День Аашураа10 день месяца Мухаррам.
Хвала Аллааху Господу Миров, и мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, Печати Пророков и Главе Посланников, и всему его семейству и сподвижникам.
Священный месяц Аллааха Мухаррам - благословенный и важный месяц.
Это - первый месяц Хиджри-календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллаах говорит (интерпретация значения):
”Поистине, число месяцев у Аллааха - двенадцать месяцев (через год), так было предопределено Аллаахом в День, когда Он создал небеса и землю; из них четыре являются священными. Это - истинная религия, поэтому не причиняйте себе в этом зла ...” [аль-Тауба 9:36]
Абу Бакра (Ради-йаллаху ‘анху) сообщил, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: “В году двенадцать месяцев, из которых четыре являются священными, три последовательных месяца Зу’ль-Ķа’да, Зу’ль-Хиджжа и Мухаррам, и Раджаб Мудар, который находится между Джумаада и Ша’бааном”. (Передано аль-Букхаари, 2958).
Мухаррам так назван, потому что он - священный (Мухаррам) месяц,
и чтобы подтвердить его святость.
Слова Аллааха (интерпретация значения): “поэтому не причиняйте себе зла …” означают: не вредите себе в эти священные месяцы, потому что грех в эти месяцы хуже, чем в другие месяцы.
Передали, что Ибн ‘Аббаас сказал, что эта фраза (поэтому не причиняйте себе зла…) относилась ко всем месяцам, затем эти четыре были выделены и сделаны священными, так что грех в эти месяцы более серьёзен, и благодеяния приносят большую награду.
Ķутаада сказал в отношении этой фразы (поэтому не причиняйте себе зла…), что прегрешение во время священных месяцев более серьёзно и более греховно, чем прегрешение в любое другое время. Прегрешение является серьёзным вопросом в любое время, но Аллаах отягощает какой бы то ни было из Его приказов по Его желанию. Аллаах выбрал некоторых из Его созданий. Он выбрал Посланников среди ангелов и Посланников среди человечества. Он выбрал из речи Его поминание (з.икр). Он выбрал из земли мечети, из месяцев - РамаДаан и священные месяцы, из дней - пятницу и из ночей - Лайлат аль-Ķадр, так благоговейте перед тем, что Аллаах повелел нам чтить. Люди понимания и мудрости чтят вещи, которые Аллаах велел нам чтить. (Суммировано из Тафсиира Ибн Кас.иира, РаХима-хуллаа. Тафсиир Сууры Ат-Тауба, аайя 36).
Достоинство соблюдения большего количества наафиль
постов во время Мухаррама.
Абу Хурейра (РаДи-йАллааху 'анху) сообщил: “Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: ‘Лучшим постом после РамаДаана является пост в месяц Аллааха Мухаррам.’” (передано Муслимом, 1982).
Фраза “месяц Аллааха”, соединяющая название месяца с именем Аллааха в грамматической структуре родительного падежа, показывает важность месяца. Аль-Ķаари сказал: “Совершенно ясное значение - весь месяц Мухаррам”. Но было доказано, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) никогда не постился весь месяц целиком, кроме РамаДаана, так что этот хадис, вероятно, предназначен, чтобы поощрить увеличить свои посты во время Мухаррама, не означая, что нужно поститься в течение всего месяца.
Передали, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) обычно больше постился в Ша’баан. Вероятно, что достоинство Мухаррам не было сниспослано ему до конца его жизни, прежде, чем он мог поститься в течение этого месяца. (Шарх аль-Навави ‘аля Ĉахиих Муслим).
Аллаах выбирает любое время и места, как Он пожелает
Аль-‘Изз ибн ‘Абд аль-Саляам (Рахима-хуллаах) сказал: “Времени и месту можно дать привилегированный статус двумя способами - или временный,
или религиозный/духовный. В отношении последнего потому, что Аллаах дарует Его щедрость Его рабам в то время или в тех местах, давая за совершённые дела большую награду, как например, вознаграждая в большей степени за пост в РамаДаан, нежели за пост во все другие времена, и также в день ‘Аашураа’, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллааха к Его рабам в этот день …” (Ķауаа’ид аль-Ахкаам, 1/38).
‘Аашураа’ в Истории
Ибн Аббас (РаДи-йАллааху 'анху) передал: ”Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) прибыл в Мадиину и увидел, что евреи постились в день ‘Аашураа’. Он сказал: “Что это?“ Они ответили: “Это - праведный день, это день, когда Аллаах спас Детей Израиля от их врагов, так что Муса постился в этот день“. Он сказал: “У нас больше прав на Мусу, чем у вас“, так что он постился в тот день и предписал [мусульманам] поститься в тот день“”.
(Передано аль-Букхаари, 1865).
“Это - праведный день” – в сообщении, переданном Муслимом, [евреи сказали:] “Это - великий день, в который Аллаах спас Мусу и его народ и утопил Фараона и его людей”.
“Муса постился в этот день” – сообщение, переданное Муслимом, добавляет: “…в благодарение Аллааху, поэтому мы постимся в этот день”.
Согласно сообщению, переданному аль-Букхаари: “…поэтому мы постимся в этот день, чтобы чтить его”.
Версия, рассказанная Имамом Ахмадом, добавляет: “Это - день, в который Ковчег осел на горе Джууди, поэтому Нуух постился в этот день в благодарение”.
“и предписал [мусульманам] поститься в этот день” – согласно другому сообщению, также переданному аль-Букхаари: “Он сказал своим Сподвижникам: “У вас больше прав на Мусу, чем у них, поэтому поститесь в этот день”.
Практика поститься на ‘Аашураа’ была известна даже в дни Джаахилиййи, до миссии Пророка. Передано, что ‘Аа’йша (РаДи-йАллааху 'анхаа) сказала: “Люди Джаахилиййи обычно постились в этот день…”
Аль-Ķуртуби сказал: “Возможно, у Ķурейшитов был обычай поститься в этот день на основе некоего прошлого закона, как например, такового от Ибраахиима, мир ему”.
Также передали, что Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) обычно постился на ‘Аашураа’ в Мекке, до того, как мигрировал в Мадиину. Когда он мигрировал в Мадиину, он узнал, что евреи празднуют этот день, поэтому он спросил их, почему, и они ответили как описано в вышеуказанном хадисе. Он приказал, чтобы мусульмане отличались от евреев, которые сделали из него праздник, как рассказано в хадиисе Абу Муусы (РаДи-йАллааху 'анху), который передал: ”Евреи обычно делали день ‘Аашураа’ праздником [согласно сообщению, переданном Муслимом: день ‘Аашураа’ почитался евреями, которые сделали его праздником. Согласно другому сообщению, также переданному Муслимом: жители Кхайбара (евреи) обычно праздновали его, и в этот день их женщины, как правило, надевали свои драгоценности и символы]. Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: ”Поэтому вы [мусульмане] должны поститься в этот день.’” (Передано аль-Букхаари). Очевидно, что поводом к приказу для мусульман поститься в этот день было желание отличаться от евреев, так чтобы мусульмане постились, в то время, как евреи - нет, потому что люди не постятся в день празднования. (Суммировано из слов аль-Хаафиза ибн Хаджара – РаХима-хуллаа – в Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахих аль-Букхаари).
Пост на ‘Аашураа’ был постепенным шагом в процессе введения поста как предписанной обязанности в Исламе. Пост появился в трёх формах. Когда Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) прибыл в Мадиину, он указал мусульманам поститься три дня каждого месяца и в день ‘Аашураа’, затем Аллах сделал пост обязательным, когда Он сказал (интерпретация значения): “… соблюдение поста предписано вам…”
[аль-Баķара 2:183] (Ахкаам аль-Ķур‘аан аль-Джассаса, часть 1).
С поста на ‘Аашураа’ обязанность была перенесена на пост в РамаДаан,
и это – одно из доказательств в области Усууль аль-Фик'ха, что возможно отменять более лёгкую обязанность в пользу более обременительной обязанности.
До того, как обязательность поста на ‘Аашураа’ была отменена, пост в этот день был обязательным, как можно увидеть из ясного приказа соблюдать
этот пост. Затем, позднее, это было дополнительно подтверждено, затем вновь подтверждено в виде общего приказа, обращённого к каждому, и ещё раз приказав матерям не кормить грудью их младенцев во время этого поста. Передано Ибн Мас’уудом, что, когда пост в РамаДаан был сделан обязательным, обязанность поститься на ‘Аашураа’ была отменена, то есть поститься в этот день не было больше обязательным, но всё же желательно (мустахабб).
Достоинства поста ‘Аашураа’
Ибн ‘Аббаас (РаДи-йАллааху 'анхумаа) сказал: “Я никогда не видел Посланника Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) столь страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день, день ‘Аашураа’, и в этот месяц, подразумевая РамаДаан”. (Передано аль-Букхаари, 1867).
Его сильное желание означало, что он намеревался поститься в этот день в надежде на получение награды за исполнение этого.
Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: “За пост на ‘Аашураа’ я надеюсь, что Аллаах примет это как искупление за год, который был прежде”. (Передано Муслимом, 1976). Это - от щедрости Аллааха к нам: за пост в течение одного дня Он даёт нам искупление за грехи целого года. И Аллаах - Хозяин Великой Щедрости.
В какой день ‘Аашуура’?
Аль-Навави (Рахима-хуллаах) сказал: “‘Аашуура’ и Таасуу‘аа’ - два растянутых названия [гласные протянуты], как написано в книгах по арабскому языку. Наши сподвижники сказали: ”‘Аашуура’ - десятый день Мухаррам, и Таасуу‘аа’ - девятый день. Таково - наше мнение, и мнение большинства учёных. Таково - ясное значение хадиисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. Это – также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу’)
‘Аашураа’ - исламское название, которое не было известно во время Джаахилиййи. (Кашшааф аль-Ķинаа’, часть 2, Саум Мухаррам).