إيضاح المحجة في بيان سبيل السلف
في اخذ الدين و فهمه والعمل به والدعوة اليه

Разъяснение пути в пояснении дороги (праведных) предшественников
в вопросах изучения религии, её понимания, практикования и
призыва к ней.

Автор: Шейх Файсал ибн Къаззар аль-Джасим

Перевод с арабского: Ринат Абу Мухаммад

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

جماع أبواب التعريف بالمحجة وبيان منهج التلقي
Совокупность глав, связанных со знакомством путём и разъяснение пути в приобретении знаний.

Знакомство с предшественниками.

Всевышний Аллах сказал:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние». Сура «ат-Тауба» 9:100.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ - رضى الله عنه - عَنِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم – قَالَ: « خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِى ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ، ثُمَّ يَجِىءُ أَقْوَامٌ تَسْبِقُ شَهَادَةُ أَحَدِهِمْ يَمِينَهُ ، وَيَمِينُهُ شَهَادَتَهُ» .

Передают со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими людьми являются мои современники, после них − (те, что придут вслед за ними), после них − (те, что придут вслед за ними), а потом (появятся) люди, свидетельство каждого из которых будет опережать их клятву, а их клятва (будет опережать) их свидетельство[1]»[2].

عَنِ الزُّبَيْرِ بْنِ عَدِىٍّ قَالَ: أَتَيْنَا أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ فَشَكَوْنَا إِلَيْهِ مَا نَلْقَى مِنَ الْحَجَّاجِ فَقَالَ « اصْبِرُوا ، فَإِنَّهُ لاَ يَأْتِى عَلَيْكُمْ زَمَانٌ إِلاَّ الَّذِى بَعْدَهُ شَرٌّ مِنْهُ ، حَتَّى تَلْقَوْا رَبَّكُمْ » . سَمِعْتُهُ مِنْ نَبِيِّكُمْ - صلى الله عليه وسلم
- .
Сообщается, что Аз-Зубайр ибн ‘Ади, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«(В своё время) мы пришли к Анасу ибн Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа[3](, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже(, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует”»[4].

قال ابن مسعود رضي الله عنه: "من كان منكم متأسياً فليتأس بأصحاب محمد صلى الله عليه وسلم، فإنهم كانوا أبر هذه الأمة قلوباً، وأعمقها علماً، وأقلها تكلفاً، وأقومها هدياً، وأحسنها حالاً. قوماً اختارهم الله لصحبة نبيه صلى الله عليه وسلم، وإقامة دينه؛ فاعرفوا لهم فضلهم واتبعوهم في آثارهم فإنهم كانوا على الهدى المستقيم

Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто из вас хочет следовать за кем-то, пусть следует за сподвижниками Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ибо поистине, они имели самые благочестивые сердца в этой общине и имели самые глубокие знания, меньше всех излишествовали и шли самым прямым путём, и у них было наилучшее положение. (Это) народ, который Аллах выбрал для того, чтобы они были сподвижниками Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и для установления Своей религии. Считайтесь с их достоинствами и следуйте по их следам, ибо поистине, они были на прямом пути»[5].

Пользы извлекаемые из этой главы:

1 – Указание того, что значит слово «саляф» и того, что они были первыми достойными поколениями.
2 – То, что сподвижники были самыми лучшими людьми и они были предшественниками этой общины во всех разделах добра.
3 – То, что добро сподвижников общее во всех разделах религии.
4 – То, что с истечением времени, добра становится меньше.
5 – То, что приписывание себя к предшественникам, это приписывание себя к лучшим временам и приписывание себя к истине.

_____________________________________________________________________________
[1] Что касается последнего предложения этого хадиса, то учёные говорят, что в этом указание на то, что появятся люди, которые будут приносить ложные свидетельства или ложные клятвы, как об этом сказано в «Миркъатуль-мафатих».
[2] Этот хадис передали аль-Бухари 2652, Муслим 2533.
[3] Аль-Хаджжадж Ибн Йусуф (ум. в 714 г.) − прославившийся своей жестокостью наместник Oмеййадского халифа ‘Абд аль-Малика Ибн Марвана (685 − 705) в Ираке и Хиджазе.
[4] Этот хадис передал аль-Бухари 7068.
[5] Это сообщение передали Ибн ‘Абдуль Барр в «Джами’у байаниль-‘ильми ва фадлих» 1810 и Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 1/305.

Манхадж-салафов.ру http://manhadj-salafov.ru