Понимание термина
“аль-джама’а” у ахлю-Сунна
уаль-джама’а
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Понимание термина “аль-джама’а” у ахлю-Сунна уаль-джама’а
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, Его мы просим о помощи и прощении. К Нему мы прибегаем за защитой от зла наших душ, и от зла наших плохих дел. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьёт с него, а кого собьёт Аллах с верного пути, того никто не наставит.
Свидетельствуем, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах и приветствует!
Всевышний Аллах сказал:
«О Вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Али-Имран 3: 102).
Всевышний Аллах также сказал: «О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин (произошедших) от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто по-винуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова содержатся в Книге Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!
О строгом повелении следовать аль-джама’а и не разделяться
Коран, Сунна и единогласное мнение (аль-иджма’) указывают на обязанность следования «аль-джама’а» и запрещают выходить из него!
Всевышний Аллах сказал: «Люди были единой общиной, но впали в разногласия». (Юнус 10: 19).
Муджахид сказал: “Люди были одной уммой, и стали они разногласить с того времени, когда один из сыновей Адама убил своего брата”. ат-Табари 13708.
И после того, как человечество стало разобщенным и отошли люди от своей религии, направил Всевышний к ним Своих посланников, которые донесли до них Его религию и сплотили их, сделав одной общиной.
Всевышний Аллах сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе (Мухаммад) в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе: “Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее”». (аш-Шура 42: 13).
Имам аль-Багъауи сказал: “Послал Аллах всех пророков для установления религии, объединения и следования аль-джама’а, и чтобы оставили люди разногласие и разобщенность”. См. ”Тафсир аль-Багъауи” 4/122.
И Всевышний говорит, что пророк Ибрахим (мир ему) относился к партии пророка Нуха (мир ему), несмотря на то, что между ними был большой промежуток времени! Всевышний сказал: «Мир Нуху среди миров! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов. Затем Мы потопили всех остальных. И был Ибрахим из его партии».
(ас-Саффат 37: 79-83).
Муджахид сказал: “Это значит, что Ибрахим был на манхадже и Сунне Нуха”. ат-Табари 22557.
А пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) Всевышний Аллах велел следовать за Ибрахимом (мир ему), сказав: «Затем Мы внушили тебе в откровении: “Следуй за религией Ибрахима. Он был ханифом и не был многобожником”». (Нахль 16: 123).
А общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний велел: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Али Имран 3: 103).
‘Абдуллах ибн Мас’уд о словах: «вервь Аллаха», сказал: “Это аль-джама’а!”
См. “Тафсируль-Китабиль-Азиз”3/182.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь», означают: следуйте джама’а и не разобщайтесь!”См. “Тафсир Ибн Касир” 1/397.
Всевышний Аллах также сказал: «Не будьте подобны тем, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения». (Али Имран 3: 105).
Ибн ‘Аббас сказал: “Повелел Всевышний Аллах верующим следовать джама’а и запретил им разногласия и разобщенность, и известил их о том, что тех, кто был до них, погубили споры и разногласия в религии Аллаха”.
См. “Тафсир ат-Табари” 4/39.
Также Аллах сказал: «Поистине, те, которые раскололи свою религию и разделились на секты, ты не имеешь к ним никакого отношения. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». (аль-Ан’ам 6: 159).
Абу Хурайра сказал: “Этот аят ниспослан относительно этой общины”.
ат-Табари 14269.
Имам аль-Къуртуби сказал: “«Поистине, те, которые раскололи свою религию», они приверженцы нововведений, сомнений и заблуждений из числа этой уммы, «и разделились на секты», партии и течения, у каждой из которых свое мнение, «ты не имеешь к ним никакого отношения». Является уаджибом (обязательным) отстраняться от этих течений”. См. “Тафсируль-Къуртуби” 6/150.
Всевышний Аллах также сказал: «И не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет». (ар-Рум 30: 31-32).
От Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте в джама’а и остерегайтесь разобщенности! Поистине, шайтан с одним, а от двоих он отстраняется. И тот, кто желает середину Рая, пусть следует джама’а!» Ахмад 1/18, аль-Хаким 1/114. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани.
Аль-‘Ирбад ибн Сарийа рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание про-щающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это “коренными зубами”, и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджа 42, Ибн Наср 1/21. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Багъауи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Бар, ад-Дыйя аль-Макъдиси, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, Ибн Касир, Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани, Мукъбиль.
Также от Ну’мана ибн Башира сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Джама’а – милость, а разделение – наказание!» Ахмад 4/278, аль-Баззар 3282, Ибн Аби ‘Асым 895, Ибн Аби д-Дунья 1/25. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Разделение не имеет отношение к религии, ибо религия нам повелевает быть едиными, чтобы мы были одним джама’атом, одной уммой, на правильной акъиде (убеждении) и единобожии, следуя пути пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” См. «Мураджи’ату фи фикъхиль-уакъи’» 44-45.
Шейх Ибн Джибрин сказал: “Знай, что Ислам пришел для того, чтобы объединить религию и запретил разделение, как сказал Аллах: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Али Имран 3: 103). А разделение и есть создание разных групп. Эти многочисленные течения вносят раскол в нашу умму и разделяют ее на партии и секты, тогда как уаджибом является объединяться на одной акъиде и пути!” См. “ас-Сахуату-ссалямия” 258.
Таким образом, мы видим, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) повелевают следовать аль-джама’а, и запрещают разобщенность и разделение на различные партии и джама’аты.
Что же значит «аль-джама’а», которому велено следовать?!
От Абу Хурайры, Му’ауии, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на 73 течения, и все они в Огне, кроме одной!» Его спросили: “Кто же это?” Он ответил: «Это аль-джама'а». Объяснение этому слову в другой версии хадиса, дал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджа 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128, Ибн Абу ‘Асым 63. Достоверность этих хадисов подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Багъауи, хафиз Ибн Касир, аль-Джузджани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, хафиз ас-Суюты, Ахмад Шакир, аль-Альбани и Мукъбиль.
Имам аль-Багъауи сказал: “И сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха) о том, что разделится эта умма, и что появятся приверженцы страстей и нововведений, и указал на то, что спасение состоит в том, чтобы следовать его Сунне (мир ему и благословение Аллаха) и сунне сподвижников его”. См. “Шарху-Ссунна” 1/277.
Что говорили великие имамы нашей уммы, о термине аль-джама’а?
Имам аль-Барбахари сказал: “Основа, на которой создана аль-джама’а – это сподвижники пророка, да смилуется над ними всеми Аллах, и они и есть ахлю-Сунна уаль-джама’а. И тот, кто не следует за ними, тот впал в заблуждение и нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение и его сторонники в Огне!” См. “Шарху-Ссунна” 67.
Имам Ибн Хиббан сказал: “аль-Джама’а – это сахабы, а после сахабов, это люди, в которых присутствует религия, разум и знание, это те, которые оставили свои страсти, даже если этих людей мало! И это не сброд обычных людей, даже если их много!” См. “Сахих Ибн Хиббан” 14/126.
Имам Абу Шама сказал: “Когда приходит веление следовать аль-джама’а, то под этим подразумевается – необходимость придерживаться истины и тех, кто следует ей, даже если следующих ей мало, а противоречащих много! А истина – это то, на чем была первая аль-джама’а во время пророка и его сподвижников, и мы не смотрим на многочисленность заблудших после них”. См. “аль-Ба’ис” 91.
Имам Ибн Абиль-‘Изз аль-Ханафи сказал: “Джама'а – это сахабы и те, кто последовал за ними вплоть до Судного дня. Следование им – это есть истинный путь, а противоречие им – это заблуждение!” См. "Шарху акъидати-Ттахауия" 1/430.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Тафсир слова “аль-джама’а” у ученых – это знающие фикъх, 'ильм и хадис (т. е. ученые)”. См. «аль-Джами'» 4/467.
Однажды имама Ибн аль-Мубарака спросили: “Что такое джама'а, которому необходимо следовать?” Он сказал: “Абу Бакр и ‘Умар!” Ему сказали: “Но ведь Абу Бакр и ‘Умар умерли!” Он сказал: “Такой-то и такой-то”, Ему ответили: “Но такой-то и такой-то тоже умерли!” Он сказал: “Абу Хамза ас-Суккари (Мухаммад ибн Маймун), он и есть джама’а”. См. "аль-И'тисам" 2/771. Абу 'Иса ат-Тирмизи сказал: “Он сказал это о нем, когда тот был жив”. См. “Джами‘у-Ттирмизи” 2/771. Он был знающим человеком в свое время!
Шейх аль-Альбани сказал: “Джама'а – это одна община, следующая по пути саляфов (сахабов) и у них один путь и одно убеждение, независимо от того живут они в одном или разных городах”. См. "Фатауа аль-Альбани" 106-114 сокращенно.
Это и есть определение аль-джама’а – это сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Они же и есть ахлю-Сунна; саляфы (предшественники); таифа-туль-мансура (победоносная община); фиркъату-ннаджия (спасшаяся группа) и сау-адуль-а’зам (великая община)!
Всевышний Аллах пригрозил тем, которые последуют не пути Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сахабов, сказав: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса 4: 115).
Праведный халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него проложили путь, следовать которым означает верить в писание Великого и Могучего Аллаха, совершенствовать свое повиновение Ему и крепко держаться Его религии. Никто не имеет права искажать или изменять этот путь. Кто следует их путем, тот стоит на прямом пути, и кто пытается прозреть благодаря нему, прозревает. А кто уклоняется от него и следует не путем верующих, того Великий и Могучий Аллах уводит туда, куда он сам повернулся, и ввергает в Огонь. Как же скверно это место прибытия!” аль-Аджурри 1/94.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мои сподвижники – хранители моей общины, и когда они покинут этот мир, моя община впадет в то, от чего ее предостерегали» . Муслим 2531.
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Было сказано: “Если человек на том, на чем были саляфы, то он на истинном пути!” Ибн Батта 1/357.
Имам Ахмад сказал: “Основа ахлю-Сунна – это держаться и следовать тому, на чем были сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), и отдаление от любых нововведений”. аль-Ляликаи 1/156.
Мы видим величие и важность сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), и поистине, тот, кто последует их пути, и будет стоять на нем стойко, тот получит великую награду!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас придут дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Люди спросили: “О пророк Аллаха, может быть пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Аусат” 3142. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
А после смерти сахабов пророка (мир ему и благословение Аллаха), джама’а – это уляма (ученые), которые лучше всех знают путь, по которому шли сподвижники. Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “В свое время джама'а – это был Абу Хамза, в наше время это Мухаммад ибн Аслям и те, кто последовал за ним”. Ибн Рахауейх также сказал: “Если ты спросишь у джахилей (невежественных людей) о Великой общине (сауадуль-а'зам), они скажут: “Это джама'а людей (т. е. община, сбор обычных людей)” А они не знают, что джама'а это – ‘алим (ученый), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и те, кто с ним, тот и в джама'а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а”.
См. "Хилиятуль-аулия" 9/239.
Имам аль-Бухари также сказал: “И повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха) следовать аль-джама’а, и это – обладающие знанием”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/648.
Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и сауадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 3/397.
Имам аш-Шатыби сказал: “Ученые – это и есть Великая община (сауадуль-а’зам), не смотря на их малочисленность”. См. ”аль-И’тисам” 2/776.
Имам аш-Шатыби также сказал: “Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!” См. “аль-И’тисам” 2/267.
Тот, мусульманин, который следует Корану и Сунне, именно так, как понимали их сахабы и держится за наследников пророков – ученных, тот и следует джама’а, даже если он один! Ибн Мас’уд сказал: “Джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты один!” аль-Ляликаи, Ибн ‘Асакир, иснад достоверный. См. также “аль-Мишкат” 1/61, шейха аль-Альбани.
Также и Всевышний назвал Ибрахима, который в свое время был единственным верующим – уммой, сказав: «Воистину, Ибрахим был уммой, покорным Аллаху и единобожником». (ан-Нахль 16: 120).
Это и есть истинное значение термина аль-джама’а в понимании ахлю-Сунна уаль-джама’а!
Отредактировано MEDINNA (2008-01-02 21:11:12)