Усман Ибн Аффан
(радиаллаху 'анху)

Усман Ибн Аффан (раа) был смиренен пред Аллахом. Он был истинно предавшимся своему Господу, он был обладателем двух светочей, он свято почитал своего Господа, он был тем, кто молился в направлении двух Кааб: запретной мечети в Мекке и отдаленнейшей мечети в Иерусалиме, и был тем, кто удостоился привилегии и достоинств двукратной хиджры. Да будет Аллах навечно доволен им. Он был третьим праведным халифом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Усман, да одарит Аллах его Своим безмерным благословением, молился и призывал Божьи милости между двумя вершинами ночи. Он вставал каждую ночь для прочтения добровольных молитв и для совершения земного поклона перед Своим Создателем, Покровителем и Господом. Он молил Аллаха одарить его милостью в этом и в следующем мире, и страшился Его неудовольствия и наказания.

Усман (раа) был благородным и самым скромным, и был он бдительным, благоговейным и страшащимся своего Господа. Его обыкновением днем был благонравие, пост и молитвы, а во время ночи, его обыкновением было добровольное поклонение, чтение коранических откровений, размышление и молитвы.

Усман (раа) был труждающимся и стойким в поклонении. Относительно этого есть история. После смерти Усмана Аль-Хассан бин Али (раа) как-то сидел с группой правоверных, и они вспоминали достоинства Усмана (раа). Аль-Хассан, имея виду своего отца и предвкушая то, что и он скажет слово по этому поводу, сказал: "Скоро придет Повелитель правоверных". Когда пришел Али, он сказал: "Поистине, Усман был из тех, про которых сказал Аллах, Всемогущий: "Нет греха на тех, которые уверовали и творили благие дела, в том, что они вкушают, когда богобоязненны и делали добро, - ведь Аллах любит добродеющих". (5:93).

Абу Бакр бин Муса рассказал, что Абдулла бин Умар (раа) однажды разъясняя аят Корана: "Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается будущей жизни и надеется на милость своего Господа…", сказал, что он относится к Усману (раа).

Рассказал Сулайман бин Ахмад, что Ибн Умар передал, что Посланник Аллаха сказал: "Самый скромный и непритязательный человек среди моих последователей это Усман Ибн Аффан".

По этому поводу, Ахмад Ибн Ханбал передал, что аль-Хассан говоря о скромности Усмана, сказал: "Даже будучи наедине в своем доме, при запертых дверях, Усман не снимал свою одежду, когда он мылся и выливал на себя воду; он сидел, принимая полное омовение, и его скромность не позволяла ему вставать, будучи обнаженным, перед Всевидящим, Всеведущим Господином".

Абдулла Ибн Умар однажды сказал: "Три человека из племени курайш - самые приветливые, самые скромные и имеют наилучшее добронравие. Они правдивы, когда говорят, и они не подвергают сомнению чужую правоту. Это Абу Бакр ас-Сиддык, Усман Ибн Аффан и Убайда аль-Джаррах".

Имам Мухаммад Ибн Сирин рассказал, что когда мятежники окружили дом Усмана, в момент отчаяния, его жена разрыдалась после того как прокричала: "Убьёте вы его или нет, он прочитывал весь Коран за ночь, в течение одного ракъата своей молитвы".

Рассказал Аби Джафар, что Масрук увидел аль-Аштара, участника той толпы, что убили Усмана (раа). Масрук спросил: "Это вы убили Усмана?" Аль-Аштар хвастливо и самодовольно ответил: "Да, это сделали мы". Масрук задумался на секунду и затем сказал: "Клянусь Аллахом, вы убили человека, который постился все свои дни и молился все свои ночи".

Усману (раа) была дана весть о тех тяготах, которые его встретят, и его сердце было защищено от тревог и жалоб в связи с этим. Усман встретил эти тревоги с твердостью, и прошел сквозь все беды, будучи благодарным к своему Господу. Он вкусил горечь своих лишений и испытаний в этом мире, чтобы насладиться вечной сладостью и радостью спасения в мире будущем.

Относительно этого, Абу Муса аль-Ашари рассказал, что однажды он был вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) внутри сада, когда кто-то подошел к дверям сада и попросил разрешения войти. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Открой двери и сообщи ему добрую весть о Рае, и о тяжком последнем испытании в этом мире". Когда Абу Муса открыл дверь, он увидел Усмана (раа), стоящим у входа, и когда он рассказал ему весть, он начал благодарить Аллаха за Его милости, затем тихо сел рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Аби Хазим рассказал, что, когда Усман был окружен в своем доме, он сказал: "Я дал торжественное обещание Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и я должен перенести его последствия терпеливо".

Ахмад бин Саран рассказал, что Усман заслужил два особых знака уважения, которые прибавили ему славы, и которых не было ни у Абу Бакра, ни у Умара:

(1) Усман был невинно убит,

(2) он собрал весь Коран.

Среди других его качеств было то, что Усман щедро потратил все свое богатство на пути Аллаха, стремился к довольству своего Господа, и обеспечивал всем необходимым Его рабов. Усман брал для себя мало, он одевался в обычные одежды, питался простой едой и стремился к наивысшим достижениям, и в конечном итоге, по милости своего Господа, он был увенчан наивысшими почестями.

Абу Хурайра (раа) передал: "Усман купил Рай у Посланника Аллаха дважды:

1. Первый раз во время сделки, когда он выкупил колодец румах (у многобожников), и который он сделал общей собственностью всех мусульман,

2. Он купил его второй раз, когда он полностью обеспечил и снабдил "Армию тяжелого времени" (джайш аль усра)".

Также, относительно этого, Абдур-Рахим Ибн Аби Хабаб ас-Салми передал, что незадолго до битвы Бадр, Посланник Аллаха выступил с проповедью относительно "Армии тяжелого времени", и увещевал людей поддержать её. Сначала, Усман поклялся снарядить сотню людей. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снова призвал людей разделить эту ответственность, Усман поклялся дополнительно снарядить ещё одну сотню людей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снова заговорил в пользу этого, и Усман снова дополнительно поклялся снарядить сотню людей. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Отныне Усман не нуждается в праведном поступке (чтобы ублажить Аллаха) после этого".

Абдулла бин Умар рассказал, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, как Усман ходит туда-сюда, чтобы снарядить "Армию тяжелого времени" перед тем, как произошла Бадрская битва, он (да благословит его Аллах и приветствует) взмолился: "О Аллах, прости Усмана за каждый его шаг, назад и вперед, за каждый поступок, который он скрывает, и который являет наружу, и прости его за все мысли, которые он утаивает, и за все слова, которые он произносит".

Аль-Хассан сын Али однажды сказал: "Я видел Усмана, отдыхающего внутри мечети, укрывшимся грубым одеялом, и не было у него личной охраны, когда он был Халифом мусульманского государства и Повелителем правоверных. Когда он просыпался утром, то следы камней оставались видны на его боках, и люди показывали на него, говоря: "Это - Амир аль-Му`минин".

Джафар бин Мухаммад бин аль-Фадль передал, что Усман всегда кормил людей самой изысканной едой, а затем заходил к себе домой, чтобы съесть простое блюдо из хлеба, который он обмакивал в небольшое количество масла и уксуса.

Сулайман бин Муса передал, что в бытность своего халифата, Усман был призван осудить группу людей, которые занимались отвратительным деянием. Когда он вышел из своего дома, эти люди разбежались, Усман же восхвалил Аллаха, Всемогущего, за то, что он уберег его от подобной встречи, и в этот же день он освободил раба в знак глубокой благодарности к своему Господу".

Маймун бин Михран рассказал, что аль-Хамадани сказал ему: "Однажды я увидел Усмана, во время расцвета его халифата, сидящим верхом на муле, а его слуга Наиль сидел позади него".

Абдулла бин ар-Руми передал, что однажды Усман сказал: "Если бы мне предложили выбор между Раем и Адом, то, не зная, где я окажусь, я бы предпочел превратиться в глину, перед тем как узнать место моего конечного пребывания".

Абдулла бин Амир бин Рабиа однажды, будучи в гостях у Усмана, услышал, как тот сказал: "Пусть Аллах будет моим свидетелем, но я никогда не совершал прелюбодеяния в своей жизни, как во время джахилии, так и позже во время Ислама, и я стал более сдержанным с того времени. как религия Ислам распространилась".

Абдулла аль-Мадини передал, что слуга Усмана Хани сказал: "Когда бы Усман ни навещал могилы, он так скорбел, что его борода становилась мокрой от слез".

Аби Масджаа рассказал: "Один раз мы пошли вместе с Усманом навестить умирающего человека, и Усман наставлял того произнести свидетельство "Ля иляха илл Аллах". Когда тот человек сделал то, что ему говорили, Усман немедленно прокомментировал это: "Клянусь Тем, пред которым предстоит моя душа, этим свидетельством, которое он только что пролил на свои грехи, он смыл их все". Люди спросили с удивлением в голосе: "Это то, что ты лично подтверждаешь, или же это то высказывание, что ты слышал от Посланника Аллаха?". Усман ответил: "Поистине, я слышал это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Затем кто-то спросил: "Если произнесение этих слов доказывает свою истинность для умирающего, тогда какое же воздействие оно будет иметь на здорового человеке, когда он его изъявляет?". Усман ответил: "Намного, намного сильнее".

Достоинства Усмана, да будет доволен им Аллах!

Рассказал Усман (сын Мухиба): Египтянин, который пришёл и совершал хадж, увидел неких сидящих людей. Он поинтересовался: "Кто эти люди?" Кто-то ответил: "Это племя курайш".

Он спросил: "Кто этот старик, сидящий среди них?". Люди ответили: "Это Абдулла бин Умар".

Он сказал: "О Ибн Умар! Я хочу спросить тебя о чём-то; пожалуйста, расскажи мне не об этом.

Знаешь ли ты, что Усман избежал день (битвы) Ухуд?". Ибн Умар ответил: "Да".

Человек (египтянин) спросил: "Знаешь ли ты, что Усман отсутствовал в день (битвы) Бадр и не принял участия в ней?".

Ибн Умар ответил: "Да". Человек спросил: "Знаешь ли ты, что он не присутствовал при клятве Ар-Ридван и не засвидетельствовал её (Худайбийская клятва на верность)?" Ибн Умар ответил: "Да".

Человек сказал: "Аллаху Акбар!".

Ибн Умар сказал: "Позволь мне разъяснить тебе (все эти три вещи).

Относительно его битвы в день Ухуд, я свидетельствую, что Аллах извинил его и простил его; и что касается его отсутствия при Бадре, это было из-за того, что дочь Посланника Аллаха была его женой, и она была тогда больна.

Посланник Аллаха сказал ему: "Ты получишь ту же награду и разделишь добычу, как любой, кто участвовал в битве при Бадре (если останешься с ней)".

Что касается его отсутствия при Ар-Ридване, клятве верности, был бы в Мекке человек более уважаемый, чем Усман (чтобы быть посланным представителем), Посланник Аллаха послал бы того человека вместо него.

Несомненно, Посланник Аллаха отправил его, и событие клятвы верности Ар-Ридвана случилось после того, как Усман отбыл в Мекку. Посланник Аллаха поднял свою руку, говоря: 'Это - рука Усмана''. Он ударил свою (другую) руку об неё, говоря: 'Это(клятва верности)' - за Усмана'. "

Затем Ибн Умар сказал тому человеку: "Запомни (эти) оправдания у себя."

Бухари том 5: № 48.