ВВЕДЕНИЕ
Тавхид - краеугольный камень Ислама. Само утверждение, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад (мир Ему!) - Его истинный посланник, указывает на то, что преданность, раболепие и преклонение должны быть связаны только с одним Аллахом, потому что именно он создатель Вселенной, ее повелитель и законодатель.
Понятие “Тавхид” в Исламе нельзя путать с представлениями Бога в Христианстве, в Иудаизме или любой другой религии. Есть религии, в которых Бог рассматривается как идея, символ и указатель. Есть и другие, рассматривающие Бога как философскую категорию. Ислам отвергает обе точки зрения. Позиция Ислама - логическая, четкая и простая. Только Аллах - единственный и вечно существующий Господь.
Основываясь на учении Корана и хадисах , наш брат по вере Мухаммад Ибрагим Хуссаин предпринял попытку в этой книге обобщить исламское понимание Тавхида.
Да примет Аллах его старание и вознаградит его за этот труд, который, как мы надеемся, поможет не только Мусульманам, но также многим и не мусульманам понять значение Тавхид.
5 мая 1986 г. Профессор-доктор Анис Ахмад
ТАВХИД - ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА
Тавхид - суть Ислама и источник его силы. Все остальные законы и заповеди Ислама прочно стоят на этом основании. Без тавхида сама религия теряет смысл.
Провозглашение веры в Исламе состоит из двух простых утверждений:
1) нет другого божества, кроме Аллаха;
2) Мухаммад является посланником Аллаха. Первое утверждение выражает концепцию Тавхида, а вторая - концепцию пророчества.
ЗНАЧЕНИЕ ТАВХИДА
Тавхид провозглашает, что нет никого другого кроме Аллаха, достойного поклонения. Перед ним Одним склоняются головы в покорности и восхищении, и Он Единственный и исключительный Владыка и Властелин. Все нуждаются в Нем, и все просят Его помощи и руководства. Общая концепция Тавхида приведена в Корана “Очищение” “Скажи: Он - Аллах, един и Единственный Аллах вечный, он не рождает, и Он не рожден. И нет никого, кто мог бы с ним сравниться.”(112:1-4) Сура даёт знания нам об Аллахе (Боге) в одной понятной фразе, предупреждая обо всех ловушках, в которые попали многие народы и нации, пытавшиеся понять Его. Природа Аллаха настолько возвышенна, что недоступна нашему ограниченному восприятию. Но в то же время Он не абстрактная философская категория. 0н всегда рядом с нами. Он заботится о нас, и мы обязаны Ему своим существованием. Только Аллах - Один - Единственный Бог, Господь, Творец, Опора Вселенной, и к Ему Одному должно быть наше поклонение. Все предметы и существа - Его творения и поэтому не могут сравниваться с Ним. Он - Вечен, без начала и конца, он абсолютен, без ограничений временем, местом или обстоятельствами. Мы не должны думать о нем, как имеющем отца или сына, ибо это перечеркивает нашу концепцию об Аллахе и Его возвышенной природе и помещает в рамки человеческих ограничений и нужд. Аллах не похож ни на кого и ни на что знакомое нам или воображаемое. Его природа и Его качества уникальны. Согласно Корану, Аллах - это Ассамад (1). “Ассамад” трудно перевести одним словом, ибо оно предполагает две вещи: во-первых, оно означает, что абсолютное существование может быть предписано только Аллаху, а для любого другого оно лишь временное или условное, во-вторых, что Аллах не зависит ни от кого и ни отчего, а все вещи и люди зависимы от Него. Эта концепция отрицает идею богов и богинь, которые едят, пьют, спорят, устраивают заговоры или интриги и нуждаются в подношениях от почитателей. (2) За общепонятность и доступность идеи Тавхида в суре “Очищение”, Пророк Мухаммад (да будет мир над ним) приравнял ее к одной третей Корана. Он советовал мусульманам чаще её читать. В Коране есть важный аят, в котором выражена идея Тавхида в полной мере. В суре “Корова” читаем: “Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает им ни дремота, ни сон (3) . Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним иначе как с Его позволения? Он знает, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине. Он - высокий, великий!” (Коран 2:255)
Этот аят опровергает неправильные представления и предрассудки о Боге и вселенной, которые, в течение всей истории, существовали у многих народов и составляли часть нескольких философии. Согласно Исламу и в противоположность заблуждающимся верованиям, все качества совершенства и славы присущи только Аллаху, Он один называется божественным без всяких недостатков и слабостей. Возможно поэтому Пророк Мухаммад (мир ему) считал этот стих величайшим в Коране. Только Аллах Один заслуживает молитв, почитания, преданности, подчинения. Ему одному принадлежит абсолютная власть, только он полностью независим. Ни к кому другому нельзя обращаться с молитвой, поклоняться, взывать о помощи и спасении. Ангелы, пророки, святые и другие духовные лидеры не могут быть предметом поклонения. Есть лишь один один Бог, Создатель, Господь, Опора Вселенной и Владыка - Всемогущий Аллах. Все другие живые существа - Его слуги. Его создания. Никто не имеет большей власти, чем той, которой наделил Аллах.
КАЧЕСТВА АЛЛАХА
У Аллаха самые лучшие имена. Каждое имя означает высшее качество, исключающее любой порок или слабость. Недостатки могут быть только у Его созданий. Аллах выше их всех: самый Великолепный и самый возвышенный. “Скажи: Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена” (Коран 17:110) “У Аллаха прекрасные имена” (Коран 7-18) Пророк Мухаммад (мир ему) учил: “У Аллаха девяносто девять самых красивых имен”. Каждое из них отражало Его качества таким образом, что было понятно простому человеку. Более того, эти имена укрепляют идею Тавхида и помогают верующим отвергать предрассудки и заблуждения широко распространенные среди многих людей. Чем больше задумываешься над каждым именем Аллаха и сравниваешь его значение с распространенными заблуждениями, тем легче чувствуешь его чистоту. Такое осмысление имен помогает понять истинную суть Аллаха, понять степень отклонения многих людей от ее понимания, приводящего к разного рода ширку (4) - большому и малому, явному и тайному. Вот почему чрезвычайно важно, познакомить человечество со славными именами Аллаха, выражающими его свойства. Поэтому в Коране , последнем послании Аллаха человечеству, их очень много. Эти имена служат оплотом идеи Тавхида и эффективно защищают мусульман от ширка. Этим можно объяснить, почему Пророк (мир ему) сказал: “Поистине есть девяносто девять имен Аллаха. Кто их воспринимает, тот обязательно попадет в Рай.”
Этот хадис, высказывание Пророка, особенно важен по трем причинам: во-первых, потому что тот, кто воспринимает имена Аллаха, автоматически признает и Тавхид во всем его полном значении, и поэтому сможет избежать разного рода ширк; во-вторых, он осознает необходимость изменить свою жизнь полностью в соответствии с Тавхидом; и в-третьих, это в свою очередь приводит его к полному подчинению воли Аллаха во всех аспектах его жизни. Тот, кто впитает в себя смысл имен Аллаха, определенно будет достоин Рая. Нет необходимости здесь упоминать все имена Аллаха, достаточно процитировать несколько отрывков из Корана, характеризующих главные качества Аллаха (5): “Он - Аллах, нет божества, кроме Него, знающий тайное и явное. Он - милостивый, милосердный!” (59:22) “Он - Аллах, нет божества, кроме Него, царь святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то что в небесах и на земле. Он – великий, мудрый!.(59:23-24) “Скажи: Если бы море было чернилами для слов Господа моего, то иссякло бы море раньше, чем иссякли слова Господа моего, даже если бы Мы добавили еще подобное этому. "“Скажи: Я ведь - человек, подобный Вам, ниспослано мне откровение о том что бы Ваш - Бог единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого” (18:109-110)
ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ АЛЛАХА
Ислам учит что, Аллах - не только божество, достойное поклонения и заслуживающее молитвы о помощи, руководстве и спасении, но Он также и Творец, Владыка и Правитель.
Вера в господство Аллаха является и неотделимой частью Тавхида. Вера требует, чтобы никто - ни отдельный человек, ни коллектив, не претендовал на сверх господство, законодательную власть или проявлял власть над другими. Никто не имеет права отдавать приказы, противоречащие законам Аллаха, и никто не должен выполнять эти указания или подчиняться таким приказам (6). Никому не дано права создавать свои законы вразрез с божественными, и никто не обязан их выполнять, если они появятся. Право создавать законы принадлежит только одному Аллаху. Он говорит: “Власть принадлежит только Аллаху. Он повелевает вам поклоняться только Ему. Это - правая вера” (12:40) “Не говорите о том, что описывают ваши языки лживо: “Это – дозволено, это - запрещено”,- чтобы приписать лживые вещи Аллаху. Поистине, те, кто приписывают Аллаху лживые веши, не будут счастливы” (16:116) “А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те неверные” (5:44)
Эти аяты ясно показывают, что в мире один Господь, один Властелин Аллах. Он - один законодатель. Никто не имеет права приказывать другим делать или не делать определенные вещи. Легко поверить, что Мухаммад, будучи Пророком имел в какой-то степени независимую власть. Ислам, однако учит, что даже Пророк лишен такой власти и полностью подчиняется распоряжениям Аллаха. Аллах приказал Пророку (мир ему) сказать: “Я следую только тому, что мне открыто” (6:50) “Не годится человеку, чтобы ему Аллах даровал писание и мудрость и пророчество потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне вместо Аллаха... И не прикажет Он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами. Разве ж Он прикажет вам неверие после того. как вы - предавшиеся? (3:79-80) Из приведенных выше аятов можно сделать следующие выводы: Во-первых, никто, ни отдельный человек, ни класс, ни группа людей, ни даже целый народ - не могут претендовать на господство, а только Аллах является единственным истинным Господом, и все остальные подчинены Ему; во вторых - Аллах истинный творец законов, и абсолютная законодательная власть в Его руках. Поэтому, верующие не должны стремиться к полной независимости в деле законности и не должны менять установленные Аллахом законы, если даже будет полнейшее единогласие в решении их изменить. Эта концепция находятся в полном противоречии с концепциями других религий. Все верования кроме Ислама, сходятся в том, что человек может господствовать над человеком, что он может быть законодателем для своих собратьев. В религиозно ориентированном обществе или нации ими могли быть святые, священники, жрецы, аскеты или отшельники и т.д. Коран обращается к таким обществам и народам: “Они взяли себя за господ, кроме Аллаха, их священников и отшельников”. (9:31) Пророк (мир ему) разъяснил, как люди взяли себе за господа и божество своих религиозных лидеров: “Адию бин Хатим (7) пришел к Пророку (мир ему) с серебряным крестом на шее и читая стих: “0ни взяли себе за господа своих священников и отшельников” и добавил: “Они их не боготворят”. Пророк (мир ему) сказал: “Да поистине, священники и отшельники запрещают людям то, что законно, а то, что запрещено, делают законным. А их последователи идут за ними в этом. В этом их поклонение”.(Ахмад.Тирмидхи)
В мирских идеологиях, господь или творец законов олицетворяется целиком с “народом”, общей волей, классом или с деспотом. Это самая серьезная разновидность греха, распространенная сегодня. На языке Корана такой господь или законодатель называется taghut (тагут). Это арабское слово применимо к каждому, кто нарушил дозволение. Коран применяет это слово к тому, кто восстал против Аллаха и претендует на то, чтобы стать Владыкой и Господом, заставляет их стать Его, (т.е. преступника и грешника) слугами. Такой личностью может быть и король, и священник, и религиозный или политический лидер, и даже сам Сатана. Никто не может быть истинно верующим, пока он является - тагут. Аллах говорит: “Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?” (4:60) “Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору для которой нет сокрушения. Поистине Аллах - слышащий и знающий все” (2:256) “Аллах - друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их идолы; они выводят их от света к мраку. Это - обитатели огня, они в нем вечно пребывают!” (2:256-257) “Мы отправили к каждому народу посланника: Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества.” (16:36) “А те, которые отстранились от идолов, чтобы не поклоняться им, и обратились к Аллаху, для них - радостная весть.” (39:17) Итак, Ислам требует, чтобы верующие приняли Аллаха не только как Единственного достойного поклонения, но и как Господа и Законотворца. Мужчины и женщины являются Его наместниками, т.е. Его представителями и доверенными лицами, и они должны принимать Его наказы как руководство в повседневной жизни. Аллах отправил посланников, чтобы объявить человечеству о своем безраздельном господстве и призвать людей к безусловному принятию этого. Поэтому все истинные мусульмане признающие Тавхид, обязаны стремиться к избавлению от всякого идолопоклонничества и следовать Тавхиду во всей его чистоте.
ВЛИЯНИЕ ВЕРЫ В ТАВХИД НА ЧЕЛОВЕКА
Влияние веры в Тавхид на жизнь человека велико и много образно. Чем больше приверженность людей к этой идее, тем благословенней становится их жизнь, наполняясь добродетелью и благочестием, скромностью и стабильностью, покоем и счастьем.
Целомудрие и праведность
Вера в Тавхид помогает становится добродетельным и благочестивым. Верующий каждый раз убеждается, что Аллах знает все, явное и тайное, и ближе к нему, чем его яремная вена. Он знает, что не только все его грехи, совершенные даже в глубокой тайне и под покровом ночи, но и все мысли и дурные и хорошие известны Аллаху Всезнающему. Вера в Тавхид позволяет осознать, что можно избежать земного суда, но невозможно убежать от Аллаха. Поэтому, чем тверже вера в этом отношении, тем неукоснительное будут выполняться наказы Аллаха. Человек будет остерегаться всего, что запрещает Аллах, и выполнять то, что предписывается Аллахом. Он будет так себя вести даже тогда, когда его никто не видит и не наблюдает, потому что он знает, что Аллах всегда присутствует, и он страшится отчета перед Ним, отчета, которого никто не избежит. Аллах говорит в священном Коране: “Какое бы дело вы ни совершали, Мы будем свидетелями этого, когда бы погружаетесь в это. Не укроется от Господа твоего бес пылинки ни на земле , ни в небе, и ни то, что меньше этого и не то, что больше, иначе как это - в книге ясной” (10:61)
Мужество и терпение
Верующий в Тавхид не подвержен унынию и отчаянию Он твердо верит в Аллаха, Хозяина всех сокровищ Вселенной, чья милость и щедрость не имеют предела и чья власть безгранична. Эта вера внушает огромное утешение и необыкновенное терпение и сохраняет не умирающую надежду на милость Аллаха. В этом мире верующий может столкнуться с бедами, все доступные средства, одно за другим, могут ускользнуть от него, но его вера в Аллаха и упование на него, никогда его не покинут. В этой вере он будет черпать новые силы. Только вера в Аллаха и ни в какую другую форму божества, и никакая другая вера не могут дать такой твердой уверенности. Политеисты, атеисты и остальные неверующие верят только в ограниченные силы, и во время сильного стресса, быстро поддаются отчаянию, и иногда даже совершают самоубийство (8). Как говорит Аллах: "А если постигнет их зло, за то, что раньше уготовили их руки, - вот, они и в отчаянии”. (30:36) “Не устает человек призывать добро, а если его коснется зло, то он отчаивается безнадежно”.(41:49) Пророк (мир ему) сказал: “Странный путь верующего, ибо в каждом деле это есть, и это случается не с кем-то еще, а только с верующим: если у него есть повод радоваться, он благодарит Аллаха, в этом благо для него; а если он попадает в беду, он принимает ее и проявляет терпением в этом тоже есть благо. (Муслим)
Правильное поведение
Тавхид порождает в человеке убеждение, что нет иного пути для достижения успеха и спасения, кроме как через очищение души и праведность. У такого человека четкая вера в Аллаха, который превыше всего, ни с кем не соотносится, всегда абсолютно справедлив, никто не в силах повлиять на Него. Человеку помогает праведно жить сознание того, что пока он неправильно живет и поступает несправедливо, его ждет неудача и никакое влияние или поддержка не спасет его от гибели. Все многобожники и остальные неверующие живут всегда ложными надеждами. Некоторые из них верят, что Сын Божий (Аллаха) искупил их грехи; другие думают, что они любимцы Бога (Аллаха) и не будут наказаны; третьи уверены в том, что их святые заступятся за них перед Аллахом; четвертые приносят своим Божествам подношения, надеясь, что эти взятки дают им право на всякие вольности ошибки, и на все, что им вздумается. Такие ложные убеждения вовлекают их в греховные и злые деяния. Они становятся зависимыми от своих божеств и пренебрегают своими душами и необходимостью жить чистой и доброй жизнью. О таких людях Аллах говорит: “Не понесет носящая ношу другой; если и позовет отягченная понести, ее, не понесут у нее ничего, хотя и был бы это родственник. Ты увещаешь тех, которые боятся Господа своего в тайне и простаивают молитву. А кто очищается, тот очищается для самого себя, и к Аллаху возвращение.” (35.18) “Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе, не понесет носящая ношу другой, и Мы не наказывали, пока не посылали посланца.”(17:15)
“И бойтесь дня, когда душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принято от нее заступничество, и не будет взят от нее равновес, и не будет им оказано помощи!” (2:48) “О люди! Бойтесь Господа вашего и страшитесь дня, когда родитель не возместит за ребенка и рожденный не возместит ничем за своего родителя! Поистине, обетование Аллаха - истина; пусть же тебя не обольщает жизнь ближайшая, и пусть не обольщает вас обольститель об Аллахе”. (31:33) И сказали иудеи и христиане: “Мы - сыны Аллаха и возлюбленные его”. Скажи: “Тогда почему Он вас наказывает за ваши грехи? Нет, вы только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему - возвращение”. (5:18) Атеисты не верят, что существует Верховное существо имеющее над ними власть, которому они подотчетны за свои поступки, плохие или хорошие. Они считают себя полностью свободными в выборе поступков. Таким образом, их собственные помыслы и воображения становятся их богом, и они живут в рабстве своих желаний и страстей. О таких Аллах сказал:“Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть; разве ты будешь над ним надсмотрщиком? Или ты думаешь, что большинство слышит или разумеет? Они ведь только как скоты и даже больше сбились с пути”. (25:43-44) “... и не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас и кто последовал за своей страстью, и дело его оказалось чрезмерным.”(18:28)
Расширение кругозора
Приверженец Тавхида не может быть ограниченным. Он верит в Аллаха Творца небес и земли. Хозяина востока и запада, и Опору всей Вселенной. Приняв эту веру, он не находит в этом мире ничего непонятного и страшного. Ведь все во Вселенной принадлежит тому же Господу, которому принадлежит и он сам. Он прозревает мыслях и поведении. Его интересы теперь не ограничивается какой-нибудь одной сферой деятельности. Его кругозор расширяется, расширяется его интеллектуальный горизонт, взгляд на жизнь становится шире и оптимистичнее.“Кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь для Ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо. Так Аллах направляет наказание на тех, которые не веруют!”(6:125)
ШИРК ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ
Чтобы понять идею Тавхида, необходимо знать о ее противоположности , а именно о “ширке”, что означает ассоциирование других с Аллахом. В Коране много аятов, посвященных упрочению Тавхида и отрицанию ширка любым возможным способом.
Ассоциирование с Аллахом кого-либо
Ширк - это самый большой грех, который может совершить человек. Аллах прощает все грехи, кроме ширка. Он говорит в Коране: “Поистине Аллах не прощает, чтобы ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением” (4:116) “А кто придает Аллаху сотоварищей, тот - точно упал с неба, и схватят его птицы, и занесет его ветер в далекое место”(22:31) Во время жизни каждого пророка самым тяжким грехом считалось многобожие (shirk). Вот поэтому каждый пророк начинал свою миссию, призывая людей верить в Тавхид и отказаться от ширка. В седьмой суре Корана “Преграды” содержится рассказ о пяти пророках ниспосланных Аллахом для спасения людей о Нухе, Худе, Салихе, Шуаибе и Мусе. Призыв каждого их них содержит одно и тоже обращение: “О люди! Почитайте Аллаха, нет другого Бога кроме Него!” Это указывает на тесную связь и гармонию в призывах пророков и на единый источник их обращения - Аллаха. Принятие Тавхида, стремление вырвать людей из тьмы политеизма и пробудить сердца поколений людей к свету Тавхида - были главной миссией всех пророков. Аллах говорит в Коране: "Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью!” (6:120)
ИДОЛОПОКЛОНСТВО И ЕГО ПРИЧИНЫ
Самый главный и разрушающий душу ширк - почитание идолов. Этот грех был особенно распространен в прошлом. Оно процветает во многих обществах и среди некоторых наций. Коран сурово осуждает такой род ширка, наказывает его абсурдность. Обращаясь к язычникам арабам, погрязших в идолопоклонстве, Аллах говорит: “Видели ли вы ал-Лат и ал-Уззу и третью богиню Манат? Неужели у вас - мужчины, а у Него - женщины? Тогда это, действительно, деление несправедливое. Они - только имена, которые вы сами придумали, -вы и родители ваши, - ибо Аллах не посылал никакого знамения для этого. Они следуют только предположениям и тому, к чему склонны их души (9), а к ним уже пришло от Господа их руководство”. (53:19-23)
Эти аяты показывают, что божественные имена, которые они дают скалам и камням, или героям, живым или мертвым, или даже пророкам и людям Аллаха, являются всего лишь плодом их воображения. Любые идолы, кто бы они ни были, конечно же, не были богами. Ибн Аббас был один из самых признанных в Коране среди товарищей Пророка (мир ему) Он объяснил причины идолопоклонства: “Все идолы, которым поклонялись люди Нуха (мир ему), были почитаемы потом арабами. Имена идолов раньше принадлежали верующим людям народа Нуха, а когда они умерли. Сатана подбил людей на то, чтобы они изготовили идолов и поместили их там, где эти люди обычно сидели, и называли бы их именами тех верующих людей. Люди так и поступили, но идолам не поклонялись до тех пор, пока люди установившие их не умерли а происхождение этих идолов не забылось” (Sahih Al-Bukhari.voU.pp 414-15)
В те самые мрачные времена, когда тучи ширка были особенно грозными, именно Пророк Ибрагим (Авраам) возглавил все мирное движение за истинную веру. Став Пророком по воле Аллаха (10), он сумел добиться веры в Тавхид во многих частях света. При нем главным местом для Тавхида стал Кааба в Мекке. В долгой призывающей к размышлению молитве, которую он читал во время строительства Каабы, Пророк Ибрагим (мир ему) указал на все опасности и злые последствия идолопоклонства. Он молил: "Господи! Сделай этот град безопасным и сохрани меня и моих детей от идолопоклонства. Господи! Ведь они сбили с пути многих людей"...(14:35-36)
Культ звезды
Невежественные люди поклонялись солнцу, луне и звездам. Поскольку звезды и другие небесные тела далеки и кажутся постоянными и неизменными, то они представляются человеку сильными и способными делать добро или вред. Суеверные читали в них свою судьбу. На деле же они движутся по своим орбитам но законам Аллаха. 3везды не могут влиять на судьбы людей и поклонятся им бесполезно. У них нет власти. Ведь они, как и все сущее, творения Аллаха. В священной книге говорится: "Из Его знамений - день и ночь, солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне , а поклоняйтесь Аллаху, который сотворил их, если бы Его почитаете!" (41:37) Из Корана мы узнали как Пророк Ибрагим /мир ему/ от культа звезды пришел к вечной истине Тавхид. "Вот сказал Ибрагим отцу своему Азару: "Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ - в явном заблуждении." И так Мы показываем Ибрагиму власть над небесами и землей, чтобы он был из имеющих уверенность. И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: "Это - Господь мой!". Когда же она закатилась, он сказал: "Не люблю я закатывающих" Когда он увидел месяц восходящим, он сказал "Это -Господь мой!" Когда же тот зашел, он сказал: "Если Господь, мой не выведет меня на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. "Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: "Это - Господь мой. Он - больший!" Когда же оно зашло, он сказал: "О народ мой! Я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я не из многобожников. "И препирался с ним его народ. Он сказал: "Неужели вы препираетесь со мной из-за Аллаха, в то время как Он вывел меня на прямой путь? Я не боюсь того, что вы придаете Ему в сотоварищи, если чего-либо не пожелает мой Господь. Объемлет мой Господь всякую вещь знанием. Неужели ли вы не опомнитесь? Как же мне бояться того, что вы придали Ему в сотоварищи, когда вы не боитесь, что придали Аллаху в сотоварищи то, касательно чего Он не низвел вам никакой власти? Что же из этого более безопасно, если вы знаете? Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливости (11) для них - безопасность, и они - на верной дороге. Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрагиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой - мудрый, знающий."(6:74-83)
Культ ангела
Было время, когда некоторые верили, что ангелы - дочери Аллаха. Это, безусловно, была выдумка и предрассудок людей невежественных. Аллах сурово осуждает тех, кто поддается таким предрассудкам. В связи с этим Коран саркастически вопрошает язычников-арабов, не любящих дочерей: "Неужели ваш Господь исключительно вам предоставил сыновей, а себе взял из ангелов женщин? Поистине, вы говорите слово великое!(17:40) "И сделали они ангелов, которые - рабы Милосердного, женщинами. Разве они были при создании их? Запишется их свидетельство, и будут они спрошены!" И говорили они: "Если бы пожелал Милосердный, не поклонялись бы мы им!" Нет у них знания об этом, они только измышляют! Разве мы им дали какую-нибудь книгу до этого и они за нее держаться? Да! Они сказали: "Мы нашли, что наших отцов в некоем учении, и мы, конечно, идем прямо по их следам."(43:19-22)
Были и другие, кто учил, что ангелы - посредники и заступники между Аллахом и человеком. Это тоже неверное убеждение, построенное на догадке. Коран учит: "Сколько бы не было ангелов на небе, их заступничество ни от чего не избавит, если только Аллах не укажет, кого пожелает и кому соблаговолит. Поистине, те, кто не верит в загробную жизнь, называют ангелов женскими именами. Но нет у них никаких знаний. Они только предполагают. А предположение ничто против истины". (53:26-28) Кое-кто считает, что ангелы, обладают огромной силой, и способны даровать людям добро или причинять вред. Коран вносит ясность в это неверное представление: "И Аллаху поклоняется то, что в небесах и на земле из живых существ, и ангелы и они превозносятся. Они боятся своего Господа над ними и делают то, что им поведено."(16:49-50) "Они не ослушиваются Аллаха, ... и делают то, что им приказано."(66:6) "Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные! (12) А кто возгордится над служением Ему и вознесется, - тех соберет Он к Себе всех (для ответа).(4:172)
Культ джинна
Культ джинна (13) был также распространен среди язычников. Он существует до сих пор во многих невежественных обществах. В Коране опровергается это неверное ошибочное убеждениe: "В тот день Он соберет их всех, потом скажет ангелам: "Разве эти вам поклонялись? Они скажут: Хвала Тебе, Ты нам покровитель помимо них! Да, они поклонялись джинам, большинство веровало в них." "В это же день вы не владеете одни для других ни пользой, ни вредом. И скажем Мы тем, которые были несправедливы: "Вкусите наказания огнем который вы считаете ложью!" (34:40-42) "И устроили они родство (14) между Ним и джинном, знают джины, что они будут собраны. Хвала Аллаху, превыше Он того, что Ему приписывают они..."(37:158-159) "И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, хотя он их и создал , и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему приписывают! Создатель внове и земли и небес! Как будет у Него ребенок, раз не было у него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой Вещи Он сведущ! Это для вас - Аллах, ваш Господь, - Нет божества кроме Него, творец, - творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине Он поручитель над каждой вещью! Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры: Он проницателен (15), сведущ!" (6:100-103)
Самым распространенным предрассудком относительно джинов является то, что они обладают знаниями о невидимом мире и, таким образом, могут влиять на судьбу человека. Коран также рассматривает эту точку зрения и категорически это отвергает: "Мы ведь украсили небо ближайшее украшением звезд, и для охраны от всякого шайтана мятежного. Они не прислушиваются к верховному совету и поражаются для отогнания, и для них - наказание мучительное." (37:6-9) За несколько веков до откровения Корана, история о Пророке Сулаймане (16) (мир ему) и джиннах была предметом многих суеверий. В Коране, однако, ясно указывается, что джинны не ведают о невидимом: "А когда он упал, уразумели джинны, что если бы они знали тайное, то не оказались бы в унизительном наказании". (34:14) Дьяволы иногда вступают в союз с джиннами и совращают людей. Об этом в Коране говорится: "В тот день, когда Он соберет их всех. Он скажет:"0 сонмище джиннов! Вы много хотели от этих людей! "И скажут их приятели из числа людей: "О Господи! Мы пользовались друг другом, и мы дошли до предела, назначенного Тобой" Он скажет: "0гонь - ваше место, для вечного пребывания в нем, если только Аллах не пожелает иного наказания вам". Поистине, Господь твой - мудрый, знающий! Итак, одних неправедных мы приближаем к другим за то, что они приобрели (17) (6:128-129)
Культ злых духов
Суеверные люди верят в злых духов. Арабы-язычники называли этих духов Хама, Сафар, Hay и Гоул. Хама было имя животного или птицы. Арабы верили, что душа убитого человека превратилась в птицу и напевала над его могилой: дайте мне выпить крови. Согласно преданию, она продолжала это в течении какого-то времени, пока члены семьи или племени не отомстят за его кровь. Имеются высказывания Пророка (мир ему), осуждающие такие предрассудки. До принятия Ислама арабы верили в Hay, считая, что дождь связан с движением звезд. Пророк (мир ему) разъяснил, что это миф, суеверие. Арабы в те дни верили в Гоул - привидение, дьявола или джинна. Они верили, что иногда дьяволы или злые духи называемые Гоул, принимают человеческий облик и сбивают людей с пути, толкая их к гибели (18). Пророк (мир ему) осуждал всякого рода суеверия, обращения к колдовству и ведьмам. Он считал это страшным грехом (Al-Bukhari and Muslim).Ислам учит, что вера в Аллаха Всемогущего - единственное спасение от любого страха, от любой опасности и зла. Последние две суры из Корана подтверждают эту истину. Так, сура "Рассвет" (19) гласит: "Скажи: Прибегаю я к Господу Рассвета от зла того, что он сотворил, от зла мрака, когда он покрывает, от зла дующих на узлы (20), от зла завистника когда он завидовал (21) (113:1-5) Сура "Люди" (22) учит: "Скажи: Прибегаю к Господу людей, царю людей, от зла наущателя, (23) скрывающегося, который наущает груди людей, от джиннов и людей!" (24) Настоящий мусульманин ищет защиты только у Аллаха. Молясь, пять раз в день, он просит у Аллаха руководства и помощи: "Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь! Веди нас по дороге прямой..."(1:4-5)
Культ святых и духовных лидеров
Некоторые люди обожествляют своих духовных лидеров, пророков, святых, даже набожных людей или церковь. Это своего рода ширк. Главное их заблуждение в том, что они считают будто те могут заступиться за них перед Аллахом. Аллах предупреждает: "... А те, которые взяли помощников кроме Него: "Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью. "Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив, неверен."(39:3) "Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было поведено поклоняться только единому Богу, кроме которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему дают в соучастники."(9:31)
Поклонение жрецам и святым отшельникам является одним из предрассудков, к которым люди были склонны во все времена. В Исламе нет учения, подобного католическому о папской непогрешимости. Сама мысль об исключительном положении священника, являющего якобы хранителем тайн Аллаха и стоящего между Ним и человеком, является унизительной для для великодушия Аллаха. Он - всезнающий и все слышащий, всегда милостив. Он не нуждается ни в чьем посредничестве, чтобы знать, слышать и быть милосердным: "И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не бредит им и не помогает, и говорят: "Это - наши заступники у Аллаха." Скажи: "Разве бы сообщите Аллаху о чем-либо, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему и превыше Он того, что они Ему придают в соучастники." (10:18) "Разве они взяли помимо Аллаха заступников? Скажи: "Даже если бы они не владели и не разумели?" Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей потом к Нему вы будете возвращены. ""А когда вспоминают Аллаха единым, ужасаются сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, - вот, они радуются. "Скажи: "О Аллах, творец небес и земли, ведающий скрытое и явное! Ты судишь между Твоими рабами то в чем они разногласят" (39:43-46)
Совершенно очевидно, "...что люди не должны полагаться ни на какую силу или личность, кроме Бога, только Аллаха они должны молить помощи и заступничестве. Ведь идолы не обладают ни властью, ни разумом. Но даже пророки, святые или герои не имеют власти, чтобы заступиться, раз Бог так повелел".(25)
Культ Пророков
Пророки - это избранники Аллаха среди людей. Однако согласно Исламским принципам, даже они не имеют особой силы или власти над людьми, и их нельзя обожествлять, поклоняться им. В Коране сказано: "Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!" (21:25) Скажи: "Я не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мной и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено: я - только явный увещеватель (46:9) Кое-кто считал пророков своего рода сверхлюдьми, которые не должны ни есть, ни пить, ни ходить по улицам, ни жениться и иметь детей. Коран так разъясняет эти заблуждения: "И до тебя мы не посылали посланников, которые бы не ели пиши и не ходили по рынкам." (25:20) "Мы посылали посланников до тебя, и делали им супруг и потомство. Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха." (13:38) Часть людей считала, что пророки должни обладать сверхес-тественной силой и способностью творить чудеса. Все эти предрассудки категорически отвергаются в Священной книге: "Это - за то, что к ним приходили Наши посланники с ясными знамениями, а они говорили: "Неужели люди поведут нас прямым путем? И они не уверовали и отвернулись, и Аллах обошелся без них." (64:6) "И сказали они: "Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, - или спустишь на нас небо, как говоришь кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем. Скажи: "Хвала Господу моему! Разве я только не человек - посланник?" Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним водительство, только то, что они говорят: "Неужели же послал Аллах человека (подобного нам) посланником?" (17:90-94)
Культ могил
Своеобразная вера в славу и чрезмерное уважение к святым и героям привела к поклонению их могилам, на которые даже начали ставить портреты пророков, святых и монахов. Так кладбище превращалось в место поклонения. У могил этих людей просят помощи, спасения, приюта, хотя все это должно просится у Всемогущего Аллах. Поэтому Пророк Мухаммад (мир ему) предупреждал своих последователей о серьезных последствиях поклонения могилам. Айша и Абдулла (да будет Аллах доволен ими) рассказывали: "Когда посланник Аллаха (мир ему) умирал, он закрыл сбое лицо простыней, а когда ему стало неудобно, он открыл лицо и сказал: "Проклятье Иудеям и Христианам, потому что они превратили могилы своих пророков в места поклонения." (Бухари и Муслим) Айша сообщала:"Умм Хабиба и Умм Салама упомянули посланнику Аллаха (мир ему) о церкви, которую они видели в Абиссинии (Эфиопия), в которой были образа. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: Когда умирал уважаемый верующий человек, они строят место для поклонения на его могиле или изображали его в дереве или камне. Те кто это делал, будут самыми последними тварями в Судный день." (Муслим) Пророк (мир ему) однажды объяснял, как постепенно развивается ширк. Он начинается с добрых намерений, например, со строительства сооружения для поклонения у могилы всеми уважаемого человека. Со временем люди начинают смотреть на умершего как на полубога, а затем возвышают его до божества. это очевидно ослабляет веру в единого Господа ведет к отрицанию Тавхида. Изображения святых выставляются в храмах и люди начинают им поклоняться (26) Пророк (мир ему) предупреждал:"Бойтесь стать похожими на тех, кто предшествовал вам и превращал могилы своих пророков и верующих людей в места поклонения. Нельзя превращать могилы в мечети, я запрещаю вам это."(Муслим)
Чрезмерное превознесение святых и уважаемых людей ведет неизбежно к тому, что им приписывают святость, заставляющую людей им поклоняться. По этой причине Ислам запрещает подобное восхваление и возвеличивание религиозных лидеров. Примечательно, что Пророк (мир ему) не только запрещал своим последователям поклонение или восхваление его, но возбранял даже чрезмерное славословие и возвеличивание. Он учил: "Не возвеличивайте меня, как христиане возвеличивали сына Марйам (Марии). Я - только слуга. Скажи: "Слуга Аллаха и Его посланник" (Аль-Бухарй) Таким путем Ислам защищает свою главную суть, свою опору - тавхид. Вот почему каждый истинно верующий должен запретить своим последователям чрезмерно восхвалять и прославлять его.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Коран, 112:2
2) A.Yusuf Ali. The Holi Qur'an Trans-and Commentary, p 1806n.
3) Это относится к пониманию бога у извративших писания, которыми они располагали: "Затем Господь проснулся, словно ото сна и как богатырь, закричал под действием вина" (Псалом, 78:68)
4) грех, заключающийся в уподоблении кого-либо Аллаху
5) Тонкость и доступность этих величественных слов, которые так много означают, не легко описать. То, что здесь приводится, лишь приблизительно отражает суть.
6) Пророк (мир ему) сказал: "Никто не обязан подчиняться, если ему приказывают согрешить против Аллаха"
7) Сын Хатима Аль-Тая, известного среди арабов своей щедростью.
8) Впервые в истории появляется поколение мужчин и женщин, не имеющих религии, и не испытывающих в них нужду. Они готовы ее игнорировать. Они к тому же очень несчастны, и показатель самоубийств среди них невероятно высок." -С.Е.М. Joda, The Present and Future of Religion.
"В этом непримиримом монотеизме с его простой, восторженной верой в необыкновенное высшее существо, заключается главная сила Ислама. Его приверженцы наслаждаются сознанием соглашения и отрицания, неведомым сторонникам других верований. Самоубийства редки среди мусульман." (Philip К. Hitti, of The Arabs.Bolh cited in A.A.Maududi's Towards Understanding Islam).
9) Предположение очень опасно, когда речь идет о "божественном так как отражает человеческую страсть. Почему бы не следовать божественному руководству, исходящему от людей Господа? Нечистые страсти людских сердец часто ведут к гибели, ибо они продиктованы Злом. Истинным руководителем и источником света является Бог, ибо Он та цель, к которой возвращаются все люди, все вещи - все существование." A-YusufAh, The Holy Qur'an Trans. and Commentary p. 1446n.
10) "Я сделаю тебя для людей имамом" (Коран 2:124)
11) Под несправедливостью подразумевается ширк (shirk) См. Ibn Katheer and Al-Bukhari.
12) Другими словами, даже ангелы обязаны держать отчет перед Аллахом. Как же тогда можно считать, что они обладают независимой властью и способностью творить добро или зло?
13) Джины - это существа созданные Аллахом, обычно невидимы для человека. Согласно Корану, они созданы из Огня (Коран 45:15). Как и другие живые существа они, могут быть добрыми и злыми. Но они - не демоны и не злые духи, как толкуют некоторые английские словари.
14) Ангелы - по крайней мере, чистые существа, призванные служить Богу. Но языческие суеверия не только связывают их с Аллахом, считая их Его дочерьми, но и приписывают родство Бога со всякого рода духами, злыми и добрыми. В некоторых мифологиях самые злые силы - это боги или богини, якобы принадлежащие к семье Бога, Творца и имеющие некоторое сходство с Ним. Это тоже категорически отвергается." A.Yusuf Ali:The Holi Our'an,Trans.and Commentary,p.l212n.
15) Слово "lateef" означает настолько тонкий, что невидим для глаза, настолько тонок, что неуловим для ощущения... Это можно понять и как: "тот, кто постигает высокие тайны" там же стр.320
16) Соломон
17) "Уже признано, что силы зла вступают в союз друг с другом и черпают из этого для себя выгоду. Но это только в этом материальном мире. Когда же заканчивается срок, вскрывается их темная сделка, и не остается ничего, кроме сожаления." A.Yusuf Ali. The Holi Our'an,Trans.and Commenta-ry,p.327n.
18) См. A.H.Siddiqui, Sahih Muslim, (English nans.) Vol 4, p. 1206.
19) Эта ранняя мекканская сура дает противоядие против предрассудков и страха и учит нас искать спасение у Аллаха от любого рода болезней, возникающих от внешней среды, от темных и злых заговоров. Именно Аллах несет свет и жизнь и деятельность и спасает от смерти, несет просвещение от невежества и предрассудков. Уничтожьте страх и поверьте в Его Провидение! Если мы будем под Его защитой, то не будет опасности из внешнего мира или заговоров злых сил, или вмешательств, которые могут разрушить крепость вашей бессмертной души." A.Yusuf Ali. The Holi Our'an, Trans. and Commentary, p. 1807.
20) те, кто дует на узлы, - колдуны, обычно женщины, занимающиеся черной магией или распространением сплетен или слухов, чтобы запугать и сбить людей с верного пути. Мусульмане, доверяя Аллаху, должны отбросить все страхи и выполнять свой долг.
21) Завистники стремится разрушить чужое счастье, духовное или материальное благополучие. Лучшая защита от завистников - это вера в Бога от чистого сердца.
22) "Эта ранняя мекканская сура завершающая Священный Коран призывает нас верить верить в Бога как в нашего единственного верного защитника и заступника. Она предупреждает нас о тайных злых наущениях которые могут проникнуть в наши сердца. Коварное зло поджидает человека и любит нашептывать и отвлекать, таким образом, испытывая его волю. Но человек должен защищаться верой в Бога как щитом, ибо Бог и заботится о нем и лелеет его. Бог - царь небесный, который дает законы. И Бог - это цель, куда человек вернется и будет судим. Пусть человек доверится Проведению Божьему и тогда зло не коснется его". Там же р. 1809.
23) "Коварство зла проявляется в том, что оно подрывает волю человека, которой его наделил Бог. Злой силой может быть и сатана и злые джинны или люди и злые намерения самого человека, ибо "одни из них внушают другим прелесть слов для обольщения" (6: 112) Тайно нашептывая злые мысли, они удаляются, чтобы сделать ловушку более тонкой и заманчивой". Там же р.1810.
24) Последние слова раскрывают до конца источники зла: это могут быть люди, которых вы видите, или невидимые злые духи внутри... Пока мы вручаем себя под защиту Господа и верим в Бога, зло не может нас коснуться нашего внутреннего облика. Там же
25) Там же р. 1250
26) См. А.Н. Siddiqui, Sahih Muslim (English trans). Vol. 1, p. 268.