продолжение:
Со временем обстановка (по крайней мере, в российской столице) несколько выправилась. Безусловно, реалии разных регионов России отличаются. Если по Москве женщина в исламском платке может гулять вполне беспрепятственно, то в некоторых уголках Северного Кавказа мусульманка в правильном хиджабе может не пройти и десяти метров, рискуя быть пристреленной излишне ретивым "борцом с экстремизмом" в погонах, уверенном при этом в собственной безнаказанности. Помимо проблемы превышения должностных полномочий, во многих регионах остро зазвучала тема уличных этнических конфликтов. Так, из уральских городов нередко приходят вести об оскверненных мусульманских кладбищах и подбрасываемых в мечети свиных головах, а в Питере нередки случаи нападения "бритоголовых" на мусульман. Часто провоцирующей причиной таких столкновений является озлобленность населения против потока мигрантов, которые живут в антисанитарных условиях и иногда промышляют, мягко говоря, нешариатскими занятиями вроде торговли наркотиками и т.д. Это вызывает ответную волну, жертвами которой очень часто становятся соблюдающие и нравственные последователи Ислама. Примечательно, что порой (хотя и не всегда) опасность для жизни мусульман возникают, как ни странно, в регионах с доминирующим или значительным исламским населением.
В Москве климат несколько другой. Несмотря на то, что подавляющее большинство традиционно увязываемых с "исламским фактором" взрывов произошло в столице, наш народ в силу своего менталитета склонен быстро забывать о разного рода пугающих катаклизмах, быстро входя в русло обычной жизни. Достаточно вспомнить, как наши соотечественники вели себя во время цунами в Юго-Восточной Азии. Когда европейцы в ужасе бежали из пострадавших стран и массово аннулировали забронированные туры, русские туристы штурмом брали агенства, одержимые жаждой "халявы" - ведь туры в Таиланд фантастически подешевели! Ни траур во всех государствах, на побережья которых обрушилось цунами, ни зловещие кадры с трупами утонувших и разрушенными городами, ни даже предупреждения о возможности новой волны не удержали российских граждан от поездки в Тайланд: количество отказов от уже оплаченного отдыха было минимальное. Российские туристы в принципе мало переживают из-за потенциальных опасностей, в то время как европейы педантично, даже чрезмерно осторожны. К примеру, после крушения французского самолета близ Шарм-аш-Шейха в январе 2004 г. в этом курортном городке едва ли можно было услышать французскую речь, хотя речь шла о трагическом эпизоде, от какого никто и нигде не застрахован . Однако российских любителей египетского подводного плавания и морского отдыха не останавливают ни многочисленные аварии русских автобусов на египетских дорогах с кровавыми жертвами, ни конвейер утопленников из числа неопытных дайверов.
В силу этих особенностей менталитета острая память о московских взрывах живет, главным образом, в душах родственников тех, кто погиб в результате этих терактов. Это не означает, что девушек в хиджабе более никто не боится - науськанные исламофобской пропагандой в СМИ граждане устраивают временами комичную, временами давящую на нервы истерику, завидев в общественном транспорте женщину в мусульманской одежде. Однако беседуя с сестрами, живущими, к примеру, в Москве, порой возникает впечатление, что они рассказывают о разных городах.
Для одних выход на улицы столицы в мусульманском одеянии - перманентный кошмар, сплетающийся из косых предосудительных взглядов прохожих, хамства в транспорте и в магазинах, проверок документов милицией (чуть ли не раз в неделю!) и приставаний исламофобствующей шпаны. Такие девушки рассказывают устрашающие истории о том, как их едва не сбросили в метро на рельсы или как им насилу удалось отвязаться от подвыпившего "бычья". Другие же мусульманки свободно рассекают московские проспекты в самых смелых хиджабах, и случаи агрессии против них могут вспомнить разве что с большим трудом. Им улыбаются в метро, уступают место, а неприязнь выражается главным образом в неопасных для жизни забавных казусах. В чем дело? Может быть, одни сгущают мрачные краски, а другие излишне беззаботно относятся к собственной безопасности и попросту не видят негатива?
Как ни парадоксально, но, видимо, рассказы и тех, и других совершенно правдивы. Все эти мусульманки ездят в московских автобусах и маршрутках, ежедневно растворяются в людской мясорубке метро, сидят в очередях в столичных поликлиниках, наблюдают за своими и чужими резвящимися карапузами со скамеек детских площадок, посещают лекции, трудятся в душных офисах, ходят на родительские собрания в школах...То, как к ним будут относиться, во многом зависит от их собственного внутреннего психологического настроя.
К слову, об этом нередко писали на разных мусульманских сайтах - что, мол, "стоит излучать добро, свет и позитив, и окружающие растаят от умиления". В действительности все куда сложнее и менее благостно. Спокойное хождение по улицам немусульманского города зависит не столько от добродушного выражения лица, сколько от внутренней независимости мусульманки от окружающей среды и отсутствия страха перед ней. Жалостливая установка "посмотрите на меня, я же хорошая и мирная, ну за что вы все меня так не любите" уже сама по себе является своеобразной формой зависимости от толпы и зачастую способствует обратному от желаемого эффекту.
Люди в современном обществе далеко не всегда добры - для не обремененного иллюзиями человека это очевидно. Когда проводится последовательная политика стимуляции самых низменных человеческих склонностей - алчности, корыстолюбия, эгоизма, карьеризма - в людях бередится инстинкт хищника, который в силу своих комплексов вымещают на том, кто слабее - не только в прямом физическом, но и в психологическом плане. Люди, подобно акулам, реагируют на стресс и чувствуют власть над теми, кто их боится. Обуреваемые потаенными комплексами, они получают удовольствие от власти и насилия над теми, кто слабее их и испытывает перед ними страх.
Такая психология толпы, в конечном итоге, естественна для аморального общества, избравшего культ денег, наживы, конкуренции. Описанные закономерности характерны для поведения всех исламофобов - как в погонах, так и с банками пива и бритыми затылками. Поэтому девушки, испытывающие панический страх перед задержанием или побоями, по обыкновению имеют несчастье нарываться на все эти "прелести жизни". Тут стоит отметить, что все сотрудники милиции, охранных структур поднаторели в так называемой "невербалике", вычисляя "нужный" контингент по неместному говору, неуверенным жестам и прочим едва уловимым для обычного глаза приметам. И, разумеется, их внимание притягивает скованность испуганного человека, который явно неорганичен для данного конкретного города.
С другой стороны, мусульманки, свободные от страха и неестественного подобострастия по отношению к окружающему их обществу, рассказывают о чувстве легкости и поразительной защищености, которое охватывает их на московских улицах, когда они всецело полагаются на Всевышнего и не испытывают страха ни перед кем и ни перед чем, кроме Него. Пожалуй, это главный фактор, и такая психологическая ориентация является не только тактически выигрышной, но теологически глубоко укорененной в базовых предпосылках исламского мировоззрения. Если брать более "приземленную" сторону дела, то человек, словно "забывший" о своем хиджабе, суетливо бегущий по московским улицам, машинально выбирая направление, выглядит как москвич и возбуждения у милиции обычно не вызывает. В качестве примера можно привести, как одна мусульманка с бравым видом неслась по Москве в черном хиджабе и разгрузнике в стиле милитари. Увидев ее, сотрудники милиции разразились хохотом: "О, смотри, шахидка! Ну сразу видно - коренная москвичка!" - хотя женщина таковой и не являлась.
Определенную роль играет и фасон хиджаба. Некоторые мусульманки боятся повязать платок вперед, надевая легкую косынку и тем самым становясь все больше похожими на типичных жительниц Северного Кавказа, числящихся в списке интересов столичных милиционеров. С другой стороны, излишне причудливые арабские абайи также привлекают нездоровое внимание тех, кто относится к гостям с Востока не слишком доброжелательно. Согласно фетвам авторитетных исламских ученых, хиджаб в условиях немусульманской страны должен удовлетворять всем требованиям Шариата, но при это быть максимально приближенным к стилистике, в какой одевается местное население. Оптимальный путь - подбирать в обычных магазинах модели, закрывающие аурат: в последнее время там появилось немало стильных туник, манто, балахонов, палантинов и платков. Аляпистые расцветки, цветочки, ориентальные узоры сразу заставят заподозрить женщину не из здешних краев. Одеваться надо стильно. В таком случае на улицах мусульманку часто будут принимать либо за жену богатого араба, либо, если у нее славянские черты лица, за строго соблюдающую христианку (отсутствие пламенных заверений в том, что это не так, отнюдь не означает предательство по отношению к Исламу).
Конечно, в лучшем случае стоит по максимуму избегать появления на улице без махрама (мужа или близкого родственника), но в российских условиях крайне трудно всегда следовать этому правилу. По крайней мере, женщине стоит хотя бы вечером не ходить одной. Для самозащиты имеет смысл приобрести находящийся в свободной продаже легализованный газовый пистолет "Удар", а лучше - оформить разрешение на резинострел "Оса". У психически здорового человека, не имевшего проблем с законом, трудностей для его получения возникнуть не должно.
Но главное при этом - опять-таки правильный настрой. Отсутствие страха и уверенность в себе сделают свое дело. Того, кто целиком и полностью полагается лишь на Всевышнего, Он наградит недюжинной внутренней силой.
Фатима Анастасия Ежова.