан» сказал «азаан» и получилось: «Я совершаю такой-то намаз, причиняя страдания ради Аллаха». Тогда молившийся рядом с ним прервал свой намаз и сказал: «Причиняя страдания Его Посланнику, Его ангелам и группе молящихся».

Абу ал-Фарадж ибн ал-Джаузи рассказывал, что как-то раз к Абу ал-Вафа ибн ‘Акилу пришёл мужчина и сказал: «Я погружаюсь в воду много раз, но сомневаюсь, правильно ли я совершил полное омовение (гусл). Что ты скажешь об этом?» Шейх сказал ему: «Ступай, тебе не обязательно совершать намаз». Тот спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что Пророк сказал, что перо поднято у троих: у слабоумного, пока к нему не вернется разум, у спящего, пока тот не проснется, и у малолетнего ребёнка, пока тот не подрастет. Тот, кто погружается в воду несколько раз и всё ещё сомневается, коснулась его вода или нет, является безумцем».

Шайтан не только сбивает этих заблудших с прямого пути, но и внушает им, что они поступают правильно. Внимая его лживым убеждениям, они называют своё поведение богобоязненностью и оправдываются стремлением избавиться от сомнений.

Ибн ал-Каййим (1/204) пишет, что некоторые из них говорят:
«Шариат не порицает тех, кто проявляет осторожность и основывается на том, в чём можно быть уверенным, пусть даже вы называете это наущениями. ‘Абдаллах ибн ‘Умар при очищении мыл внутри глаз, пока не ослеп из-за этого. Абу Хурайра во время омовения мыл плечи (часть руки выше предплечья — К.Э.), а когда омывал ноги, то мыл и голени. Мы тоже проявляем осторожность и основываемся на том, в чём можем быть уверенными. Мы отказываемся от сомнений в пользу того, что не вызывает сомнений и что хорошо известно. Мы избегаем сомнительного и не отступаем от шариата, не привносим в религию новшества. Разве это не лучше, чем проявлять небрежность и халатность, как это делают рабы, которые не придают значения своей религии, не проявляют осторожности, а плывут по течению? Они не придают значения тому, как и где они совершают омовение, где молятся. Они не обращают внимания на то, что попадает на подол их одежды и на их рубаху. Они не задумываются над своими намерениями. Напротив, они проявляют беспечность и надеются на благой конец. В действительности же они пренебрегают своей религией и не обращают внимания на сомнительное. Они могут принять за чистое то, что на самом деле является самой отвратительной скверной. Они без колебаний берутся за сомнительное. Разве ж их можно сравнить с тем, кто старается выполнить приказ наилучшим образом и не сделать упущение? И если даже он делает что-либо лишнее, то его намерение всего лишь выполнить приказ совершенным образом, без упущений. Всё, в чём нас упрекают, это всего лишь осторожность, проявляемая в выполнении приказов и избегании запретного, и это лучше, чем проявление небрежности в этих делах, и конечный исход у такого отношения тоже лучше».

Однако они забывают, что их чрезмерная осторожность противоречит сунне Пророка Мухаммада, который разъяснил своим последователям, как правильно бороться с подобными наущениями. Его религиозная практика — наилучший пример для всех верующих. Она ясна, как день, и отступает от неё только несчастный и заблудший.
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (ал-Ахзаб, 21).

Аллаха велел избегать излишеств и чрезмерности в религии,
ибо именно это качество погубило предыдущие религиозные общины. Всевышний сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение”» (ал-Маида, 77).

Из пророческой сунны ясно, что выполнение религиозных обязанностей может стать обременительным и даже наскучить человеку. Оно может лечь на его плечи непосильным бременем, надломив его волю и устремлённость. Избежать этого может только тот, кто следует путём Пророка, проявляя умеренность и избегая двух крайностей: чрезмерности и халатности.

Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры,
что Посланник сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно одолевает его. Так поступайте же правильно и приближайтесь [3], радуйтесь и испрашивайте помощи [у Аллаха] утром, вечером и в некоторые часы ночи».

Посланник Аллаха приказывал ни в чём не походить на шайтана, избегать сходства с ним и поступать наперекор его желаниям.
В обоих «Сахихах» и четырёх «Сунанах» приводится рассказ
Абу Хурайры о том, что Посланник сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах прощает моим последователям то, что наговаривают их души, пока они не произнесут или не совершат этого».

В «Сунанах» Ибн Маджи и ал-Байхаки приводится его рассказ о том,
что Пророк сказал: «Поистине, Аллах прощает моим последователям наущения в их груди, пока они не совершат или не произнесут этого, и прощает им то, к чему они были принуждены».

Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Эти удивительные хадисы свидетельствуют о безграничной милости Аллаха к верующим, ведь они избавлены от отвественности за наущения шайтана и нашептывания своих сердец, пока не совершат предосудительный поступок или не произнесут богопротивное слово. Поэтому пренебрежение тем, что говорит шайтан, и полный отказ от размышления об этом — один из самых действенных методов борьбы с навязчивыми наущениями.
На это целебное средство указывают слова Всевышнего Господа:
«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (ал-Бакара, 168-169).

Другое эффективное средство борьбы с наущениями — твёрдая решимость неотступно следовать сунне Пророка Мухаммада.

Ибн ал-Каййим в «Игаса ал-лахфан» (1/212) пишет:
«Шайтан добился того, что подверг их наказанию в этом мире еще до наступления жизни последней. Он сбил их с пути Посланника и ввёл их в число привиредливых и излишествующих, а они полагают, что поступают праведно. Кто желает избавиться от этой напасти, тот должен осознать, что истина — в следовании путём Посланника Аллаха в словах и поступках. Он должен твёрдо вознамериться следовать его дорогой, не сомневаясь в том, что это и есть прямой путь и что противоречащее этому — обман и наущения Иблиса. Он должен быть убеждён в том, что Иблис — это враг, не призывающий его к чему-либо хорошему, и что он предлагает своим сторонникам стать обитателями Пламени».

Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (35526) передал слова Убаййа ибн Ка‘ба:
«Вы обязаны следовать путём [верующих] и придерживаться сунны,
ибо если раб, поступающий так, поминает Милостивого [Аллаха] и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то Огонь никогда не коснётся его. И если раб, следующий путём [верующих] и придерживающийся сунны, поминает Аллаха и по его коже проходит дрожь от страха перед Аллахом, то его можно сравнить с деревом, листья которого высохли, ибо грехи сыплются с него так же, как листья опадают с этого дерева, когда дует ветер. Воистину, умеренно следовать путём [верующих] и придерживаться сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путём и поступая вопреки сунне. Посмотрите на свои деяния, и пусть они соответствуют пути и сунне пророков, независимо от их умеренности и усердия». Похожее высказывание от его имени передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Ибн Батта в «ал-Ибана ал-кубра».

Ещё одно средство — искренне радоваться тому, что шайтан лишился надежды склонить человека к греху иным путём, ибо навязчивые наущения — одно из последних оружий врага рода человеческого.

Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха и сказали: «Мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк  сказал: «Это истинная вера».

В «Мусаннафе» ‘Абд ар-Раззака (20439) приводится со слов аз-Зухри отосланная версия этого хадиса. В ней сообщается, что один из ансаров сказал: «Пророк Аллаха, мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба (букв.: с Плеяды) для нас милее, чем обнаружить это». На это он сказал: «Неужели вы уже ощущаете это? Поистине, до этого шайтан пытается сбить раба, но если он избавляется от него, то он ввергает его в такое, и это истинная вера».

Имам ан-Навави передал слова шейха Ахмада ибн Абу ал-Хавари:
«Однажды я пожаловался Абу Сулайману ад-Дарани на то, что меня тревожат наущения шайтана, и он сказал: “Если хочешь, чтобы это прекратилось, радуйся, когда бы ты ни ощутил его присутствие. Если ты станешь радоваться, это прекратится, ибо нет для шайтана ничего ненавистнее радости верующего, если же ты станешь горевать из-за него, он будет досаждать тебе ещё больше”».

Безусловно, искренне радоваться наущениям можно только тогда, когда ты поступаешь наперекор шайтану и не отступаешь от сунны Посланника Аллаха.
Наконец, наилучшим средством против навязчивых наущений является многократное поминание Аллаха и обращение к Нему за покровительством. Аллах назвал шайтана наущающим в груди людей и отступающим при поминании Его.

В Коране также сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (Фуссилат, 36).

Ан-Навави в «Азкаре» передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Мы уверовали в Аллаха и посланников Его /Аманна би-Лляхи ва би-русулих/” — и эти наущения перестанут беспокоить его».

В том же сборнике приводятся слова одного из улемов:
«Если во время омовения или молитвы, равно как и в других обстоятельствах, шайтан станет нашёптывать что-либо человеку, желательно, чтобы он говорил: “Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, ибо когда шайтан слышит слова поминания, он отступает и удаляется» [4].

Эльмир Кулиев
17 февраля 2007 г.

0


Вы здесь » Mumtahana » Лекции и хутбы » Укрепление против шайтана