Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Справочник мусульманских терминов
АБУ ХАНИФА (ан-Нугман ибн Сабит Абу Ханифа; ок. 699 – 767) – богослов и факих, основатель ханафитского мазхаба. Известен своими многочисленными выступлениями по вопросам фикха. Впоследствии его лекции, высказывания и ответы на вопросы были собраны в книгу «Аль-фикх аль-акбар», где изложены основы догматики. А.Х. и его ближайшие последователи создали основы мусульманского права как способа решения реальных юридических проблем. Духовное управление мусульман РТ в своём уставе определил свою принадлежность к данному мазхабу.
АЗАН - призыв к обязательной молитве.
‘АКЛЬ - разум.
‘АКЫДА - исламское мировоззрение, вероубеждение.
АЛЛАХ СУБХАНАХУ ВА ТА'АЛЯ - Аллах, хвала Ему, Всевышнему
АЛЬ-ХАМДУ ЛИЛ-ЛЯХ - хвала Аллаху.
АНГЕЛЫ - разумные и, в отличие от джиннов и людей, во всем беспрекословно покорные Богу существа, сотворенные из света. Ангелы являются бесполыми и не нуждаются в пище.
АНСАР (мн. ч. от насыр - помощник) - жители Медины из племен авс и хазрадж, которые помогли Пророку Мухаммаду и его сподвижникам совершить хиджру (переселение) из Мекки.
АХЛЮ СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА'А (люди Сунны и [согласия] общины) -мусульмане-сунниты, следующие Сунне, "пути жизни" Пророка Мухаммада и "мнению общины" в решении религиозных вопросов, которое представляют авторитетные богословы и ученые.
АЯТ - знамение. Каждое предложение в Священном Коране называется аятом, т.к. в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо.
БАРАКЯТ - приумножение блага по воле Господа, благодать.
БИД’А - любое нововведение. В религии - это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), что соответствует целям и задачам шариата; и новшество схождения с правильного пути (бид‘ату ад-даляль), что противоречит целям и задачам шариата.
ВУДУ’ - малое омовение.
ГУСЛЬ - полное омовение.
ДА‘ВА (да'ват) - призыв к вере, пропаганда Ислама.
ДЖАННА (джаннат) - рай, место вечного блаженства, уготованное для праведников.
ДЖАХАННАМ - ад, место временного или вечного наказания для грешников и безбожников.
ДЖАХИЛИЯ - доисламский период язычества и невежества.
ДЖИННЫ - незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами. Последним Божественным Писанием для джиннов со времен Пророка Мухаммада является Священный Коран. Они рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда перед Богом за их деяния. Среди них есть верующие и неверующие в Единого Бога. Последние являются помощниками Иблиса (Сатаны).
ДИН - религия.
ДУ‘А - молитва-мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.
ЗАКЯТ - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем (фи сабил Аллах) и т.д. Закят выплачивается со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота, и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года, и по истечении года является равноценной указанной, стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае, с нее выплачивается 2,5% налога-закята.
ЗИКР - поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.
ИДЖМА’ - единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо богословскому вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет явного ответа.
ИДЖТИХАД (араб. – «усердие», «большое старание») – деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретации богословско-правовых источников.
ИКАМАТ - призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.
ИМАМ - предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле - духовный руководитель, глава государства.
ИМАМ-ХАТЫБ - предстоятель на молитве и проповедник в мечети.
ИМАН - вера. Основами веры в Исламе являются: (1) вера в Единого Бога, (2) в ангелов, (3) во все Священные Писания, (4) в посланников Бога, (5) в Судный День и (6) в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, и добро и зло существуют по Его воле. Люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.
ИНДЖИЛЬ - Священное Писание (первозданное Евангелие, Благая весть от Бога), ниспосланное Иисусу.
ИН ША‘ АЛЛАХ - если пожелает Аллах.
АЛЬ-ИСМ АЛЬ-А'ЗАМ - наивеличайшее имя Господа.
ИФТАР - разговение, ежевечерний прием пищи по окончании поста.
ЙА СИН – название 36-й суры Корана; происходит от названия букв арабского алфавита, стоящих в начале суры (йа и син). В содержании проповеди есть все основные элементы проповеди Мухаммада. с.а.в., присутствующие в Коране.
КААБА - первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.
КИБЛА - направление на Каабу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).
КИЙАС (араб. – сравнение, суждение по аналогии) – один из источников мусульманского права у суннитов. Кийас позволяет решить вопрос по аналогии, если нет определённого ответа в Коране и Сунне, и единодушного мнения авторитетных лиц (иджма).
КОРАН (араб. чтение) – главная священная книга мусульман. По мусульманскому догмату, Коран как божественное слово существует вечно, он никем не сотворён, ниспослан и передан Аллахом Пророку Мухаммаду с.а.в. через ангела Джибриила. Коран разделён на 114 глав (сур), каждая глава имеет своё название и состоит из аятов (стихов). Главы Корана различны по размеру, наиболее длинные находятся в первой части. Суры делятся на мекканские и мединские, означая, что они ниспосланы Аллахом Пророку в Мекке или Медине между 610 и 632 гг. Мухаммад с.а.в. получил первое откровение в месяце Рамадан, ставший месяцем поста. При жизни Пророка текст Корана передавался в основном в устной форме, хотя существовали записи Корана у его сподвижников. Согласно преданию, составление и редактирование Корана начато после смерти Пророка с.а.в. под наблюдением первых арабских халифов, с привлечением записей отдельных фрагментов, сделанных при жизни Пророка Мухаммада с.а.в. Между 650 – 656 гг. по приказу халифа Усмана специальной коллегией был подготовлен список Корана, впоследствии признанный каноническим. Главная тема Корана – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху. Коран основной источник исламского вероучения. Его основные принципы касаются вероучения, нравственных проблем, истории человечества, науки, философии, взаимоотношении Аллаха с человеком. Социальная справедливость, экономика, политика, законодательство, право, международные отношения и другие вопросы также отражены в Коране. В России на русском языке впервые Коран был издан в 1716 году. Немало тафсиров было написано и на татарском языке.
КУРАЙШИТЫ - люди из арабского племени курайш, из которого происходит Пророк Мухаммад.
ЛЮДИ ПИСАНИЯ - христиане и иудеи.
ЛЯЙЛЯТУЛЬ-КАДР - ночь Могущества (Ночь Предопределения) в месяце Рамадан.
МАЗХАБ - дословно "путь", богословско-правовая школа
АЛЬ-МАСДЖИД АЛЬ-ХАРАМ - заповедная мечеть в Высокочтимой Мекке, на территории которой находится Священная Кааба.
МИ’РАДЖ - вознесение Пророка Мухаммада из Иерусалима на Седьмое Небо в Божественное присутствие.
МИСВАК – зубная щетка, изготовленная из особого сорта дерева, которая обладает лечебными и полезными свойствами для зубов и дёсен.
МИХРАБ - ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.
МУ‘МИН - мусульманин, обладающий высокой степенью веры и богобоязненности.
МУАЗЗИН - муэдзин, человек, призывающий к молитве.
МУДЖТАХИД (араб. – старающийся, усердствующий) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих, имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
МУСУЛЬМАНИН (муслим) - покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.
МУФТИЙ - богослов, дающий фетву.
МУХАДЖИР - дословно "совершивший хиджру". Мусульманин, переселившийся вслед за Пророком Мухаммадом из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову мухаджир расширенное толкование - "тот, кто "покидает", удаляется от запрещенного Всевышним".
МУШРИК - многобожник, человек, поклоняющийся кому-либо или чему-либо помимо Бога Единого.
НАФС - "[животная] душа" человека, являющаяся средоточием всего спектра человеческих отрицательных качеств и эмоций.
НИЯТ - намерение.
РАМАДАН - месяц обязательного поста.
САВАБ - вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, удаление себя от запретного и благодеяния.
САДАКА (араб. – подаяние) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину, для помощи нищим, беднякам, сиротам, участникам войны и передающаяся прямо дарителем или через авторитетных лиц. Садака бывает нескольких видов: как акт благотворительности, как вид искупления (каффара) и.т.д. Садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, прощением долга, предоставлением услуг и жилья и т.п. В мусульманских государствах садака собирается централизованным способом и вместе с отчислениями от заката, также называемыми садака, составляет вид средств, распределяемых среди нуждающихся.
САЛАВАТ - испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада.
САЛЯТ (намаз) - ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.
САУМ (араб. – пост, перс. ураза) – пост – одно из пяти основных предписании ислама. Обязателен для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в течение месяца Рамадан. Заключается в полном воздержании от пищи, питья, супружеской близости и курения в светлое время суток, с закатом солнца все запреты снимаются. От поста освобождаются все больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, все кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, войны, участвующие в военных действиях, люди находящиеся в пути и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно, должны постится после окончания месяца рамадан в течении потерянных дней.
САХАБА (араб. – сподвижник, сторонник пророка Мухаммада) – тот, кто был близким соратником Мухаммада, принимал активное участие в создании мусульманской общины и раннего исламского государства.
СИРА (араб.- жизнеописание Мухаммада) – особый жанр раннемусульманской историографии. С. – это не только история мусульманского пророчества, но и всех предшествовавших Мухаммаду пророков. С. назывались также жизнеописания выдающихся исламских правителей, ученых, поэтов.
СУННА (араб. – обычай, пример) – пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материалов для решения всех проблем жизни человека и общества. С. состоит из поступков Мухаммада, его высказываний. С. передавалась устно сподвижниками Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и ахбаров у шиитов. Сунна почитается всеми течениями Ислама, как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение, поступки или мнение угодно Аллаху. Обучение сунне – важная необходимая составная часть мусульманского религиозного образования. С. объясняет Коран и дополняет его.
СУРА - название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Первоначальное слово. С. означало отдельные, обычно короткие «божественные откровения». Впоследствие оно приобрело значение: «часть коранического текста», «глава» Корана С. содержат от 3 до 286 аятов и не составляют единого целого, включая в себя различные откровения, относящиеся иногда к различным периодам жизни Мухаммада.
СУХУР - время перед рассветом, когда в последний раз перед наступлением поста можно принимать пищу.
ТАБИ'УН - те, кто видели сподвижников Пророка Мухаммада, уверовали в его пророческую миссию и умерли мусульманами.
ТАКБИР - возвеличивание Господа словами "Аллаху акбар" (Аллах велик).
ТАСБИХ (тасбихат) - восхваление Всевышнего Творца.
ТАФСИР (араб.) – комментарий, толкование Корана. Многие аяты текста были непонятны новым обращенным. Сочинения, посвященные толкованию Корана, получили название Т. Аль-Коран. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Т. сопровождающие его текст подробные комментарии на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком. О методике комментирования Корана непрерывно идет полемика среди различных направлений ислама. Хорошо известны изданные на татарском языке тафсиры – Х. и М. Амирхановых в 1889 г., Ш. Хомеди 1906 г., Ногмани – 1907-1914 г., М. Имянколый – 1911г.
ТАУХИД (араб. – единение, единобожие, монотеизм) – догмат о единственности и единстве Аллаха. Выраженной в формуле – «нет никакого божества, кроме Аллаха». Доказательство единства бога, которое было необходимо совместить с учением о множественных атрибутах Аллаха, занимало большое место в трудах мусульманских законоведов.
УММА (араб. – народ. нация, община) – мусульманская община, нация правоверных. Канонический ислам не признает понятие «нация» в этническом смысле слова, для него существует лишь «умма» мусульманская община, объединенная верой в Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада.
УРАЗА (перс.) - пост.
ФАКИХ ( араб. – понимающий, знающий) – мусульманский правовед, специалист по проблемам фикха.
ФАРД - ритуальные нормы (пятикратная молитва, пост и т.д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина. Если что-либо не было совершено вовремя, то обязательно должно быть восполнено позже, ибо невыполнение фарда является грехом, за который человек будет строго наказан в Судный День.
ФЕТВА - богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата.
ФИКХ (араб. – глубокое понимание, знание) – термин, обозначающий два понятия: 1) сумма мусульманских представлений о праве, мусульманское правоведение. В науке такое понимание Ф. Получило название фикх-юриспруденция. Ф. – юриспруденция изучает культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, нормы, регулирующие отношения людей друг к другу, государства со своими подчиненными, а также с другими конфессиями и государствами; 2) правило поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман. Такое понимание Ф. может быть названо фикх-правом. Ф. – право включает религиозные, юридические, нравственные нормы, а также обычаи, правила вежливости и этикета, т.е. является мусульманским правом в широком значении. При этом все поступки человека делятся на пять категорий – обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В конституциях многих исламских стран основополагающие и считающиеся неизмененными нормы фикха являются главным источником законодательства.
ФИ САБИЛИЛ-ЛЯХ - дословно "на пути Господа".
(Арабы часто употребляют это выражение делая что-то ради Аллаха
и следующией жизни. Имеется в виду садака, или любая другая помощь нуждающимся. Ради Аллаха-воздояние в вечности. ФисабилиЛЛах! прим. Мадина.)
ФИТРА - естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога.
ХАДЖ – паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Х., а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя. В 1998 году из Татарстана совершили паломничество в Мекку более 300 мусульман, из них 200 по приглашению Короля Саудовской Аравии, в 1999 г. около – 200.
ХАДИС (араб. – новость, рассказ, известие) – предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Х. считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна; они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.
У суннитов наиболее авторитетными сборниками Х. считаются:
1) Ас-Сахих аль Бухари,
2) Сахих аль Муслим,
3) Китаб ас-сунна Абу Дауда ас-Сиджистани.
4) аль-Джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи,
5) Китаб ас-сунан ан-Насай,
6) Китаб ас-сунан Ибн Маджи.
Большой популярностью пользуются также Муснад Ибн Ханбала.
ХАДИС КУДСИ - прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада.
ХАДИС САХИХ - хадис, имеющий высокую степень достоверности.
ХАЛЯЛЬ - канонически дозволенное для мусульман.
ХАРАМ (араб. – запретное) - запретные действия охватывают большой круг вопросов в жизни мусульман, в торговле и финансах, в мусульманском посте, в области искусства (запрет изображения божества, коранических персонажей и т.д.), в семейно-брачных отношениях, пищевые запреты, запреты иноверцам вступать в священные места ислама и т.д.
ХАТЫБ (араб.) – духовное лицо, читающее проповедь в мечети во время праздничной молитвы и праздников. Часто является одновременно и имамом мечети.
ХАШИМИТЫ - потомки Хашима ибн 'Абдуль-Манафа, прадеда Пророка Мухаммада.
ХУТБА - выступление духовного наставника в мечети, проповедь.
Ш
ШАРИАТ (араб. – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Ш. Считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов.
ШАФА‘А (шафа'ат) - покровительство, заступничество.
ШАХАДА - первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой "Ля иляха илляллах, мухаммадун расулюллах" ("Нет бога, кроме Единого Бога, Мухаммад - Посланник Бога") и содержащее два первых догмата ислама. Ширк - многобожие. Придание Богу сотоварища считается большим ширком, под малым ширком подразумевается лицемерие и подобные ему низменные человеческие качества.
Отредактировано MEDINNA (2008-01-27 18:50:27)