Манхадж салафов.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Языковое и шариатское определение слова “аль-манхадж”Ан-Нахдж, аль-манхадж и аль-минхадж – это ясная прямая дорога. Всевышний и Всемогущий Аллах в Своей великой Книге сказал: «Для каждого из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж » (аль-Маида 5: 48).
Это значит: закон и ясную дорогу.
Всевышний Аллах для каждой общины устроил свой шариат и манхадж. Он даровал ша-риат обладателям Торы, шариат – обладателям Евангелия и шариат – обладателям Корана. Несмотря на то, что эти шариаты различались в законоположениях, все они сходились в по-клонении Одному лишь Аллаху
(ат-таухид). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ска-зал: «Я ближе всех людей к ‘Исе сыну Марйам как в этом мире, так и в мире ином. Все проро-ки – братья по отцу, матери у них разные, а религия – одна. А между мной и ‘Исой не было пророков». аль-Бухари и Муслим.
Этот хадис означает, что все пророки были единогласны в вопросах единобожия, однако во второстепенных вопросах их законы (шариаты) были различны. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха):
«Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет никого, достойного поклонения кроме Меня, поклоняйтесь же Мне!»
(аль-Анбия 21: 25).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: “Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагъута ”»
(ан-Нахль 16: 36).
Это является единобожием Великого и Всемогущего Аллаха, однако шариаты пророков различались повелениями и запретами.
Языковое и шариатское определение слова “аc-саляф”
Ас-Саляф – это предшествующий народ. Аллах в Своей великой Книге сказал: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (аз-Зухруф 43: 55-56).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун) являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов. Каждый мусульманин обязан следовать Корану и достоверной Сунне, обращаясь к тому, как их понимали саляфы, да будет доволен ими Аллах. Они заслуживают следования по их дороге, потому что были верными в своей вере, стойкими в своих вероубеждениях и искренними в поклонении.
Имамом саляфов является посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следовать и подчиняться которому нам повелел Всевышний Аллах, сказав: «Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (аль-Хашр 59: 7).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является прекрасным примером для мусульман, о чем Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Ал-лаха» (аль-Ахзаб 33: 21).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил только то, что было Откровением с небес.
Всевышний Аллах об этом сказал: «Он не говорит по пристрастию. Это – только ниспосылаемое Откровение» (ан-Наджм 53: 3-4).
Всевышний Аллах повелел нам сделать Своего посланника (мир ему и благословение Ал-лаха) судьей во всех наших делах и сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уве-руют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не пере-станут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (ан-Ниса 4: 65).
Всевышний также предостерег нас от ослушания и противоречия пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Пусть же берегутся те, которые противятся повелению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное» (ан-Нур 24: 63).
Когда саляфы препирались о чем-либо, они обращались к Книге Великого и Всемогущего Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и об этом слова Всевышнего:
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланни-ку, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу»
(ан-Ниса 4: 59).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передал человечеству послание своего Господа и разъяснил Его Книгу. Всевышний Аллах об этом сказал: «Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль 16: 44).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Хватайтесь за нее коренными зубами и остерегайтесь нововведений, ибо всякое нововведение — это заблуждение». Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный.
Самыми лучшими мусульманами из числа саляфов после посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являются его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые с верностью и искренностью переняли от него религию. Всевышний Аллах так охарактеризо-вал их в Своей Книге: «Среди верующих есть люди, которые верны завету, который они заключили с Аллахом, и такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, кто еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (аль-Ахзаб 33: 23).
Они те, кто совершал благие дела, о которых Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков. Кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (аль-Бакъара 2: 177).
Этот аят называется аятом правдивости, и этими качествами Аллах описал сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Их законом и конституцией была Книга Аллаха, а затем – Сунна. Сунна – самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание после Книги Всемогущего Аллаха, как в вопросах религии, так и в мирских делах. Сунна - это цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель. Затем после Сунны следует придерживаться единогласного мнения саляфов и имамов нашей общины (аль-иджма’).
Саляфы – это лучшее поколение людей, о которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним» Потом он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Затем появятся люди, которые будут свидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершать предательства, из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их. И они будут жирными». аль-Бухари, Муслим.