Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Коран и сунна » Словарь мусульманина


Словарь мусульманина

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Справочник мусульманских терминов

АБУ ХАНИФА (ан-Нугман ибн Сабит Абу Ханифа; ок. 699 – 767) – богослов и факих, основатель ханафитского мазхаба. Известен своими многочисленными выступлениями по вопросам фикха. Впоследствии его лекции, высказывания и ответы на вопросы были собраны в книгу «Аль-фикх аль-акбар», где изложены основы догматики. А.Х. и его ближайшие последователи создали основы мусульманского права как способа решения реальных юридических проблем. Духовное управление мусульман РТ в своём уставе определил свою принадлежность к данному мазхабу.

АЗАН - призыв к обязательной молитве.

‘АКЛЬ - разум.

‘АКЫДА - исламское мировоззрение, вероубеждение.

АЛЛАХ СУБХАНАХУ ВА ТА'АЛЯ - Аллах, хвала Ему, Всевышнему

АЛЬ-ХАМДУ ЛИЛ-ЛЯХ - хвала Аллаху.

АНГЕЛЫ - разумные и, в отличие от джиннов и людей, во всем беспрекословно покорные Богу существа, сотворенные из света. Ангелы являются бесполыми и не нуждаются в пище.

АНСАР (мн. ч. от насыр - помощник) - жители Медины из племен авс и хазрадж, которые помогли Пророку Мухаммаду и его сподвижникам совершить хиджру (переселение) из Мекки.

АХЛЮ СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА'А (люди Сунны и [согласия] общины) -мусульмане-сунниты, следующие Сунне, "пути жизни" Пророка Мухаммада и "мнению общины" в решении религиозных вопросов, которое представляют авторитетные богословы и ученые.

АЯТ - знамение. Каждое предложение в Священном Коране называется аятом, т.к. в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо.

БАРАКЯТ - приумножение блага по воле Господа, благодать.

БИД’А - любое нововведение. В религии - это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), что соответствует целям и задачам шариата; и новшество схождения с правильного пути (бид‘ату ад-даляль), что противоречит целям и задачам шариата.

ВУДУ’ - малое омовение.

ГУСЛЬ - полное омовение.

ДА‘ВА (да'ват) - призыв к вере, пропаганда Ислама.

ДЖАННА (джаннат) - рай, место вечного блаженства, уготованное для праведников.

ДЖАХАННАМ - ад, место временного или вечного наказания для грешников и безбожников.

ДЖАХИЛИЯ - доисламский период язычества и невежества.

ДЖИННЫ - незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами. Последним Божественным Писанием для джиннов со времен Пророка Мухаммада является Священный Коран. Они рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда перед Богом за их деяния. Среди них есть верующие и неверующие в Единого Бога. Последние являются помощниками Иблиса (Сатаны).

ДИН - религия.

ДУ‘А - молитва-мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.

ЗАКЯТ - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем (фи сабил Аллах) и т.д. Закят выплачивается со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота, и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года, и по истечении года является равноценной указанной, стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае, с нее выплачивается 2,5% налога-закята.

ЗИКР - поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.

ИДЖМА’ - единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо богословскому вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет явного ответа.

ИДЖТИХАД (араб. – «усердие», «большое старание») – деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретации богословско-правовых источников.

ИКАМАТ - призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.

ИМАМ - предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле - духовный руководитель, глава государства.

ИМАМ-ХАТЫБ - предстоятель на молитве и проповедник в мечети.

ИМАН - вера. Основами веры в Исламе являются: (1) вера в Единого Бога, (2) в ангелов, (3) во все Священные Писания, (4) в посланников Бога, (5) в Судный День и (6) в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, и добро и зло существуют по Его воле. Люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.

ИНДЖИЛЬ - Священное Писание (первозданное Евангелие, Благая весть от Бога), ниспосланное Иисусу.

ИН ША‘ АЛЛАХ - если пожелает Аллах.

АЛЬ-ИСМ АЛЬ-А'ЗАМ - наивеличайшее имя Господа.

ИФТАР - разговение, ежевечерний прием пищи по окончании поста.

ЙА СИН – название 36-й суры Корана; происходит от названия букв арабского алфавита, стоящих в начале суры (йа и син). В содержании проповеди есть все основные элементы проповеди Мухаммада. с.а.в., присутствующие в Коране.

КААБА - первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.

КИБЛА - направление на Каабу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).

КИЙАС (араб. – сравнение, суждение по аналогии) – один из источников мусульманского права у суннитов. Кийас позволяет решить вопрос по аналогии, если нет определённого ответа в Коране и Сунне, и единодушного мнения авторитетных лиц (иджма).

КОРАН (араб. чтение) – главная священная книга мусульман. По мусульманскому догмату, Коран как божественное слово существует вечно, он никем не сотворён, ниспослан и передан Аллахом Пророку Мухаммаду с.а.в. через ангела Джибриила. Коран разделён на 114 глав (сур), каждая глава имеет своё название и состоит из аятов (стихов). Главы Корана различны по размеру, наиболее длинные находятся в первой части. Суры делятся на мекканские и мединские, означая, что они ниспосланы Аллахом Пророку в Мекке или Медине между 610 и 632 гг. Мухаммад с.а.в. получил первое откровение в месяце Рамадан, ставший месяцем поста. При жизни Пророка текст Корана передавался в основном в устной форме, хотя существовали записи Корана у его сподвижников. Согласно преданию, составление и редактирование Корана начато после смерти Пророка с.а.в. под наблюдением первых арабских халифов, с привлечением записей отдельных фрагментов, сделанных при жизни Пророка Мухаммада с.а.в. Между 650 – 656 гг. по приказу халифа Усмана специальной коллегией был подготовлен список Корана, впоследствии признанный каноническим. Главная тема Корана – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху. Коран основной источник исламского вероучения. Его основные принципы касаются вероучения, нравственных проблем, истории человечества, науки, философии, взаимоотношении Аллаха с человеком. Социальная справедливость, экономика, политика, законодательство, право, международные отношения и другие вопросы также отражены в Коране. В России на русском языке впервые Коран был издан в 1716 году. Немало тафсиров было написано и на татарском языке.

КУРАЙШИТЫ - люди из арабского племени курайш, из которого происходит Пророк Мухаммад.

ЛЮДИ ПИСАНИЯ - христиане и иудеи.

ЛЯЙЛЯТУЛЬ-КАДР - ночь Могущества (Ночь Предопределения) в месяце Рамадан.

МАЗХАБ - дословно "путь", богословско-правовая школа

АЛЬ-МАСДЖИД АЛЬ-ХАРАМ - заповедная мечеть в Высокочтимой Мекке, на территории которой находится Священная Кааба.

МИ’РАДЖ - вознесение Пророка Мухаммада из Иерусалима на Седьмое Небо в Божественное присутствие.

МИСВАК – зубная щетка, изготовленная из особого сорта дерева, которая обладает лечебными и полезными свойствами для зубов и дёсен.

МИХРАБ - ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.

МУ‘МИН - мусульманин, обладающий высокой степенью веры и богобоязненности.

МУАЗЗИН - муэдзин, человек, призывающий к молитве.

МУДЖТАХИД (араб. – старающийся, усердствующий) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих, имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.

МУСУЛЬМАНИН (муслим) - покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.

МУФТИЙ - богослов, дающий фетву.

МУХАДЖИР - дословно "совершивший хиджру". Мусульманин, переселившийся вслед за Пророком Мухаммадом из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову мухаджир расширенное толкование - "тот, кто "покидает", удаляется от запрещенного Всевышним".

МУШРИК - многобожник, человек, поклоняющийся кому-либо или чему-либо помимо Бога Единого.

НАФС - "[животная] душа" человека, являющаяся средоточием всего спектра человеческих отрицательных качеств и эмоций.

НИЯТ - намерение.

РАМАДАН - месяц обязательного поста.

САВАБ - вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, удаление себя от запретного и благодеяния.

САДАКА (араб. – подаяние) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину, для помощи нищим, беднякам, сиротам, участникам войны и передающаяся прямо дарителем или через авторитетных лиц. Садака бывает нескольких видов: как акт благотворительности, как вид искупления (каффара) и.т.д. Садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, прощением долга, предоставлением услуг и жилья и т.п. В мусульманских государствах садака собирается централизованным способом и вместе с отчислениями от заката, также называемыми садака, составляет вид средств, распределяемых среди нуждающихся.

САЛАВАТ - испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада.

САЛЯТ (намаз) - ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.

САУМ (араб. – пост, перс. ураза) – пост – одно из пяти основных предписании ислама. Обязателен для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в течение месяца Рамадан. Заключается в полном воздержании от пищи, питья, супружеской близости и курения в светлое время суток, с закатом солнца все запреты снимаются. От поста освобождаются все больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, все кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, войны, участвующие в военных действиях, люди находящиеся в пути и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно, должны постится после окончания месяца рамадан в течении потерянных дней.

САХАБА (араб. – сподвижник, сторонник пророка Мухаммада) – тот, кто был близким соратником Мухаммада, принимал активное участие в создании мусульманской общины и раннего исламского государства.

СИРА (араб.- жизнеописание Мухаммада) – особый жанр раннемусульманской историографии. С. – это не только история мусульманского пророчества, но и всех предшествовавших Мухаммаду пророков. С. назывались также жизнеописания выдающихся исламских правителей, ученых, поэтов.

СУННА (араб. – обычай, пример) – пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материалов для решения всех проблем жизни человека и общества. С. состоит из поступков Мухаммада, его высказываний. С. передавалась устно сподвижниками Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и ахбаров у шиитов. Сунна почитается всеми течениями Ислама, как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение, поступки или мнение угодно Аллаху. Обучение сунне – важная необходимая составная часть мусульманского религиозного образования. С. объясняет Коран и дополняет его.

СУРА - название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Первоначальное слово. С. означало отдельные, обычно короткие «божественные откровения». Впоследствие оно приобрело значение: «часть коранического текста», «глава» Корана С. содержат от 3 до 286 аятов и не составляют единого целого, включая в себя различные откровения, относящиеся иногда к различным периодам жизни Мухаммада.

СУХУР - время перед рассветом, когда в последний раз перед наступлением поста можно принимать пищу.

ТАБИ'УН - те, кто видели сподвижников Пророка Мухаммада, уверовали в его пророческую миссию и умерли мусульманами.

ТАКБИР - возвеличивание Господа словами "Аллаху акбар" (Аллах велик).

ТАСБИХ (тасбихат) - восхваление Всевышнего Творца.

ТАФСИР (араб.) – комментарий, толкование Корана. Многие аяты текста были непонятны новым обращенным. Сочинения, посвященные толкованию Корана, получили название Т. Аль-Коран. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Т. сопровождающие его текст подробные комментарии на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком. О методике комментирования Корана непрерывно идет полемика среди различных направлений ислама. Хорошо известны изданные на татарском языке тафсиры – Х. и М. Амирхановых в 1889 г., Ш. Хомеди 1906 г., Ногмани – 1907-1914 г., М. Имянколый – 1911г.

ТАУХИД (араб. – единение, единобожие, монотеизм) – догмат о единственности и единстве Аллаха. Выраженной в формуле – «нет никакого божества, кроме Аллаха». Доказательство единства бога, которое было необходимо совместить с учением о множественных атрибутах Аллаха, занимало большое место в трудах мусульманских законоведов.

УММА (араб. – народ. нация, община) – мусульманская община, нация правоверных. Канонический ислам не признает понятие «нация» в этническом смысле слова, для него существует лишь «умма» мусульманская община, объединенная верой в Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада.

УРАЗА (перс.) - пост.

ФАКИХ ( араб. – понимающий, знающий) – мусульманский правовед, специалист по проблемам фикха.

ФАРД - ритуальные нормы (пятикратная молитва, пост и т.д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина. Если что-либо не было совершено вовремя, то обязательно должно быть восполнено позже, ибо невыполнение фарда является грехом, за который человек будет строго наказан в Судный День.

ФЕТВА - богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата.

ФИКХ (араб. – глубокое понимание, знание) – термин, обозначающий два понятия: 1) сумма мусульманских представлений о праве, мусульманское правоведение. В науке такое понимание Ф. Получило название фикх-юриспруденция. Ф. – юриспруденция изучает культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, нормы, регулирующие отношения людей друг к другу, государства со своими подчиненными, а также с другими конфессиями и государствами; 2) правило поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман. Такое понимание Ф. может быть названо фикх-правом. Ф. – право включает религиозные, юридические, нравственные нормы, а также обычаи, правила вежливости и этикета, т.е. является мусульманским правом в широком значении. При этом все поступки человека делятся на пять категорий – обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В конституциях многих исламских стран основополагающие и считающиеся неизмененными нормы фикха являются главным источником законодательства.

ФИ САБИЛИЛ-ЛЯХ - дословно "на пути Господа".
(Арабы часто употребляют это выражение делая что-то ради Аллаха
и следующией жизни. Имеется в виду садака, или любая  другая помощь нуждающимся. Ради Аллаха-воздояние в вечности. ФисабилиЛЛах! прим. Мадина.)

ФИТРА - естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога.

ХАДЖ – паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Х., а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя. В 1998 году из Татарстана совершили паломничество в Мекку более 300 мусульман, из них 200 по приглашению Короля Саудовской Аравии, в 1999 г. около – 200.

ХАДИС (араб. – новость, рассказ, известие) – предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Х. считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна; они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.
У суннитов наиболее авторитетными сборниками Х. считаются:
1) Ас-Сахих аль Бухари,
2) Сахих аль Муслим,
3) Китаб ас-сунна Абу Дауда ас-Сиджистани.
4) аль-Джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи,
5) Китаб ас-сунан ан-Насай,
6) Китаб ас-сунан Ибн Маджи.
Большой популярностью пользуются также Муснад Ибн Ханбала.

ХАДИС КУДСИ - прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада.

ХАДИС САХИХ - хадис, имеющий высокую степень достоверности.

ХАЛЯЛЬ - канонически дозволенное для мусульман.

ХАРАМ (араб. – запретное) - запретные действия охватывают большой круг вопросов в жизни мусульман, в торговле и финансах, в мусульманском посте, в области искусства (запрет изображения божества, коранических персонажей и т.д.), в семейно-брачных отношениях, пищевые запреты, запреты иноверцам вступать в священные места ислама и т.д.

ХАТЫБ (араб.) – духовное лицо, читающее проповедь в мечети во время праздничной молитвы и праздников. Часто является одновременно и имамом мечети.

ХАШИМИТЫ - потомки Хашима ибн 'Абдуль-Манафа, прадеда Пророка Мухаммада.

ХУТБА - выступление духовного наставника в мечети, проповедь.

Ш
ШАРИАТ (араб. – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Ш. Считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов.

ШАФА‘А (шафа'ат) - покровительство, заступничество.

ШАХАДА - первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой "Ля иляха илляллах, мухаммадун расулюллах" ("Нет бога, кроме Единого Бога, Мухаммад - Посланник Бога") и содержащее два первых догмата ислама. Ширк - многобожие. Придание Богу сотоварища считается большим ширком, под малым ширком подразумевается лицемерие и подобные ему низменные человеческие качества.

Отредактировано MEDINNA (2008-01-27 18:50:27)

0

2

Да не оставит Аллах всех, тех,
кто спешит узнать о религии больше!

вы  можете продолжить этот справочник!

0

3

Ассаламу алейкум!

Прекрасная тема! МашаАллах! Очень много полезного для себя узнала! БаракАллах вам, сестры!

И это вам тоже :uP  **56))

0

4

[Азан — призыв на молитву, который состоит из:
1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.
2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха / Ашхаду алля иляха илля-Ллах /”.
3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха / Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /”.
4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! / Хаййа ‘аля-с-салят! /”
5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! / Хаййа ‘аля-ль-фалях! /”
6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик / Аллаху акбар /”.
7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллах /”.
Помимо этого перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению!” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! / Ас-саляту хайрун мин ан-наум! /”.

Акида (мн. ч. — ‘акаид) — вероучение; догмат веры.

Амин — это слово означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу!»

Ансар — (мн. ч. от «насир» — “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. — ансары) — жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.
Аль-Асма’ аль-Хусна — Прекраснейшие Имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему.

Аср — послеполуденные часы, когда совершается обязательная послеполуденная молитва. Отведенное для этой молитвы время начинается сразу после окончания времени полуденной молитвы, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако крайне желательно завершить эту молитву до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета.

Ахль аль-байт — семья Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

Ахль аз-зимма — иудеи, христиане и сабии, живущие на мусульманской территории и находящиеся под защитой мусульман.

Ахль аль-Китаб — люди или же обладатели Писания; так именовались иудеи, христиане и сабии.

Ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а — приверженцы Сунны и согласия; сунниты.

Ахляк — нравы; нравственные качества.

Аль-ахира - мир вечный.

Аль-ашхур аль-мухаррама — священные или же запретные месяцы. Так именуются месяцы зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб, являющиеся соответственно одиннадцатым, двенадцатым, первым и седьмым месяцами лунного календаря.

Аль-Масджид аль-Харам — Заповедная Мечеть, расположенная в Мекке, в которой находится Кааба. Согласно некоторым достоверным хадисам, вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за сто тысяч молитв, совершенных в других мечетях.

Аль-Масджид ан-Набави — мечеть Пророка Мухаммада в Медине, строительство которой началось сразу после его переселения из Мекки в Медину. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за тысячу молитв, совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной Мечети в Мекке и мечети аль-Акса в Иерусалиме.

Аль-Масджид аль-Акса — священная мечеть, расположенная в Иерусалиме и построенная пророками Исхаком (Исааком) и его сыном Йа‘кубом (Иаковом) спустя сорок лет после строительства Заповедной мечети в Мекке. Эта мечеть является треть-ей святыней ислама, к которой разрешается специально приезжать для совершения в ней молитв. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за двести пятьдесят молитв , совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине.

передаётся, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «В присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы обсуждали, какая из мечетей имеет больше достоинств: мечеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) (в Медине) либо «Байт аль-Макдис» (Мечеть аль-Акса в Иерусалиме). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одна молитва в моей мечети лучше, чем четыре молитвы в той (мечети), хотя она тоже является хорошим местом для моления» (Этот хадис передал аль-Хаким (4/509) и назвал его достоверным. Аз-Захаби и аль-Албани с ним согласились, как на то указано в «Сильсилят ас-Сахиха», 2902). Из другого достоверного хадиса известно, что одна молитва в Мечети Пророка («аль-Масджид ан-Набави» в Медине) равна тысяче молитв, совершенных где-либо ещё (кроме «Масджид аль-Харам» в Мекке), поэтому, как следует из приведённого хадиса, одна молитва в Мечети аль-Акса равна 250 молитвам. Что же касается широко распространённого хадиса, в котором сообщается, что одна молитва в Мечети аль-Акса’ равна 500 молитвам, совершенным в какой-либо другой мечети, то он является слабым (да‘иф). См. «Таммам аль-Миннах» шейха аль-Албани.

Ар-Рабб - Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит Вселенной. Это — одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха. В русском языке нет слова, которое бы отражало все оттенки этого эпитета, и самым близким к нему по значению является слово “Господь”.

Арш — материальная компенсация за нанесение травм или увечий другому лицу.

Ас-Сафа — один из двух холмов, расположенных в восточной части Заповедной мечети, между которыми паломники совершают ритуальный бег.
Ахкам — религиозные предписания.

Шариатскиё предписания делятся на пять видов: а) ваджиб или фард, т.е. обязательные; б) мустахабб, т.е. дополнительные, желательные или необязательные; в) мубах или халяль, т.е. дозволенные и разрешенные; г) макрух, т.е. нежелательные; д) харам, т.е. запрещенные.

Аят — знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана.

Баки‘ - кладбище в Медине, на котором похоронены многие сподвижники Пророка Мухаммада.

Бадр — название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. н.э. в этом месте отряд мусульман под командованием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) пообещал, что им будут прощены все грехи.
Байт аль-Макдис — священная мечеть в Иерусалиме, третья мусульманская святыня, ради совершения молитв в которой разрешается специально отправляться в путь. Первыми двумя являются Заповедная мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада в Медине.

0

5

Байт аль-Макдис — священная мечеть в Иерусалиме, третья мусульманская святыня, ради совершения молитв в которой разрешается специально отправляться в путь. Первыми двумя являются Заповедная мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада в Медине.

Бид‘а — ересь, религиозное нововведение. Любое нововведение, касающееся религиозных предписаний, является ересью и отвергается Всевышним Аллахом. Хорошего нововведения («бид‘а хасана») не существует, потому что ниспосланный Аллахом Шариат является совершенным и не нуждается в дополнениях или изменениях.

Вали — в Коране этот термин по отношению к Аллаху означает "Покровитель", а в хадисах часто используется в значении "близкий к Аллаху" (подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого). Кроме того, слово "аулийа" (мн. ч. от вали) имеет и другое значение — члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство.

Василя (тавассуль) — способ приблизиться ко Всевышнему Аллаху и снискать Его благоволение. Разрешается стремиться снискать благоволение Аллаха посредством Его Прекраснейших Имён и совершенных качеств, своих искренних благодеяний и молитв живого праведного человека. Существуют и запрещенные и еретические способы приближения к Аллаху.

Витр — добровольная ночная молитва из нечётного количества рак‘атов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного рак‘ата, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати рак‘атов.

Вуджуб аль-Иттиба‘ — необходимость придерживаться предписаний Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Ни одно из благодеяний не будет принято Всевышним Аллахом до тех пор, пока мусульманин не выполняет его искренне ради Аллаха и в соответствии с предписаниями Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Вуду’ — частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения; речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, которое совершается мусульманином перед молитвой или в случае малого осквернения, наступающего в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях.

Насчитывается десять необходимых условий действительности частичного омовения: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, наличие намерения совершить молитву, что подразумевает намерение не прерывать омовение вплоть до его завершения, устранение причины, в силу которой омовение стало обязательным, подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения, чистота и дозволенность воды , устранение препятствия, мешающего доступу воды к коже, и наступление времени обязательной молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения . Шестью обязательными элементами омовения являются: омовение лица от верхней границы лба до подбородка по длине и от уха до уха по ширине, включая полоскание рта и промывание носа; омовение рук до локтей; полное протирание влажными руками головы, включая уши; омовение ног до щиколоток; соблюдение установленного порядка и непрерывность омовения. Недействительным омовение делают восемь вещей: выделение мочи или кала, а также испускание ветров; любые нечистые выделения ; умопомрачение; прикосновение к женщине под воздействием страсти; прикосновение рукой к половым органам или заднему проходу; употребление в пищу верблюжатины; омывание покойного и отступничество от ислама.

Гайб — всё то, что сокрыто от людей и известно одному лишь Аллаху.

Гусль - полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях.

Джальсат аль-Истираха — короткая пауза, которую молящийся проводит в сидячем положении после второго земного поклона перед тем, как подняться на следующий рак‘ат.

Джанаба — большое осквернение. Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует соответственно полного /гусль/ или частичного /вуду’/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права /фикх/.

Джаннат - Рай.

Джаханнам — Геенна, Ад.

Джахилийа — доисламская эпоха, период язычества.

Джинны - одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из огня (две другие — люди и ангелы).

Джихад — священная война за веру. Это слово образовано от глагола "джахада" — отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Во многих случаях речь может идти не только о вооружённой борьбе с врагами ислама, но и о борьбе за веру в более широком смысле слова, например о борьбе с собственными дурными наклонностями, о побуждении других к совершению всего одобряемого шариатом, о приложении всех сил ради противостояния всему порицаемому Шариатом и так далее.

Джуму‘а — пятница. В этот день мусульмане собираются в соборных мечетях на обязательную пятничную молитву, перед которой хатыб (проповедник) читает пятничную проповедь.

0

6

Ду‘а — обращение с мольбой к Аллаху.
Духа — период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня, когда совершается необязательная утренняя молитва.

Зикр (мн. ч. азкар) — «поминание», слова, которые используются для поминания Аллаха и обращения к Нему с мольбами во время совершения различных установленных Сунной действий, включая молитву.

Зухр — полдень. С того момента, как солнце переходит зенит, наступает время обязательной полуденной молитвы, которое продолжается до тех пор, пока тень предмета (без учета остаточной тени) не станет равна длине самого предмета.

‘Ибада — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны Всевышнему Аллаху. К поклонению относятся молитва, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т.п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.

Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня.

Ид аль-Фитр — трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля — месяца, следующего за рамаданом.

Иджма‘ — единодушное решение общины или же религиозных авторитетов.

Иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

Икама — объявление о начале молитвы. Икама читается муадзином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, но в два раза короче, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов "Спешите к спасению!" во время икамы дважды повторяются слова "Молитва началась" /Кад камат ас-салят/.

Имам
а) лицо, руководящее групповой молитвой;
б) предводитель, достойный подражания;
в) крупный мусульманский богослов.

Иман — вера. Мусульманская вера зиждется на вере в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день и предопределение с его добром и злом. Составными частями веры являются твердая убежденность, праведные слова и праведные деяния.

Ислам — покорность воле Аллаха.

Иснад — перечисление или же цепь передатчиков хадиса.

Исти’аза — слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана.

Истиска — групповая молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи.

Истихара — молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящийся просит Всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.

Истихсан — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали ее.

Ифтираш — положение во время молитвы, когда молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

Ихрам — ритуальное состояние, в котором молящемуся и паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время. Молящийся оказывается в таком состоянии после произнесения слов «Аллаху акбар!» в начале молитвы, которые называются «Такбират аль-Ихрам».

Паломник оказывается в состоянии ихрама после надевания ритуальной одежды и произнесения вслух слов о намерении совершить паломничество, ибо эти слова намерения вслух произносил сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), как о том передаётся в достоверных хадисах. Ритуальная одежда паломника состоит из двух кусков нескроенной материи: изара, которой опоясываются вокруг пояса, и риды, которую накидывают на туловище.

Ихсан — совершенное поклонение, когда правоверный поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно видит Его, и даже если он не в состоянии представить себе подобное, он все равно знает, что всевышний Аллах видит его.

‘Иша — вечерние часы, когда совершается вечерняя молитва. Его время начинается примерно через 1 ч. 30 мин. после заката солнца и продолжается до полуночи. Для определения полуночи следует вначале вычислить продолжительность ночи, которая длится с момента заката солнца до наступления рассвета. По прошествии половины этого времени заканчивается время, отведенное для обязательной вечерней молитвы.

Ка‘ба (Кааба) — главная святыня ислама, является первым храмом, построенным на земле для поклонения Всевышнему Аллаху. Все мусульмане обращаются лицом к ней во время совершения молитвы, и ежегодно миллионы мусульман съезжаются в Мекку для совершения паломничества и обхода вокруг этой святыни.

0

7

Каффара — искупление за совершённый грех. Так, например, человек, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков.

Кибла — направление в сторону Каабы, расположенной в Заповедной мечети в городе Мекка, куда все мусульмане обращают свои лица во время молитв и некоторых других обрядов поклонения.

Кийам — стояние во время молитвы.

Кийам ал-Лейл — необязательная ночная молитва, которая может совершаться после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета. При соответствующих обстоятельствах эта молитва может называться Тахаджжуд или Таравих.

Кийас — религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, принятыми Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в Священном Коране или Пречистой Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу.

Кунут — обращения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно во время последнего рак‘ата до или после поясного поклона.

Ля иляха илля-Ллах — свидетельство единобожия, которое означает: «Нет бога, кроме Аллаха». Бог — это объект поклонения и обожествления. Мусульмане не поклоняются никому, кроме Всевышнего Аллаха, потому что только Он творит божественные деяния и обладает совершенными качествами, присущими истинному божеству. Мусульмане отвергают поклонение идолам, звездам, святым, пророкам или ангелам, потому что все они являются творениями и нуждаются в своем Создателе, который Всемогущ и ни в ком и ни в чем не нуждается.

Однако для того чтобы уверовать в это свидетельство и стать мусульманином, человек обязан выполнять восемь условий, без которых свидетельство единобожия не принесет ему пользы. Это:
а) Знание о смысле этого свидетельства, которое несовместимо с неосведомленностью;
б) Убежденность в истинности этого свидетельства, которая несовместима с сомнением;
в) принятие этого свидетельства душой и устами, которое несовместимо с отказом от произнесения этих слов;
в) Покорность всем требованиям этого свидетельства, которая несовместима с ослушанием Аллаха и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует);
г) Искренность при произнесении этого свидетельства, которая несовместима с ложью;
д) Любовь к этому свидетельству, которая несовместима с неприязнью и отвращением к единобожию;
е) Отказ от поклонения всему, кроме Всевышнего Аллаха.
Мазхаб — «доктрина», «школа»; религиозное учение в области мусульманского права (фикха), основанное на всей совокупности разработок основателя какого-либо мазхаба, его учеников и учёных, придерживающихся данного мазхаба. Также: позиция, мнение учёного-богослова по какому-либо вопросу.

Макрух — нечто нежелательное, порицаемое с точки зрения религии, за совершение которого мусульманин не удостаивается наказания.

Маса’иль (в ед. ч. мас’аля) — «то, о чём спрашивается»; какой-либо отдельный вопрос в мусульманском праве.

Матн — информативная часть хадиса.

Муаззин (муэдзин) —человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве, когда наступает соответствующее время.

Муджтагхид — мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а не на суждения других богословов.

Мусалля — место моления.

Муфассаль — общее название всех сур Корана начиная с 50-й суры "Каф" и до конца.

Муфтий — учёный-богослов, имеющий право на вынесение фетв.

Мухаддис — знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией.

Наби — пророк.

Навафиль — общее название любых добровольных молитв, постов и прочих благочестивых дел.

Намаз (салят) — молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями действительности молитвы являются: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикрывание определённых частей тела, наступление установленного времени, обращение лицом к Кибле и наличие намерения. Насчитывается четырнадцать столпов молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возможности; произнесение слов "Аллах велик" в начале молитвы; чтение «аль-Фатихи”; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; совершение земного поклона на семи частях тела; выпрямление после земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохранение спокойствия при совершении всех столпов молитвы; совершение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и произнесение двух таслимов.

Насчитывается восемь обязательных элементов /ваджибат/ молитвы, которыми являются каждое произнесение слов "Аллах велик! /Аллаху акбар/", за исключением произнесения их в начале молитвы , произнесение слов "Слава моему великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым" во время поясного поклона, произнесение слов "Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу! /Сами‘а-Ллах ли-ман хамидаху/" имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов "Господь наш, хвала Тебе! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/" каждым молящимся, произнесение слов "Слава моему высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля/" во время земного поклона, произнесение слов "Господь мой, прости меня /Рабби-гфир ли!/" между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выполнен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обязательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный элемент не будет выполнен по невнимательности, положение можно исправить с помощью совершения земных поклонов суджус аль-сахв.

Рак‘ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных аятов Корана по желанию молящегося. Исключением является 1-я сура Корана «аль-Фатиха», которая читается в обязательном порядке.

Расуль — посланник Аллаха.

Руку‘ — поясной поклон.

ас-Саб‘у-ль-масани — «семь повторяемых». Так именуются семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура «аль-Фатиха».

Сахаб (мн. ч. асхаб или сахб)- человек, который встречался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), являясь мусульманином, и умер в исламе.

Суджуд — земной поклон

Суджуд ас-Сахв — два земных поклона, которые молящийся совершает до или после произнесения заключительных слов приветствия для того, чтобы искупить ошибки, допущенные в молитве

Суннапример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунну составляют хадисы.

Сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

Сутра — преграда; любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте. Такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление Киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Таби‘и (мн. Таби‘ун) — поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников Пророка Мухаммада.

Таваррук — положение молящегося, который во время произнесения слов последнего ташаххуда в третьем или четвёртом рак‘ате молитвы сидит на верхней части бедра, просунув при этом левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

Тагут — а) любое творение, которое обожествляют и которому поклоняются наряду со Всевышним Аллахом; б) грешник, преступающий запреты Аллаха; в) сатана и дьяволы; г) колдуны и предсказатели; д) нечестивцы, которые вводят людей в заблуждение и утверждают законы, противоречащие Шариату Аллаха; е) строение, в котором находится идол.

Тайаммум — очищение чистым песком, пылью и так далее; допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой; осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.

Такбир — произнесение молитвенной формулы "Аллаху акбар /Аллах велик/".

Такбират аль-ихрам - произнесение слов "Аллаху акбар" в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня плеч или кончиков ушей.

Таклид — безоговорочное руководство высказываниями и решениями одного из богословов без обращения к Корану и Сунне, которые могут подтвердить или опровергнуть справедливость его точки зрения.

Таравих — необязательная, но желательная ночная молитва, которая может совершаться в месяце рамадан после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета.

Тасбих - произнесение слов "Слава Аллаху / Субхана-Ллах /".

Тартиль — чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы.

0

8

Таслим — произнесение слов приветствия «Ас-саляяму ‘алейкум ва рахматуллаахи ва баракаатух», завершающих молитву.

Таухид — единобожие, т.е. признание того, что Аллах является единственным Господом Богом, обладающим прекрасными именами и совершенными качествами. Таким образом, единобожие имеет три составляющие:
а) таухид ар-рубубийа, т.е. признание того, что Аллах является единственным Господом, который сотворил все сущее, заботится о своих творениях и правит Вселен-ной. Однако одно только признание этого не делает человека мусульманином, потому что даже арабские язычники признавали Аллаха единственным Господом;
б) таухид аль-улухийа, т.е. признание того, что Аллах является единственным божеством, достойным поклонения и обожествления;
в) таухид аль-Асма ва ас-Сыфат, то есть признание того, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Каждый мусульманин обязан верить во все имена и качества Всевышнего Аллаха, о которых упоминается в коранических аятах и достоверных хадисах, причем эти имена и качества нельзя приписывать ни одному из творений. Кроме того, имена и качества Всевышнего Аллаха необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах, не отказываясь от их истинного значения, не истолковывая их вопреки их истинному значению, не уподобляя их именам и качествам творений и не придавая им мате-риальную форму.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Милостивый вознесся на трон» (20:5). А Пророк Мухаммад поведал о том, что Аллах спускается на первое небо во время последней трети ночи, а также в день, когда паломники собираются в долине Арафат. Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах вознесся на Трон и спускается на первое небо, и не имеют права истолковывать коранические аяты и достоверные хадисы вопреки их истинному значению, сравнивать вознесение и нисхождение Аллаха с движениями Его творений, спрашивать о том, как Аллах это делает, или представлять себе это.

Всевышний Аллах также сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» (38:75). Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает двумя руками, но не имеют права сравнивать божественные руки с руками Его творений или представлять их себе. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, Он - слышащий, видящий» (42:11).

Эти убеждения исповедовали святые пророки Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), ‘Иса (Иисус), Мухаммад и все остальные пророки и посланники. Это — убеждения всех истинных мусульман, которые веруют в Аллаха, который вознесся на трон и находится над семью небесами, а не вокруг людей и не в человеческих сердцах, как это утверждают некоторые еретики.

Тахаджжуд — необязательная ночная молитва, которая совершается после окончания времени вечерней (‘иша) и до наступления времени утренней молитвы (фаджр). Согласно многочисленным достоверным хадисам, самым предпочтительным временем для совершения добровольной ночной молитвы является последняя треть ночи.

Тахлиль — произнесение слов "Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/".

Тахмид — произнесение слов "Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/".

Ташаххуд — молитва засвидетельствования, которую молящийся читает в сидячем положении. После ташаххуда произносится молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), именуемая также «ас-салявват аль-ибрахимийа».

Умма — а) община, народ; б) мусульмане, последователи Пророка Мухаммада.

Умм аль-Му’минин (мн. Уммахат аль-Му’минин) —
«матери правоверных», то есть жены Пророка Мухаммада:
Хадиджа бинт Хувейлид,
Сауда бинт Зам‘а, ‘
Аиша бинт Абу Бакр,
Хафса бинт ‘Умар,
Зейнаб бинт Хузейма,
Умм Салама Хинд бинт Абу Умейа,
Зейнаб бинт Джахш,
Джувейрийа бинт аль-Харис,
Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфйан,
Сафийа бинт Хуйей,
Меймуна бинт аль-Харис.

Фаджр — рассвет или время перед восходом солнца, когда совершается обязательная рассветная молитва. Отведенное для этой молитвы время начинается с того момента, как на небе появятся первые проблески зари, и продолжается до восхода солнца.

Факих — мусульманский богослов, разбирающийся в тонкостях фикха и имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.
Фард (фарз) - обязательное.

Фетва — богословско-правовое заключение, сделанное авторитетным мусульманским богословом для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата.

Фидйа — искупление за несовершение или неправильное выполнение религиозного предписания. Оно может носить характер милостыни, жертвоприношения и т.п.

Фикх — исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова.

Хаджж - паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зуль-хиджжа.

Хаджж аль-ифрад - совершение одного только хаджжа без совершения умры.

Хаджж аль-киран - совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа,
не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников.

Хаджж мабрур (безупречный хаджж) - хаджж, принятый Аллахом в силу того, что он был совершён не только по всем правилам, но и на деньги, приобретённые дозволенным образом.

Хаджж ат-таматту‘ — совершение и малого (умра), и большого (хаджж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение "хаджж ат-таматту‘" не допускается.

Хадис — сообщение о любом слове или деле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), невысказанном им одобрении или его качестве.

0

9

Хадис кудси - хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда — через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.

"Хадис кудси" отличается от обычного хадиса лишь тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку это он передаёт его от Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что "хадис кудси"
во многом отличается от Священного Корана:

а) В отличие от "хадиса кудси" Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.
б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение "хадиса кудси" делает ее недействительной.
в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признаёт какого-либо из "хадисов кудси", является нечестивцем /фасик/.
г) Как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз "хадиса кудси", то они являются словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но смысл его есть откровение от Аллаха.
д) В отличие от "хадиса кудси" аяты Корана передавать по смыслу нельзя.
е) К Священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты /тахара/, тогда как в отношении "хадиса кудси" это необходимым условием не является.
ж) Человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а "хадис кудси" такому человеку можно и читать, и носить.
з) Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается "хадиса кудси", то за одно только его чтение человеку награда не полагается.
и) В отличие от "хадиса кудси", продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран нельзя продавать (как считает имам Ахмад) или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).
Хадисов "кудси" /аль-ахадис аль-кудсийа/, именуемых также "божественными хадисами" /аль-ахадис аль-иляхийа/, насчитывается более ста.

Халяль — дозволенное.

Ханиф — человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим (мир ему).

Харам — запретное.

Харам — священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.

Хатыб — проповедник, выступающий с проповедью (хутба).

Хауд — водоём Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в который впадает райская река аль-Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День Воскресения.

Хафиз — 1) учёный-мухаддис, знающий наизусть по меньшей мере 100 000 хадисов с иснадом каждого хадиса; 2) учёный, знающий наизусть весь Коран
.
Хиджра — так именуется не только переселение мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать свободно.

Хукм (мн. ч. «ахкам») — многозначный термин, который может означать "решение Аллаха", "установление, исходящее от авторитетного или облечённого властью лица", "решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны", "суждение" и, наконец, "разряд" или "категория". Последнее подразумевает собой пять категорий, на которые подразделяет все действия человека мусульманское право, а именно:

а) "ваджиб" /обязательное/ — любое действие, которое по шариату является обязательным;
б) "мандуб" /рекомендуемое/ — любые похвальные, но не обязательные действия;
в) "мубах" или "джа’из" /дозволенное/ — любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;
г) "макрух" /неодобряемое/ — нерекомендуемые действия, которые не влекут за собой наказания;
д) "харам" или "махзур" /запретное/ — любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия и вещи.

Хутба — религиозная проповедь, которую имам произносит по пятницам или во время религиозных праздников.

Хушу‘ - смирение и покорность перед Всевышним Аллахом. Это качество особенно необходимо при совершении молитвы.

Шайтан — сатана, дьявол.

Шам — старое название территории, занимаемой ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной.

Шариат (синонимы — шар‘, шир‘а, ташри‘) — религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафиксированных в Коране и Сунне.

Шахада - символ веры; свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой "Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах / Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха/".

Шахид — 1) мусульманский воин, погибший за веру; 2) человек, принявший мученическую смерть.

Ширк — многобожие.

0

10

Альхамдулиллях прям мечтала найти такой справочнтк и вот тебе апять таки нашла в Мумтахане спасибо систра! oo

0


Вы здесь » Mumtahana » Коран и сунна » Словарь мусульманина