Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Личность » Абдуль-Къадир аль-Арнаут


Абдуль-Къадир аль-Арнаут

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у ко-торого нет сотоварищей, и свидетельствуем, что Мухаммад раб и посланник Его.

А затем:
Автором данной работы, в которой вкратце изложены вероубеждения праведных предшест-венников (ас-саляфу-ссалих), является современный ученый-мухаддис шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах.

Шейх ‘Абдуль-Къадир был ученым-мухаддисом, известным своей праведностью и привер-женностью к манхаджу (методологии и пути)  саляфов. Все свое время он посвятил отделению достоверных хадисов от недостоверных, изучению их смысла, распространению и обучению им.
В исламском мире он стал известен как ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. На самом же деле шейха звали Кадри, а что касается имени аль-Арнаут, то так его стали именовать из-за его албанского происхождения, ибо арабы называли выходцев из Албании арнаутами.

Родился шейх в 1928 г. в селе Врела в области Косово, в то время относившейся к Югославии. В 1932 г., когда шейху было три года, из-за гонений на мусульман-албанцев со стороны сербов его отец совершил переселение (хиджру) в Дамаск вместе со своей семьей. Семья ‘Абдуль-Къадира была воспитанной и благородной, но вскоре после переезда его мать скончалась.

Будущий шейх рос в Дамаске. После двух лет обучения в школе «аль-Адаб аль-ислями» он по-ступил в школу “аль-Ис’аф аль-хайрий”, где окончил пять классов. После чего он был вынужден оставить школу и начать работать. Он устроился в часовую мастерскую, но работа не послужила ему препятствием на пути к знаниям. Работал он днем, а по вечерам посещал занятия по Корану и фикъху. Мастерская, в которой он работал, принадлежала Са’иду аль-Ахмару, выходцу аль-Азхара, который был знающим человеком, обучавшим религиозным наукам и арабскому языку. Заметив в мальчике большие способности в заучивании Корана и хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха), он решил направить ‘Абдуль-Къадира по пути требования знаний. Он помог ему деньгами и однажды, взяв его за руку, сказал: «О мальчик мой, ты пригоден только для требования знаний», и отведя его в мечеть «аль-масджид аль-амауи», передал мальчика шейху ‘Абдур-Раззакъу аль-Халяби. Таким образом, ‘Абдуль-Къадир присоединился к требующим зна-ния, где он стал обучаться религиозным наукам и арабскому языку.

Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут не обучался в каком-либо официальном учебном заведе-нии. Он приобретал знания непосредственно у ученых своего времени. Начальные знания он приобрел у шейха Субхи аль-‘Аттара и Сулеймана Гъауиджи аль-Альбани. Также он обучался у некоторых албанских шейхов, таких как Хамди аль-Арнаут и Нух Наджати аль-Альбани, отца шейха Насыруддина аль-Альбани. Около десяти лет ‘Абдуль-Къадир обучался у шейха Мухам-мада Салиха аль-Фарфура, в течение этого времени сдав ему экзамены по таким трудам, как: «‘Акъида ат-Тахауия», «Нуруль-идах», «Маракъ аль-фалях», «Хашия» Ибн ‘Абидина и др. Также он сдал экзамены по арабскому языку и толкованию Корана (тафсир).
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут получил пользу от известных ученых своего времени, сре-ди которых Мухаммад Амин аль-Мисри, Ибн Нафи’, ар-Рафи’и, ‘Абдур-Рахман аль-Альбани, Мухаммад ибн Лютфи и др.
Что касается учеников самого шейха ‘Абдуль-Къадира, то он считал их своими братьями, с которыми он вместе изучает шариатские науки.

Он был веселым, остроумным человеком и любил пошутить. Самым наилучшим из его качеств являлось отсутствие высокомерия и то, что он не видел в себе никаких преимуществ перед кем-либо. Скромность была присуща ему как врожденное качество, знания же прибавляли ему еще больше скромности. Он всегда подписывался словами «Раб, нуждающийся во Всевышнем, Всемогущем Аллахе, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, служащий науке о хадисах в Дамаске», а иногда подписывался тем, что он студент, изучающий науку о хадисах. Но вместе с тем, он был напористым и отважным в донесении и разъяснении истины. Он не боялся порицания порицающего и ревностно относился к Сунне, а также был суров по отношению к нововведениям и тем, кто их совершал.
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут был щедрым, отвечал на приглашения людей и посещал их собрания. Он не упускал ни одной возможности для того, чтобы сделать наставление. Его не-возможно было увидеть сидящим где-либо, чтобы он не говорил: «Передал такой-то и такой-то от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал …», затем он рассказывал хадис, уместный в данной ситуации, уверенно, не запинаясь, цитируя хадис дословно, а не про-сто предавая его смысл.

Основной причиной, которая привела к некоторым разногласиям с учеными его времени, яв-лялось то, что он не придерживался определенного мазхаба и не следовал слепо за кем-либо из имамов. В каком-либо вопросе он отдавал предпочтение тому мазхабу, который имел наиболее сильный и аргументированный довод. Относительно следования определенному мазхабу, он го-ворил: «Этот вопрос нуждается в разъяснении, поскольку если речь идет о простом, неграмотном му-сульманине, то его мазхабом будет мазхаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается. Что же касается того, кто в начале пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся студент, требующий знания, который изучил фикъх, узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он уже может отличать сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку недозволенно слепое следование за мазхабом».

Отсюда становится ясно, что шейх не следовал определенному мазхабу, а следовал Корану и Сунне в понимании праведных предшественников (ас-саляфу ас-салих).

Любовь к хадисам пророка (мир ему и благословение Аллаха) проложила путь шейха к саля-фии.  Благодаря науке уточнения достоверности хадисов (тахкъикъ), слава о нем распространи-лась во всех уголках исламского мира. Возможно, после шейха аль-Альбани никто в наши дни не послужил науке о хадисах так, как шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Шейх ‘Абдуль-Къадир, да смилуется над ним Аллах, был ученым-воспитателем, который, воспитывая и обучая людей, начинал с малого, переходя к большему.  Поэтому жители Дамаска и других городов тянулись к нему.

‘Абдуль-Къадир часто отзывался с похвалой о шейхе аль-Альбани за его познания в области хадисов. Однажды его спросили о его взаимоотношениях с шейхом аль-Альбани, насколько прочными они являются? Шейх ответил, что у них хорошие отношения, что он навещает шейха аль-Альбани, когда ездит в Иорданию, и что сам аль-Альбани прислал ему свои новые труды, как “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” и “Да’иф аль-Адаб аль-муфрад”. Более того, в присутствии студентов Абдуль-Къадир безо всякого стеснения обращался к таким трудам шейха аль-Альбани, как: “ас-Сильсиля ас-сахиха”, “ас-Сильсиля ад-да’ифа”, “Ируа аль-гъалиль”. Он не стеснялся преподавать по книгам шейха аль-Альбани, несмотря на то, что и сам был специалистом в области хадисоведения.

О хороших взаимоотношениях ‘Абдуль-Къадира и с другим имамом нашего времени, шейхом Ибн Базом, может свидетельствовать и тот факт, что шейх Ибн Баз отправлял ‘Абдуль-Къадира в Албанию для призыва людей к Исламу. Шейх часто ездил туда для распространения религии и обучения людей, так как очень хорошо знал албанский язык.

0

2

Однажды на уроке ‘Абдуль-Къадира некоторые корыстные люди из-за их дурного нрава, когда шейх затрагивал какой-нибудь вопрос, упоминали шейха аль-Альбани и его несогласие в некоторых вопросах,  словно пытаясь вызвать у него гнев в адрес шейха аль-Альбани. Когда же шейх ‘Абдуль-Къадир понял, чего они добиваются, он строго им сказал: «Шейх Насырыруддин аль-Альбани – наш близкий друг, и между мной и ним ничего нет. Разногласия у него с Шу’айбом аль-Арнаутом».

Многие люди путают Шу’айба аль-Арнаута с ‘Абдуль-Къадиром аль-Аранутом и думают, что между ними существует родственная связь.  На самом же деле Шу’айб аль-Арнаут не является родственником шейху ‘Абдуль-Къадиру. Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут – саляфит вероубеждением и манхаджем, что же касается Шу’айба аль-Арнаута, то он – строгий последователь мазхаба Абу Ханифы в делах и словах.

Шейх ‘Абдуль-Къадир преподавал большое количество книг по единобожию (таухид), веро-убеждению (‘акъида) и хадисам. Среди них такие труды как: “аль-Ба’ис аль-Хасис” Ибн Касира; “Иршаду туляб аль-хакъаикъ ли ма’рифати Сунан хайр аль-халяикъ” имама ан-Науауи; “Къа-уа’иду-ттахдис фи шархи фунуни мусталяхиль-хадис” Джамалюддина аль-Къасими; “Фатхуль-Мугъис фи шархи альфия аль-хадис” хафиза ас-Сахауи; “Тадриб ар-рауи шарх такъриб ан-Науауи” ас-Суюти; “Задуль-ма’ад” Ибн аль-Къайима; “Мухтасар сахих аль-Бухари” аз-Зубайди, вместе с комментариями Сиддыкъ Хасан Хана «‘Аунуль-Бари»; “Кифаятуль-ахйар” аль-Хусни; “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” аль-Альбани; “Мухтасар тафсир аль-Хазин” ‘Абдуль-Гъани аль-Кадар и множество других книг.

Сам же шейх ‘Абдуль-Къадир не писал книг, так как считал, что уточнение достоверности ха-дисов является более важным делом. Он говорил: “Книг написано много, но уточнение достоверности преданий важнее, ибо требующий знания должен иметь отредактированную и исправленную книгу, чтобы извлечь из нее максимальную пользу”.

Шейх ‘Абдуль-Къадир отредактировал и проверил на достоверность множество известных трудов, написанных имамами нашей общины. Наиболее известные из этих работ следующие:
«Задуль-Масир фи ‘ильми-ттафсир» Ибн аль-Джаузи, в 9 томах; «аль-Мубди’у фи шархиль-Мукъни’» Ибн аль-Муфлих, в 8 томах; «Раудату-тталибин» ан-Науауи, в 12 томах; «аль-Кафи» Ибн Къудама аль-Макъдиси; «Раф’уль-манам ‘ан аиматиль-а’лям» Ибн Таймия; «Мухтасар Мин-хаджуль-къасидин» аль-Макъдиси; «Задуль-ма’ад» Ибн аль-Къайим, в 5 томах; «аль-Масаилюль-маридиния» Ибн Таймия.

Также среди книг, которые прошли редакцию шейха:
«аль-Азкар» ан-Науауи; «Мухтасар шу’абуль-иман» аль-Байхакъи; «аль-Хикам аль-джадира биль-иза’а» Ибн Раджаб; «Люм’атуль-и’тикъад» Ибн Къудама; «Китабу-ттауабин» Ибн Къудама; «ат-Тибйан фи адаби хамалятиль-Къуран» ан-Науауи; «аль-Иза’а лима кана уа якуну байна ядай ас-са’а» Сиддыкъ Хасан Хан; «Шарху салясилят муснад аль-имам Ахмад» ас-Саффарини, в 2 то-мах; «Кифаяту аль-Ахйар» аль-Хусни; «Къа’ида джалия фи ат-тауассуль уа аль-уасиля» Ибн Тай-мия; «аль-Фуркъан байна аулияи ар-Рахман уа аулияи аш-шайтан» Ибн Таймия; «аль-Фурусия» Ибн аль-Къайим.
Также существует немало других трудов, которые были проверены шейхом ‘Абдуль-Къади-ром на достоверность, но пока не изданных.

Наиболее значимым его трудом является редакция книги “Джами’уль-усуль мин ахадис ар-расуль” Ибн аль-Асира, на которую ушло 5 лет кропотливой работы. Данная книга содержит в себе оба достоверных сборника (аль-Бухари и Муслима), также “Сунаны” ан-Насаи, Абу Дауда, ат-Тирмизи и “Мууатта” имама Малика.

Нет сомнения, что студенты, требующие знания, с дозволения Аллаха Всевышнего, извлекут из этих известных трудов с редакцией шейха ‘Абдуль-Къадира еще большую пользу.

В последнее время шейх занимал должность имама-хатыба (читал проповеди) в мечети “аль-Мухаммади”. После каждой пятничной проповеди люди подходили к шейху и задавали ему вопросы, а он отвечал на них. Народ любил и уважал его за его знания и скромность. Скорее всего, это и побудило некоторых завистливых людей оклеветать его и распускать о нем всевозможные слухи, среди которых и обвинение в вахабизме. Когда у него спрашивали: «Кто такой вахабит?», он отвечал, что нет такого мазхаба как вахабизм, и разъяснял, что был человек по имени Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, который боролся с многобожием и нововведением, призывая людей к Корану и Сунне, чей мазхаб был подобен мазхабу имама Ахмада.

После этого люди стали называть шейха саляфитом, подразумевая под этим нечто плохое. Но шейх и в самом деле являлся саляфитом, и он объяснял, что этот термин не несет в себе ничего плохого, и говорил, что “ас-саляфу ас-салих” – это первые три поколения мусульман, которые следовали по прямому пути. Но люди не переставали наговаривать на шейха.

Когда в новом году по христианскому летоисчислению мусульмане стали участвовать в празд-никах христиан и распивать спиртное, он провел проповедь, в которой призвал мусульман со-блюдать свою религию должным образом, не употреблять спиртное и не принимать участия в праздниках неверных. После этой проповеди его обвинили в том, что он призывает к разрознен-ности религиозных общин, и власти запретили ему проводить пятничные проповеди, но не смотря на это шейх не оставил своих уроков и продолжал преподавать в «ма’хад аль-умайния».

Шейх скончался в Дамаске утром в пятницу 26 ноября 2004 г. (13 шаууаля 1425 г. по хиджре). Мухаммад, сын ‘Абдуль-Къадира аль-Арнаута, рассказывал: «Шейх наш лег спать в полном здра-вии, а когда моя мать подошла чтобы разбудить его, он не ответил ей. Затем она пошевельнула его и нашла его мертвым, а лоб его был покрыт потом. «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение» (аль-Бакъара 2: 156).

Шейха, да смилуется над ним Аллах, постигло два признака благого конца, это то, что он умер в пятницу и то, что лоб его был покрыт капельками пота. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрет в день пятницы или в ночь пятницы, Аллах обязательно защитит от наказания могилы». Ахмад 6582, ат-Тирмизи 1084, аль-Фасауи 2/520. Этот хадис имеет несколько путей передач, в связи с чем, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. также “Тухфатухь-ахуази”. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правоверный умирает с потом на лбу». Ахмад 5/375, ат-Тирмизи 982. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Молитва джаназа по шейху ‘Абдуль-Къадиру была проведена сразу после пятничной молит-вы. Несмотря на холод, соборная мечеть заполнилась еще с самого утра, а также было заполнено все прилегающее к мечети пространство, в том числе тротуар и проезжая часть улицы. Провел погребальную молитву сын шейха Махмуд аль-Арнаут (Аллах даровал шейху одиннадцать детей: восьмерых сыновей и троих дочерей).  В течение долгого времени Дамаск не видел такого большого количества людей на чьей-либо погребальной молитве.
Саляфы говорили: “Смерть ученого – это горе, и смерть целого народа менее значима, чем смерть одного ученого”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/68.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Аллах не забирает знание, про-сто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая ученых из этого мира, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных пред-водителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего, сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.

Когда умер Зайд, пришел Ибн ‘Аббас, поскольку умер человек из числа обладателей знания. И когда Ибн ‘Аббас нес носилки, с его головы спала чалма, на которую он не отвлекся чтобы по-править ее, пока его не похоронили. После того как Зайда засыпали землей, Ибн ‘Аббас встал над его могилой, желая что-то сказать, но начал запинаться. Затем он заплакал, и сказал: “Кто желает увидеть, как Аллах забирает знание, пусть смотрит, вот так Аллах забирает знание – со смертью ученых!” ат-Табарани 5/109.

Мы просим Аллаха простить грехи шейха ‘Абдуль-Къадира
и обрадовать его Раем!

0


Вы здесь » Mumtahana » Личность » Абдуль-Къадир аль-Арнаут