США выработали формулу управления
исламским миром под видом борьбы с международным терроризмом
В свете событий, последовавших за развалом СССР и формированием однополярного мира, руководство Соединенных Штатов Америки столкнулось с необходимостью выработать принципиально новую стратегию отношений с исламским миром, который после исчезновения социалистического лагеря был объявлен главным противником Запада. В начале 1990 г. на встрече представителей стран-членов НАТО в Швеции премьер-министр Великобритании М. Тетчер отвечая на вопрос, насколько важным и оправданным является сохранение североатлантического блока после окончания холодной войны, сказала: "Идея не может жить в отсутствии образа врага. И, мы, государства Запада, ради продолжения своего существования должны такого врага иметь. Советский Союз пал, и нам необходимо найти на эту роль другого, и этим врагом является ислам". Формальным поводом для официального объявления войны исламу стали события 11 сентября 2001 г.
Недавно ВВС США выступили заказчиком исследования вокруг новой американской стратегии под названием Мусульманский мир после 11 сентября (The Muslim World after 9/11), которое провела американская исследовательская корпорация RAND. Итогом ее работы стал документ объемом 576 страниц, в котором проанализированы главные идеологические установки, существующие на сегодняшний день в исламе, рассмотрены вопросы разобщенности мусульманского мира, причины и источники "исламского экстремизма" и т.д. По мнению разработчиков, "эта структура поможет субъектам принятия решений в Соединенных Штатах понять политические и военные стратегии, которые могут быть использованы при взаимодействии с изменяющимися условиями в этой опасной части мира (исламский мир)".
Вне всякого сомнения, подобного рода документ, ориентирующий субъектов принятия решений на определенный военно-политический курс в рамках общей стратегии отношений с миром ислама, не остался без внимания специалистов, занимающихся выстраиванием отношений с исламом как на Западе, так и за его пределами. В Вашингтоне не могли не предвидеть этого, а следовательно тот факт, что американцы сделали свое исследование общедоступным (его полный текст вывешен на сайте wwwrand.org), может быть расценен как предложение другим участникам международной политики, ознакомившись с ним и руководствуясь его положениями и рекомендациями, следовать вполне конкретной политической линии в отношении исламского мира.
Получившая отражение в этом документе новая стратегия, собственно говоря, новой не является – большинство ее методов, положений, а также понятийный аппарат давно разработаны и взяты на вооружение как самими Соединенными Штатами, так и большинством других стран, имеющих геостратегические интересы в исламском мире. Это позволяет говорить о сложившемся на Западе научно-практическом подходе к изучаемой проблеме, иными словами – о становлении науки борьбы с исламом со своим штатом научных кадров (С. Хантингтон, Ж. Кепель и др. В России к числу таких специалистов можно отнести А. Игнатенко.), материально-технической базой и источниками финансирования.
Особый интерес представляет используемая в этой области терминология. Так, в этом докладе терминами "экстремизм", "терроризм" обозначаются силы, не отвечающие интересам Запада; их, как указывает стратегия, необходимо устранить, лишив ресурсов и политического влияния. И напротив, "умеренными", "демократичными" мусульманами являются те, кто способствует или, по крайней мере, не мешает осуществляться американским замыслам; им необходимо помогать в той мере, в какой это обеспечит нейтрализацию "экстремистов". Что касается собственно интересов и устремлений США и их союзников, то они подменяются такими понятиями как "распространение демократии свободы и стабильности" и т.п.
Стратегия уделяет большое внимание использованию существующих в мусульманской умме разногласий, в первую очередь между суннитами и шиитами. При этом обращает на себя внимание готовность Соединенных Штатов для достижения поставленных целей к сотрудничеству со своими политическими противниками, что американцы наглядно демонстрируют в Ираке, поддерживая выгодный им баланс сил между шиитами, суннитами и курдами, а также в Афганистане, где интересы Вашингтона совпали с интересами моджахедов Северного Альянса, международной наркомафии, Ирана и ряда других субъектов, заинтересованных в свержении талибов. В документе отмечается: "Не исключено, что в интересах Соединенных Штатов может быть принятие в их политике стороны шиитских группировок, которые стремятся достичь большей степени участия во власти, большей свободы политического и религиозного выражения. Возможность достижения этого баланса может поставить барьер перед исламскими экстремистскими движениями и создать основу для стабильности американского присутствия на Ближнем Востоке".
Своего рода руководством к действию для всех участников борьбы с "международным терроризмом" является раздел "Рекомендации по устранению негативных тенденций в исламском мире". Примечательно, что речь в нем идет не только о стратегии самих США, но и даются прямые рекомендации политическому руководству других стран, в частности, по таким вопросам, как усиление контроля над финансовыми потоками, поступающими по линии исламских благотворительных организаций, реформирование мусульманского образования, разрушение сетей мусульманских организаций и т.д. К примеру, в документе указывается: "Важным элементом американской стратегии является лишение экстремистов ресурсов. Здесь имеются определенные трудности, связанные с неразвитостью банковской системы в большинстве стран мусульманского мира и широкого распространения в них неподдающейся контролю системы неофициальных денежных переводов. Эти усилия должны предприниматься на двустороннем уровне: в странах-источниках финансирования и в странах-получателях. Источники финансирования находятся в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива. Соединенные Штаты в рамках их антитеррористической стратегии уже осуществляют преследование спонсоров терроризма. Дополнительные меры по контролю над финансовыми организациями начала предпринимать Саудовская Аравия, перекрывая каналы благотворительной деятельности. Страны-получатели в свою очередь также должны усилить контроль над финансовыми потоками экстремистов, и при необходимости перекрывать их".
Разработчики стратегии подчеркивают необходимость разрушения основ классического ислама через реформирование системы мусульманского образования. В документе, в частности, говорится: "Соединенные Штаты совместно с мировым сообществом должны оказывать содействие реформам исламской школы. Необходимо добиться, чтобы она предоставляла свободное и современное образование. Одним из средств достижения этой цели является помощь в создании и развитии Советов по контролю над высшим образованием (государственным и частным)".
Из документа следует, что мусульманские организации, оказывающие помощь неимущим, также представляют опасность для США. В стратегии подчеркивается: "Способность некоторых экстремистских организаций решать сложные социально-экономические проблемы привела к росту их политического влияния. В связи с этим обеспечение предоставления услуг в различных направлениях позволит нанести косвенный удар по влиянию экстремистов". Поэтому США придают большое значение вопросу уничтожения инфраструктуры мусульман: "Большинство сетей экстремистов выполняют социально полезные функции, что затрудняет выявление их враждебного использования. В этой связи Соединенным Штатам важно понимать характерные особенности экстремистских сетей, источники их финансирования, систему связей и привлечения последователей, их слабые места, и на основе этих данных вырабатывать стратегию их разрушения, ослабления экстремистских группировок и усиления умеренных мусульман".
Данный раздел содержит множество других рекомендаций, как например "использование исламистов в легальной политике", "использование мусульманских диаспор", "создание соответствующих военных возможностей" и пр. И хотя открытый характер документа не позволил его авторам включить в него весь комплекс мер и технологий борьбы с исламом, это исследование представляет большой интерес и заслуживает обстоятельного изучения.