1. Развешивание изображений живых существ.
Во-первых, не разрешается развешивать на стенах изображения, как объемные, так и плоские, отбрасывающие и не отбрасывающие тень, как выполненные от руки, так и изготовленные фотографическим способом. Мусульманин, способный снять эти изображения со стены должен сделать это, если он не в состоянии их уничтожить. Об этом говорится в ряде хадисов:
а) Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз ко мне зашел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а я закрыла свою комнату занавеской, украшенной изображениями живых существ (согласно другой версии хадиса: «…украшенной изображениями крылатых лошадей»). Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел это, он сорвал занавеску, переменился в лице и сказал:
“О Аиша! В День воскресения Аллах подвергнет самым жестоким мукам тех, кто пытался сотворить подобно тому, как творит Аллах”.
(В другой версии хадиса сказано: “Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки. Им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили!»” Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: “Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ”).
Тогда мы разрезали эту занавеску и изготовили из нее одну или две подушки, [и я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение]».
Этот хадис передали аль-Бухари (10/317 318), Муслим (6/158 160), согласно версии которого приведен данный хадис, аль-Бейхаки (7/269), аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3/217/1), ас-Сакафи в «ас-Сакафиййат» (№ 11), Абд ар-Раззак в «аль-Джами» (том 2, № 64 в имеющемся у меня экземпляре) и Ахмад (6/229, 281). Последнее дополнение приводится согласно версии Ахмада, и цепочка его рассказчиков соответствует требованиям Муслима.
Из этого хадиса можно сделать два вывода.
Первый вывод: запрещается развешивать изображения живых существ, а также любые предметы, несущие на себе подобные изображения.
Второй вывод: этот запрет распространяется на любые изображения – как на объемные, так и на плоские. Иными словами, не важно, отбрасывает изображение тень или нет. Именно так полагает большинство ученых. Ан-Навави сказал:
«Некоторые из праведных предшественников придерживались того мнения, что запрещенным считается лишь то изображение, которое способно отбросить тень, а все то, что не отбрасывает тень, может использоваться без каких-либо ограничений. Такая точка зрения неверна. Ведь на занавеске, против которой возразил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имелось изображение, не отбрасывавшее тень. Тем не менее, он приказал ее снять».
Анализируя этот хадис, переданный со слов Аиши, один современный автор в своем исследовании утверждает следующее: «Данное изображение вступало в противоречие с реальностью и передавало то, чего не может быть на самом деле, то есть лошадей с крыльями. Это и послужило основанием для того, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, признал этот рисунок недозволенным».
Однако такое мнение является ошибочным по следующим причинам:
Во-первых: в хадисе нет ни малейшего намека на то, что изображение было признано недозволенным из-за того, что оно вступало в противоречие с реальностью! Напротив, из него следует, что причина крылась в другом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал на эту причину, сказав: «Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ». Таким образом, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обобщил все изображения живых существ и не ограничил их каким-либо определенным видом. Он приказал снять занавесь, дабы устранить препятствие, которое мешало ангелам войти в дом, и это абсолютно ясно из данного хадиса.
Во-вторых: если бы занавесь была признана недозволенной по причине, на которую указывает уважаемый автор, то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы Аише иметь среди множества игрушек крылатого коня, о чем говорится в другом хадисе, приведенном нами в 40-ом разделе под номером 5.
Таким образом, слова уважаемого автора не выдерживают никакой критики, а данный хадис остается в силе, поскольку не существует противоречащего ему хадиса.
Что же касается хадиса, переданного со слов Абу Тальхи: «Ангелы не входят в дом, если в нем есть изображения живых существ, за исключением узоров на одежде», то здесь имеются в виду изображения, которые не вешаются на стены и к которым относятся пренебрежительно, без почтения, на что указывает приведенный нами хадис Аиши. Из хадиса Аиши ясно, что ангелы не входят в дом до тех пор, пока в нем находятся развешанные изображения живых существ. Совсем иная ситуация возникает тогда, когда к изображению относятся пренебрежительно. Об этом свидетельствуют слова Аиши: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение». В данном случае речь идет об изображении, которое не мешает ангелам войти в помещение. Таким образом, хадис Аиши конкретизирует хадис Абу Тальхи. Поэтому нельзя абсолютизировать хадис Абу Тальхи, как это сделал уважаемый автор.
К тому же уважаемый автор совершил еще одну ошибку, полагая, что хадис Абу Тальхи указывает на разрешенность рисования изображений живых существ на одежде и, следовательно, может быть основанием для того, чтобы признать дозволенным рисование подобных изображений на бумаге! Однако, это является глубоким заблуждением. Хадис Абу Тальхи разрешает всего лишь использовать подобную одежду при соблюдении вышеупомянутых нами условий. Что же касается дозволенности или недозволенности рисования самого изображения, то об этом ничего не говорится в хадисе Абу Тальхи. Однако этот вопрос сполна раскрывает хадис Аиши, который ясно указывает на запрет рисования любых изображений на одежде: «Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки». Таким образом, нельзя пренебрегать установлением хадиса Аиши в пользу хадиса Абу Тальхи, который не вмещает в себя ответ на этот вопрос. Этот факт очевиден для каждого беспристрастно мыслящего человека, если на то будет воля Аллаха.
Из сказанного выше следует, что мусульманину, знающему суть установлений шариата по данному вопросу, не следует приобретать одежду, несущую на себе изображения живых существ, даже в целях пренебрежительного использования, поскольку он тем самым стимулирует производителей одежды на создание подобных изображений. Однако человеку, который приобрел такую ткань, не зная об этом запрете, дозволено пренебрежительно использовать ее, на что указывает вышеприведенный хадис Аиши. И да посодействует нам Аллах в наших делах!
Возможно, разрез прошел посередине изображения, о котором идет речь в конце данного хадиса: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение». Таким образом, первоначальный вид изображения был изменен до неузнаваемости. Именно на этом постороил свои доводы Ибн Хаджар, проводя согласование между собой этих двух хадисов с хадисом о подушке, приведенном выше в разделе № 33.
Позднее я обнаружил хадис, переданный со слов Абу Хурейры, который будет приведен далее. В нем рассказывается о том, Джибриль сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «В этом доме на стенах есть занавеси с изображениями живых существ. Так обезглавьте же их и сделайте из этих занавесей подстилки или подушки и ступайте по ним! Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ». Все рассказчики данного хадиса являются рассказчиками аль-Бухари в его сборнике «ас-Сахих», что я и пояснил в книге «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха».
б) Аиша рассказывала: «Однажды я набила для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, небольшую подушку, украшенную изображениями живых существ. Увидев ее, он остановился при входе, изменившись в лице. Я спросила его: “Что произошло, о посланник Аллаха? [Каюсь пред Аллахом в совершенном грехе]”. Он спросил: “К чему эта подушка?” Я ответила: “Я изготовила эту подушку для тебя, чтобы ты лежал на ней”. В ответ он сказал: “Разве тебе не известно, что ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ, и что те, кто изготовили эти изображения, будут трепеть муки в День воскресения, и им будет сказано: “Оживите то, что вы сотворили?!”» Согласно другой версии хадиса: «”Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки в День воскресения”. [И он не вошел до тех пор, пока я не вынесла подушку из дома]».
Этот хадис передали аль-Бухари (2/11 и 4/105) и Абу Бакр аш-Шафии в «аль-Фаваид» (6/68), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках. Цепочка рассказчиков данного хадиса достоверна.
Схожий по смыслу хадис приводят аль-Бухари и Муслим, а также другие авторы. Мы подробно рассмотрели пути передачи данного хадиса, анализируя хадисы, вошедшие в книгу профессора Йусуфа аль-Карадави «аль-Халяль ва-ль-Харам» (№ 121).
В данном хадисе совершенно определенно указано на то, что изображение живых существ, выставленное напоказ, мешает ангелам войти в дом даже в том случае, если с предметом, несущим на себе подобное изображение, обращаются пренебрежительно.
в) Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Ко мне явился Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера, но мне помешала войти статуя над дверью [с изображением людей], занавеска, на которой имелись изображения, а также собака, находившаяся в доме. Прикажи обезглавить статую, чтобы она стала подобна дереву, разрезать занавеску и сделать из нее пару подушек, которые можно мять, и вывести собаку. [Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ или собака]”». Пес [щенок], принадлежащий Хасану или Хусейну, сидел под их кроватью (согласно другой версии хадиса: «…у него под кроватью»), [и он сказал: «О Аиша! Когда здесь появился этот пес?» Аиша ответила: «Кляусь Аллахом, не знаю»]. Тогда он приказал вывести пса из дома, [а затем зачерпнул воды рукой и пролил на то место, где сидела собака].
Данный хадис совершенно ясно укзывает на то, что изменения в предмете, благодаря которым егоразрешается использовать, должны касаться внешнего вида предмета и происходить до такой степени, чтобы он приобрел совсем иную форму. Некоторые ученые сформулировали подобные изменения следующим образом: «Если в результате проделанных изменений изображенный объект представляется нежизнеспособным, предмет может использоваться в дальнейшем».
Такая формулировка не может считаться удовлетворительной, так как она открывает возможности для манипуляций с текстами хадисов, оставляет место попыткам обойти их предписания путем иносказательных толкований или апелляции к авторитетным суждениям частных лиц по поводу их содержания. Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода может послужить пространная статья одного автора, которую я прочитал несколько лет назад в журнале «Нур аль-Ислям», позднее издававшемся под названием «Маджаллят аль-Азхар». Содержание статьи сводится к тому, что изобретательному (!) мусульманину дозволено изваять полноценную скульптуру, однако в голове изваяния ему следует сделать отверстие с углублением, доходящим до того места, где обычно располагается головной мозг человека. Таким образом, если бы такую скульптуру можно было одушевить, изображенный в ней объект не смог бы жить ни секунды! Далее уважаемый шейх продолжил упражняться в изобретательности и сообщил, что для того, чтобы художественный изъян скульптуры не был заметен зрителям, художник может прикрепить к голове изваяния парик и таким образом прикрыть отверстие. В результате появляется полноценное и безукоризненное скульптурное изображение, которое, по мнению шейха, одновременно удовлетворяет как деятелей искусства (!), так и всевышнего Законодателя! О мусульманин, видел ли ты, чтобы кто-нибудь еще манипулировал законами шариата и священными текстами так искусно, как это сделал автор опуса, опубликованного на страницах уважаемого издания?! Клянусь Аллахом! Это так похоже на деяние тех иудеев, которых постигло унижение и бедность, и о которых всевышний Аллах сказал: «Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (сура «аль-А’раф», 163). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: «Да сразит Аллах иудеев! Когда Аллах запретил им есть сало мертвых животных, они стали топить его, а затем продавать и пожирать заработанные деньги». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В этой связи посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всячески предостерегал нас от того, чтобы мы, мусульмане, следовали путем иудеев. Он сказал: «Не поступайте так, как поступают иудеи. В противном случае, вы будете считать дозволенным то, что запретил Аллах, пускаясь ради этого на малейшие уловки». Этот хадис передал Ибн Батта в книге «Джуз Ибталь аль-Хийаль» (стр. 24) с хорошей цепочкой рассказчиков, что подтвердили Ибн Теймиййа и Ибн Касир. Однако ни одно из вышеперечисленных доказательств не убедит тех, кто из-за собственных вожделений уподобляется иудеям. Да оградит нас от этого Аллах! См. «аль-Гайа» (11).
К ухищрениям подобного же рода близко утверждение тех, кто утверждает, что между рисунком, выполненным от руки, и изображением, сделанным фотографическим способом, существует принципиальная разница, поскольку фотография якобы не является результатом действия человека, так как все его действия сводятся к запечатлению тени предмета на светочувствительной пленке. Получается, что колоссальные усилия, предпринятые человеком в процессе изобретения фотоаппарата, который за одно мгновение может запечатлеть то, что без помощи этого устройства невозможно запечатлеть и за несколько часов, не являются, по их мнению, сознательным актом человека! То же самое относится и ко всем остальным действиям фотографа, который наводит фотокамеру на объект съемки, выбирает нужный фокус, до начала съемки вставляет в фотоаппарат пленку, после съемки проявляет отснятые кадры и совершает ряд других действий, в которых я не разбираюсь. И все эти действия, по мнению этих людей, также не являются сознательным актом человека! Процесс фотографической съемки во всех его подробностях описал профессор Абу аль-Вафа Дарвиш в своем ответе достопочтенному шейху Мухаммаду ибн Ибрахиму, муфтию Саудовской Аравии (стр. 43 45). Вкратце ответ доктора Дарвиша сводится к тому, что для того, чтобы получить фотоснимок, фотограф должен совершить одиннадцать видов действий. Однако, при этом вышеупомянутый профессор, будучи хорошо знакомым с процессом фотосъемки, ничуть не сомневаясь, заявляет: «Фотография не является результатом человеческой деятельности!»
Результатом того, что они делают различия между этими двумя видами изображений, становится вывод о том, что, например, разрешается вешать на стену дома изображение человека, если оно изготовлено посредством фотографической съемки, однако, этого нельзя делать, если оно написано от руки! Также, согласно их мнению, если художник воспроизвел изображение, написанное от руки, при помощи фотоаппарата, то такое изображение разрешается вешать на стену. Уважаемый читатель, случалось ли Вам видеть пример да такой степени буквального понимания священных текстов? Я не видел подобного буквоедства ни у кого, кроме как у некоторых живших в прошлом захиритов. Могу привести в пример высказывание одного из них в комментрии к хадису: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мочиться в стоячую воду». Комментируя данный хадис, он сказал следующее: «Запрет налагается лишь в том случае, если моча испускается непосредственно в стоячую воду. Если же человек помочился в сосуд, а затем вылил из него мочу в воду, то действие запрета на него не распространяется!» И он говорит это, несмотря на то, что вода загрязняется как в первом, так и во втором случае. Однако буквалистский подход к анализу текста не позволил ему понять конечную цель данного запрета.
Такое же буквалистское понимание текста демонстрируют авторы, по мнению которых фотографическое изображение следует признать дозволенным. Они уцепились за способ создания изображений, который был хорошо известен на момент появления запрета, и сочли невозможным распространить запрет на изображения, изготовленные современным фотографическим способом. И это несмотря на то, что фотографирование является одним из способов создания изображений, как с лингвистической точки зрения, так и с точки зрения шариата. Оно идентично созданию изображений от руки, как по своим последствиям, так и по степени наносимого им вреда, как это стало нам ясно выше, когда мы проанализировали последствия противопоставления этих двух видов друг другу.
Несколько лет назад я сказал одному из них: «В таком случае, вам придется признать дозволенными и те изваяния, которые сегодня не изготавливаются вручную при помощи резца, как раньше, а запускаются в производство простым нажатием кнопки электрического выключателя, который управляет специальным агрегатом, способным за считанные минуты изготовить десятки изваяний. Известно, что именно таким способом изготавливаются сегодня игрушки для детей, фигурки различных животных и т.п. Что Вы на это скажете?» Но мой собеседник растерялся и не нашел, что ответить.
Удивительно, что эти буквоеды до такой степени не замечают собственного же буквоедства, что некоторые из них, описывая своих единомышленников, заявляют: «Именно они поняли истинный смысл священного текста!» Настало время проницательному читателю понять, кто они есть на самом деле! Внимите же назиданию, о обладатели разума!
Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два хадиса.
Первый хадис:
Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней. Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Муслим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234), согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66). Согласно другой версии хадиса, Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65). Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором говорится о том, что Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани». Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился кадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».
Второй хадис:
Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.
Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шайхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобля-ет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает.
Этот хадис достоверен. В данном случае он представляет собой сводный текст сообщений в передаче сразу от пятерых асхабов.
Хадис в первой передаче известен со слов Абу Хурайры – мы приняли текст хадиса в его изложении за основу. Хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Абу Давуд (2 / 189), ан-Наса’и (2 / 302) и ат-Тирмизи (4 / 21). Достоверным его считали Ибн Хиббан (1487), Ахмад (2 / 305 308, 478), Абд ар-Раззак в аль-Джами‘ (номер 68), Ибн Кутайба в Гариб аль-хадис (1 / 100 / 1), аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 218 / 1) и ад-Дийа’ в аль-Мухтара (10 / 107 / 1). По их мнению иснад этого хадиса надежен.
Вторая и третья передачи хадиса известны со слов Аиши и Маймуны. В их передаче этот хадис приводят Муслим (6 / 156), Абу Авана в Сахих (8 / 249 250, 253 / 2), Ахмад (6 / 142 143, 330), аль-Багви (3 / 217 / 1), а также ат-Тахтави в аль-Мушкиль (1 / 376 377) и Абу Йа‘ла (333 / 2 и 335 / 2).
Четвертая передача хадиса известна со слов Абу Рафи‘ – она приводится у ар-Руйани (25 / 139 / 2). В этой передаче хадиса присутствуют второе и последнее из указанных дополнений со слов Маймуны, а также предпоследнее дополнение и вариант, заключенный в круглые скобки, со слов Аиши.
Все дополнения к данному хадису в передаче от Абу Хурайры приводятся у Ахмада и некоторых других авторов.
Хадис в пятой передаче бытует со слов Усамы ибн Зайда – ат-Тахави приводит ее с хорошим иснадом.
В аль-Камус сообщается: «Намат – лицевая сторона какой-либо подстилки или разновидность коврика».
То есть: на стенах комнаты.
Использованное здесь слово ‘урд означает сторону или бок всякого предмета.
Примечание автора: В первоначальном варианте этот хадис приводится без слова ‘урд (бок, сторона), однако, очевидно, что здесь должно быть именно это слово. В качестве основания для такого вывода может служить другой хадис со слов Аиши – Анас сообщает: у Аиши был кырам, которым она занавешывала сторону (то есть стену. – Прим. переводчика) своей комнаты. Этот хадис приводится у аль-Бухари (10 / 321). Аллах лучше знает.
Позднее я обнаружил, что аль-Хаттаби приводит этот хадис в своем сочинении Гариб аль-хадис (10 / 2) со словом ‘урд, но утверждает следующее:
«Это ошибка. Правильно: ‘арс. Так называли деревянную балку, которую клали поверх здания, когда хотели покрыть его крышей. Затем на балку набрасывали небольшие куски дерева». Аллах лучше знает.
2. Увешивание стен коврами.
Во-вторых: еще одно действие, которого следует избегать правоверным, это увешивание стен коврами и другими подобными предметами даже в том случае, если в составе изделия, прикрепленного к стене, отсутствует шелковая нить. Все это рассматривается как проявление роскоши и, следовательно, незаконно с точки зрения шариата. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не было тогда дома – он находился в одном из военных походов. И вот, дождавшись его возвращения, я взяла намат [с каким-то изображением] и развесила его в помещении по сторонам (‘урд) . Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел в дом, я вышла к нему навстречу как раз в этой комнате. Я обратилась к нему со словами приветствия: Мир тебе, Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение. Хвала Аллаху, который укрепил тебя и даровал тебе победу, порадовал твой взгляд и осыпал тебя Своими щедротами. И далее: Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не стал говорить со мной! Тут я поняла по его лицу, что он гневается. Он быстро прошел внутрь, ухватился рукой за намат, потянул его на себя и сорвал со стены. Затем он воскликнул: [Это ты увешиваешь стены?!] [Занавесями с изображениями?!] Истинно, среди того, чем нас одарил Аллах, не было велений нам, чтобы мы увешивали тканями камни [и глину . И далее: мы выкроили из намата пару подушек и я набила их волокнами растений. Он не упрекнул меня в этом]. [И далее: Бывало, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сам сиживал на этих подушках]» .
Подчиняясь установлению хадиса, наши праведные предшественники отказывались входить в помещение, если его стены были увешаны тканями. Салим ибн Абдаллах рассказывал:
«Я играл свадьбу еще в те времена, когда был жив мой отец. Отец оповестил о свадьбе людей, и среди тех, кого мы оповестили, был Абу Аййуб. Стены моей комнаты задрапировали зеленым . Пришел Абу Аййуб, зашел, увидел меня при входе, прошел дальше и заметил, что комната задрапирована зеленым. Тогда он сказал: Эй, Абдаллах! Вы что, занавешиваете стены?! Отец ответил, смутившись: Мы подчинились уговорам женщин, Абу Аййуб! На это Абу Аййуб сказал: Я опасался, что [кто-нибудь] другой может пойти на поводу у женщин, но не [смел и] предположить, что их уговорам поддашься ты! А затем добавил: Я не буду есть ваших угощений и не войду в этот дом. И вышел, да смилуется над ним Аллах» .
В хадисе вместо привычного глагола джазаба («тянуть») – читаем джабаза. Второй вариант вполне возможен – он возник в результате перестановки местами согласных звуков б и з. В языкознании такое явление называется метатеза (перестановка звуков. – Прим. переводчика).
Аль-Байхаки писал:
«Эта фраза свидетельствует о том, что нежелательным (то есть макрух – тем, что заслуживает порицания, но в то же время не является запретным – харам. – Прим. переводчика) является занавешивание стен, хотя на самом деле предпосылкой для этого суждения – как следует из приведенных вариантов передачи хадиса – послужила неприемлемость другого факта, а именно – присутствие изображений на материале, которым были покрыты стены».
Примечание автора: Неприемлемыми здесь следует считать оба факта – присутствие изображений на материале, которым были занавешены стены, о чем, собственно, и сказал аль-Байхаки, а также само занавешивание стен. Так следует из двух дополнений, приводимых в некоторых вариантах передачи хадиса. Первое дополнение – слова: «…с каким-то изображением», второе – фраза: «Это ты увешиваешь стены». Таким образом, в данной редакции сообщения названы сразу две причины, по которым действия Аиши оказались неприемлемы. Возможно, аль-Байхаки помешало то, что он не располагал сводным текстом хадиса. Аллах лучше знает.
Шафиитские авторы в частности, аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 218 / 2) – указывают на неприемлемость занавешивания стен, ссылаясь при этом на приведенный выше хадис. И все же один из них – шайх Абу Наср аль-Макдиси – высказвывается в пользу запрета (харам) на действия такого рода. При этом он ссылается на все тот же хадис об этом говорится в аль-Фатх (9 / 25).
Разные подходы в оценке предписаний хадиса – неприемлемо занавешивание стен или запретно возможны лишь в том случаях, если материал, которым занавешиваются стены, не содержит в себе шелка или золота. Шайх-уль-Ислям в аль-Ихтийарат (144) говорил так:
«Занавешивание стен шелком и тканями с золотой нитью запрещено, поскольку все шелковое и золотое для мужчин, для стен и для предметов женской одежды считается определенно запретным. Бывает, что из шелка и золота изготовлены накидки и покрывала, используемые женщиной для застилания постели (а не для занавешивания стен или изготовления одежды. – Прим. переводчика), на этот счет есть разные мнения ведь все это не является одеждой. И далее: считается нежелательным (макрух) развешивать занавески в дверных проемах без нужды, если имеются другие способы перекрыть проход двери и им подобное. Точно также считается неприемлемым развешивать занавески в коридоре без особой потребности. Словом, все, что превосходит необходимое, является излишеством. Но становится ли оно запретным (харам) спорно».
Хадис передают Муслим (6 / 158), Абу Авана (8 / 253 / 1 и 261 / 1) – основной текст хадиса, а также первое и третье дополнения приводятся в его изложении, Ибн Са‘д (8 / 344) – он приводит третье дополнение, Ахмад (6 / 247), Абу Бакр аш-Шафи‘и в аль-Фава’ид (67 / 2) – у него приводится последнее дополнение к хадису, Абу Йа‘ла в Муснад (225 / 1) – у него приводится предпоследнее дополнение к хадису, аль-Хайсам ибн Кулайб (124 / 2) – он приводит второе дополнение, и ар-Руйани (28 / 181 / 1). Предпоследнее дополнение приводится также у Муслима и Абу Аваны.
Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал этот хадис в аль-Вара‘ (20 / 2 21 / 1).
Под драпировкой в данном случае имеются в виду любые изделия из текстиля, которыми могут украшать помещение, ковры, подушки, покрывала.
Этот хадис со слов Абд ар-Рахмана ибн Исхака со слов аз-Зухри со слов Салима приводят ат-Табарани (1 / 192 / 2) и Ибн Асакир (5 / 218 / 2). Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал это сообщение в аль-Вара‘ (20 / 1). Тот же хадис приводит аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3 / 24) – дополнения даны в его изложении. Аль-Марвази (19 / 2) сообщает, что имам Ахмад прибегал к этому хадису в качестве аргумента.