ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ

Проф. Мухаммад Мазхаруддин Сиддики

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ислам - религия любви и милосердия. Коран -это послание любви и милосердия милостивого Бога к Своим созданиям. Впервые мы знакомимся с Богом в Коране, где он предстает перед нами, как дающий пищу и поддержку всему миру, созидающий и всепрощающий. Коран провозглашает, что Божественное милосердие бесконечно. Не удивительно, что Посланник, который принес Коран, именуется "Рахматул лиль-алямин", т.е. милосердие для мира.

К сожалению, этот аспект Ислама оставался в тени, во-первых, из-за постоянной пропаганды, осуществляемой некоторыми силами, которые необоснованно преувеличивали так называемый воинствующий характер мусульманской веры, а во-вторых, из-за односторонней позиции некоторых мусульманских активистов, которые по простоте своей создали впечатление, что главное предназначение Ислама - это война, недозволенная оппозиционная деятельность.

Одна из целей Академии Да'ва пролить свет на позитивный, гуманный вклад Исламской цивилизации и устранить все сомнения относительно требований Ислама, которые имеют место в работах некоторых современных ученых. Нам очень приятно опубликовать эту маленькую брошюру о гуманности философии и идеологии Ислама, которая написана известным ученым профессором Мухаммадом Мазхаруддином Сиддики. Я очень благодарен своему коллеге, доктору Зафару Исхаку Ансари, генеральному директору института исследований Ислама, а также членам комитета изданий университета. Благодаря им мы смогли ознакомиться не только с этой брошюрой, но и с другими работами профессора Сиддики. Академия Да'ва выражает автору свою глубокую признательность.

Данная брошюра, в первую очередь, рекомендуется читателям, имеющим недостаточное представление об Исламе, но она будет интересна и тем, кого затрагивает эта тема.

Генеральный директор Академии Да'ва Доктор Махмуд А.Гази

Ислам, в сущности, - это религия любви - любви Бога к человеку и к совершенству. Любовь -это основа и цель всех истинных Божественных религий. Коран начинается с того, что называет Бога Рахман и Рахим. Обычно эти слова переводятся на другие языки, как милостивый и милосердный. Однако слово "Рахман" в арабском языке имеет множество дополнительных значений: Это и любовь, и милосердие, и благословение и т.д. Бог - это воплощение самых высших человеческих идеалов. Человек низкого и среднего уровня развития, преклоняясь перед Богом, опускает Его до своего собственного сознания. Одна лишь вера в Бога не делает человека моральным и духовным, потому, что Бог, которому он поклоняется, может в его представлении оказаться и не мудрым, и не всепрощающим, и не любящим. Таким образом, первые аяты Корана, где дважды повторяются такие эпитеты Бога, как Рахман и Рахим, восхваляют исключительно Создателя, про которого говорится, что он "Рабб". Это еще одно трудно переводимое слово, очень богатое значениями, означающее "Господь", "Питающий", "Развивающий" свои создания и т.д.

Рабб (араб) - Владыка, Хозяин, Господь всей Вселенной (Раббуль Алямин). Бог - созидательная, а не слепая жизненная сила. Одна из характерных черт Бога - это целеустремленность, направленная на реализацию идеалов и конечных целей. Любовь Бога создает все сущее, вселенную, развивающуюся по определенным законам, как физическим, так и моральным, составляющим основу человеческой жизни. По этим законам судят людей. Эта вторая черта выведена как вторичная из первой, созидательной любви. Бог Рахман, Рахим и Рабб, а уже потом судья. Законы его рождаются любовью, его правосудие вдохновляется любовью. Это совсем не означает, что Бог одинаково любит добро и зло. Так как его любовь созидательная и совершенствующая. Бог не может любить то, что сводит, на нет идеалы. Чтобы показать, что означает любовь Бога, приведем несколько аятов из Корана.

"Он (Аллах) отличает Своим милосердием, кого пожелает. А Аллах - обладатель великой милости!" (3:74); "... поистине, Аллах любит добродеющих!" (2:195); "Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся!" (2:222); "Поистине, Аллах любит полагающихся!" (3:159).

В противоположность Исламу индуизм не признавал созидающей любви Бога. Индуистская религиозная система возникла в результате желания ариев удержать расовое превосходство над покоренными коренными жителями Индии. Их нужно было сторониться и избегать даже прикосновения к ним из-за страха осквернения. Жители были разделены по профессиям и между ними были возведены стены. Такой религиозный свод законов, как "Дхарма Шастра" Ману, стал воплощением самой большой жестокости, какая только может быть. Согласно этим законам, рекомендовался брак в детском возрасте, а вдове запрещалось вновь выходить замуж. Мало того, предписывалось даже сжигать вдов во время похоронной церемонии мужа. В то время, как овдовевший муж мог жениться сколько угодно раз, вдова была обречена на мученическую смерть. Если же ее оставляли в живых, то подвергали всевозможным унижениям и пыткам. Ни одна женщина не могла добиться независимого экономического положения. Она не имела права наследования, и даже дурно обращающийся с ней муж не давал развода. Относительно низших каст (Шудра) этот религиозный свод законов был не менее жестоким. Их положение было намного хуже, чем рабов, потому что, будучи неприкасаемыми, они даже не могли быть слугами, так как на них смотрели как на источник скверны. Мы слышали много пропагандистских утверждений о высокой духовности индуизма в противоположность материализму и другим вероучениям. Люди, которые отрекаются от мира, рассматриваются как святые. Они почитаются тем обществом, которое утверждает и практикует эту жестокую религиозную систему, не пошевелив пальцем, чтобы изменить ее. Те, кто законным путем и очень активно пытается реформировать это общество, в большинстве своем являются агностиками и приверженцами секуляризации. Они провозгласили основные человеческие права в новой конституции свободной Индии, вдохновленной западными образцами, но на деле ортодоксальное религиозное сознание масс осталось нетронутым. Неприкасаемые теперь могут получать любое образование, однако предписания кодекса Ману все еще остаются неизменными. Например, если неприкасаемого застали декламирующим Веды, то ему должны вырвать язык, а если его обнаружили слушающим их, то уши его должны залить расплавленным свинцом.

В течение более чем тысяча лет израильское пророческое сознание продвинулось от старого племенного Иеговы, безжалостного в своем правосудии. Господа хозяев, который наслаждался уничтожением целых народов, поклонявшихся другим богам, к любящему всеобщему Богу, даже с точки зрения великих пророков, как Иса, до появления Иисуса. В Иисусе мы имеем кульминационную точку восходящего движения, где Бог и религия полностью идентифицируются с любовью.

В Коране сказано: "Поистине, Аллах любит справедливых!" (5:42);"Поистине, Аллах любит богобоязненных!" (3:76); "Аллах любит делающих добро!" (3:148); "Аллах любит терпеливых!" (3 : 146); "Поистине, Аллах любит очищающихся!" (9 : 108); "Поистине. Аллах любит тех, которые сражаются на его пути рядами, как будто бы они - плотное здание!" (61 :4).

Если Бог любит все эти качества, то он не может любить то, что отрицает эти качества, а также не может любить людей, которые своим образом жизни отказываются признать эти качества.

"Аллах не любит неверных!" (3:32)

Не потому, что он их не любит, что оскорблен Сам, а потому, что это неверие делает преступным самого человека.

"Аллах не любит преступающих!" (2:190); "Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив!" (4:36); "Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!" (28:77); "Поистине. Он не любит неумеренных!" (6:141); "Он не любит возносящихся!" (16:23).

Приведенные цитаты из Корана доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны. Ислам не основан на мистике, чудесах, мифах или легендах, он не требует веры в иррациональное или в ультра рациональные догматы, в которых нравственность человека не играет роли. Ислам -религия, утверждающая ценности жизни, а Бог -источник и хранитель этих ценностей. Любовь Бога к человеку или человека к Богу - это активная созидательная сила, которая превозносит Бога и очищает верующего. Ислам - воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле. На пути любви - любви Бога к человеку и другим его созданиям, любви человека к человеку чистая вера Ислама и свод жизненных законов совпадают. Делать что-либо ради любви к Богу означает связывать это действие с реализацией высших ценностей жизни. Действия же, не связанные с верой в высшие идеалы. становятся просто механическими или осуществляются на низшем биологическом уровне. Стремление человека к добру должно быть побуждено желанием воплотить в действительность неизменные и постоянные ценности, пирамида которых достигает высшей точки на вершине извечной реальности, которую Сократ и Платон называли Богом. Ислам идентифицирует добро с Богом, который не просто произвольно изменяет мир, а с помощью добра, позитивного намеренного созидательного начала. Любовь есть созидание добра. По Корану то, что сознательно не служит идеалу, не питает дух. Эгоистические и ограниченные жизненные цели не возвышают душу и не поощряются Исламом, даже если с первого взгляда не причиняют вреда. Например, милосердие, если принимает материальную форму, может испортить получающего его в духовном отношении, так как он может постоянно чувствовать себя должником, или оно может оказаться недействительным из-за желания оказывающего милосердие получить за него похвалу. "О вы, которые уверовали! не делайте тщетными ваши милости попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми..." (2:264).Такие поступки без веры в идеал сравнимы с миражем в пустыне, который обманывает странника, заставляет его страдать от жажды еще сильнее. "А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто..." (24:39).

Как мы уже говорили, любовь Бога - это не наслаждение влюбленных, чья сентиментальная, опьяняющая, восторженная любовь предназначена только для двоих. Некоторые мистики наслаждались этим чувством, представляя себе Бога, как своего двойника, впадали в экстаз, как в высочайшее духовное состояние. Ислам не признает такой любви. Любовь к Богу доказывается любовью к провозглашенным им ценностям и высшим идеалам, в которых человеческое и божественное едины. Когда мы говорим, что кто-то совершил что-либо из любви к Богу, то это означает, что он при этом исходил из Исламских идеалов, а не из своих личных узко эгоистических интересов. Тогда только дух возвышается и приходит в гармонию со Вселенной и бесконечностью; постоянные ценности даруют бессмертие душе. В то же время, самые полезные дела, совершаемые по низким личным мотивам. становятся мимолетными и принижают душу. С духовной точки зрения, действия должны оцениваться по их мотивам (по намерениям). Об этом неоднократно говорил Пророк. Исключительно личная мотивация, не учитывающая постоянных всеобщих ценностей, называется в Коране "Савваб-Аддунья", т.е. требование немедленных материальных выгод, а поиск высших ценностей называется "Савваб-аль-ахира", т.е. поиск счастья в загробной жизни. Кто ищет награды в земной жизни, обязательно получит ее, если использует подходящие средства для ее достижения, но будет расплачиваться духовным падением, потому, что все, что он делал, он совершал чисто из эгоистических побуждений. Коран предупреждает: "Кто желает жизни близкой и ее украшений, тому мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это - те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они творили" (11:15,16).

Термизи рассказывает, ссылаясь на авторитет Абу Хурайры, что Пророк сказал: "В Последний день, когда Бог будет сидеть во время Суда и каждая община преклонит колени пред Ним, первыми будут судить ученых, изучающих Священную книгу, и тех, кто был убит в Священных войнах, и тех, кто был богатым в этом мире и процветал. Бог спросит одного из ученых: "Не учил ли ты все это только для того, чтобы Пророк тебя похвалил? Ну, и что означает твое знание?" Тот ответит: "О Господь, я день и ночь повторял суры в своих молитвах". Бог ответит: "Ты лжец". И ангелы тоже будут считать его лжецом. И Бог вынесет суровый приговор ученому, который все делал ради похвалы. Эту награду он уже получил на земле и, таким образом, здесь он будет наказан. Затем Бог обратится к богачу: "Что ты сделал со своим богатством, которым Я наградил тебя?" Тот ответит: "О Господь, я раздал богатство достойным". Бог скажет: "Ты лжец". И ангелы тоже назовут его лжецом. Бог скажет: " Ты не был милосерден искренне. Та раздал свое богатство, чтобы прославиться: ты уже получил свою награду, к которой стремился на земле и здесь ты ее не увидишь". Затем перед Богом предстанет человек, которого убили в Священной войне. Он ожидает, что Бог окажет ему честь, как мученику и страдальцу, а Господь ему скажет: "Ты сражался храбро, но только ради славы. Ты заслужил ее на земле, но не здесь". В конце Пророк добавлял: "Эти люди должны быть отправлены в ад раньше других".

В религиозном отношении никто из этих людей не совершил поступков, доказывающих любовь к Богу. Говоря философским языком, никто из них не любил и не стремился к реализации всеобщих жизненных ценностей, которые должны быть духовно вознаграждены. Другими словами, действие ради похвалы, а также просто соблюдение каких-то законов не приносит никакой пользы душе.

Давайте рассмотрим, какова концепция любви других великих религиях. Будда совсем не верил в реальную жизнь и не придавал ей значения. В его безбожной метафизике не могло быть и речи о любви Бога к Своим творениям или любви человека к Богу. Он рассматривал всю земную жизнь как неотвратимое зло. Воля к жизни должна быть истреблена и для того, чтобы достичь необыкновенного состояния нирваны, к которой категория жизни неприменима. Живые существа нельзя любить, их нужно жалеть, так как это жертвы рока. Таким образом, в буддизме жалость ошибочно принимают за любовь. Ведь любовь предназначена для очищения жизни, для усиления прекрасных связей между людьми. Она означает нечто позитивное и созидательное. В вероучении, которое считает, что земное существование жестокий и трагичный обман, а индивидуумы, Бог или боги - часть этого обмана, нет места истинной любви, ибо, если вы считаете, что истинная любовь возможна только в загробной жизни, а земная не может быть улучшена и ее не стоит продолжать, то любовь перестает играть созидательную роль.

Теперь обратимся к индуизму: это понятие объединяет сотни вероучений, для которых невозможно установить общее название. Согласно индуизму, мир управляется многочисленными богами, обладающими противоречивыми и даже аморальными характерными чертами. Этот мир слабо отличается от мира Гомера. В результате развития религиозного сознания у ариев количество богов постепенно уменьшилось, пока не сократилось до трех - Брахмы, Вишну и Шивы. Идеал - это аскет, который находится в своем иллюзионном мире, придя к представлению об идентичности "Атмана" и "Праматмана", т.е. индивидуального и универсального бытия. В политеизме и монизме нет реального места тому, что человек понимает под любовью. Мы встречаем веру во многие воплощения, а не в одно, как в догматическом христианстве. Например, высшая деятельность, воплощенная в Кришне, изображена в "Бхагават Гита" таким образом, что там, где религия искажена, ее истины должны быть возрождены путем нового перевоплощения. Пантеистический индуизм учит видеть одно во многом, но на практике чувственная универсальная любовь не может быть выведена из этого. Любовь -это единение, а индуизм делит людей на касты. Все нравственные ценности индуизма вращаются вокруг концепции сегрегации и системы без любви. В этой системе значительная часть человечества проклята Кармой, которая имеет превосходство над законностью и обрядностью.

В христианстве концепция Бога и человека искажена догмой первоначального греха и его искупления. Каким же должен быть любящий Бог, Создатель грешного человечества, который наказывает невинных младенцев еще до того, как они появились на свет, а затем распинает Своего "сына" во искупление несовершенных грехов? Может ли религия любви отправить в ад некрещеных детей? Но жизнь не определяется догмами. Догмы -только теории, а жизнь намного богаче любой теории. Среди буддистов, христиан и индуистов можно найти поучительные примеры из жизни с любовью, посвященной процветанию всего сущего. Любовь Иисуса, например, присутствует в жизни многих христиан, независимо от того, что его религия была искажена. Подобным же образом жизнь правоверных буддистов была насыщена милосердием, независимо от их негативной метафизической позиции. Отличительной характеристикой жизни являются благожелательность и любовь, выступающая в форме веры в Бога и человека.

Название: Ислам: религия любви

Islam: religion of love Имя автора: Проф. Мухаммад Мазхаруддин Сиддики Компьютерная верстка: Косилов М. Издательство: Академия Дауа, Типография:

Международный Исламский Университет 2-е издание (исправленное): 1 марта 1995 г.