Шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у ко-торого нет сотоварищей, и свидетельствуем, что Мухаммад раб и посланник Его.
А затем:
Автором данной работы, в которой вкратце изложены вероубеждения праведных предшест-венников (ас-саляфу-ссалих), является современный ученый-мухаддис шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах.
Шейх ‘Абдуль-Къадир был ученым-мухаддисом, известным своей праведностью и привер-женностью к манхаджу (методологии и пути) саляфов. Все свое время он посвятил отделению достоверных хадисов от недостоверных, изучению их смысла, распространению и обучению им.
В исламском мире он стал известен как ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. На самом же деле шейха звали Кадри, а что касается имени аль-Арнаут, то так его стали именовать из-за его албанского происхождения, ибо арабы называли выходцев из Албании арнаутами.
Родился шейх в 1928 г. в селе Врела в области Косово, в то время относившейся к Югославии. В 1932 г., когда шейху было три года, из-за гонений на мусульман-албанцев со стороны сербов его отец совершил переселение (хиджру) в Дамаск вместе со своей семьей. Семья ‘Абдуль-Къадира была воспитанной и благородной, но вскоре после переезда его мать скончалась.
Будущий шейх рос в Дамаске. После двух лет обучения в школе «аль-Адаб аль-ислями» он по-ступил в школу “аль-Ис’аф аль-хайрий”, где окончил пять классов. После чего он был вынужден оставить школу и начать работать. Он устроился в часовую мастерскую, но работа не послужила ему препятствием на пути к знаниям. Работал он днем, а по вечерам посещал занятия по Корану и фикъху. Мастерская, в которой он работал, принадлежала Са’иду аль-Ахмару, выходцу аль-Азхара, который был знающим человеком, обучавшим религиозным наукам и арабскому языку. Заметив в мальчике большие способности в заучивании Корана и хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха), он решил направить ‘Абдуль-Къадира по пути требования знаний. Он помог ему деньгами и однажды, взяв его за руку, сказал: «О мальчик мой, ты пригоден только для требования знаний», и отведя его в мечеть «аль-масджид аль-амауи», передал мальчика шейху ‘Абдур-Раззакъу аль-Халяби. Таким образом, ‘Абдуль-Къадир присоединился к требующим зна-ния, где он стал обучаться религиозным наукам и арабскому языку.
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут не обучался в каком-либо официальном учебном заведе-нии. Он приобретал знания непосредственно у ученых своего времени. Начальные знания он приобрел у шейха Субхи аль-‘Аттара и Сулеймана Гъауиджи аль-Альбани. Также он обучался у некоторых албанских шейхов, таких как Хамди аль-Арнаут и Нух Наджати аль-Альбани, отца шейха Насыруддина аль-Альбани. Около десяти лет ‘Абдуль-Къадир обучался у шейха Мухам-мада Салиха аль-Фарфура, в течение этого времени сдав ему экзамены по таким трудам, как: «‘Акъида ат-Тахауия», «Нуруль-идах», «Маракъ аль-фалях», «Хашия» Ибн ‘Абидина и др. Также он сдал экзамены по арабскому языку и толкованию Корана (тафсир).
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут получил пользу от известных ученых своего времени, сре-ди которых Мухаммад Амин аль-Мисри, Ибн Нафи’, ар-Рафи’и, ‘Абдур-Рахман аль-Альбани, Мухаммад ибн Лютфи и др.
Что касается учеников самого шейха ‘Абдуль-Къадира, то он считал их своими братьями, с которыми он вместе изучает шариатские науки.
Он был веселым, остроумным человеком и любил пошутить. Самым наилучшим из его качеств являлось отсутствие высокомерия и то, что он не видел в себе никаких преимуществ перед кем-либо. Скромность была присуща ему как врожденное качество, знания же прибавляли ему еще больше скромности. Он всегда подписывался словами «Раб, нуждающийся во Всевышнем, Всемогущем Аллахе, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, служащий науке о хадисах в Дамаске», а иногда подписывался тем, что он студент, изучающий науку о хадисах. Но вместе с тем, он был напористым и отважным в донесении и разъяснении истины. Он не боялся порицания порицающего и ревностно относился к Сунне, а также был суров по отношению к нововведениям и тем, кто их совершал.
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут был щедрым, отвечал на приглашения людей и посещал их собрания. Он не упускал ни одной возможности для того, чтобы сделать наставление. Его не-возможно было увидеть сидящим где-либо, чтобы он не говорил: «Передал такой-то и такой-то от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал …», затем он рассказывал хадис, уместный в данной ситуации, уверенно, не запинаясь, цитируя хадис дословно, а не про-сто предавая его смысл.
Основной причиной, которая привела к некоторым разногласиям с учеными его времени, яв-лялось то, что он не придерживался определенного мазхаба и не следовал слепо за кем-либо из имамов. В каком-либо вопросе он отдавал предпочтение тому мазхабу, который имел наиболее сильный и аргументированный довод. Относительно следования определенному мазхабу, он го-ворил: «Этот вопрос нуждается в разъяснении, поскольку если речь идет о простом, неграмотном му-сульманине, то его мазхабом будет мазхаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается. Что же касается того, кто в начале пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся студент, требующий знания, который изучил фикъх, узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он уже может отличать сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку недозволенно слепое следование за мазхабом».
Отсюда становится ясно, что шейх не следовал определенному мазхабу, а следовал Корану и Сунне в понимании праведных предшественников (ас-саляфу ас-салих).
Любовь к хадисам пророка (мир ему и благословение Аллаха) проложила путь шейха к саля-фии. Благодаря науке уточнения достоверности хадисов (тахкъикъ), слава о нем распространи-лась во всех уголках исламского мира. Возможно, после шейха аль-Альбани никто в наши дни не послужил науке о хадисах так, как шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Шейх ‘Абдуль-Къадир, да смилуется над ним Аллах, был ученым-воспитателем, который, воспитывая и обучая людей, начинал с малого, переходя к большему. Поэтому жители Дамаска и других городов тянулись к нему.
‘Абдуль-Къадир часто отзывался с похвалой о шейхе аль-Альбани за его познания в области хадисов. Однажды его спросили о его взаимоотношениях с шейхом аль-Альбани, насколько прочными они являются? Шейх ответил, что у них хорошие отношения, что он навещает шейха аль-Альбани, когда ездит в Иорданию, и что сам аль-Альбани прислал ему свои новые труды, как “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” и “Да’иф аль-Адаб аль-муфрад”. Более того, в присутствии студентов Абдуль-Къадир безо всякого стеснения обращался к таким трудам шейха аль-Альбани, как: “ас-Сильсиля ас-сахиха”, “ас-Сильсиля ад-да’ифа”, “Ируа аль-гъалиль”. Он не стеснялся преподавать по книгам шейха аль-Альбани, несмотря на то, что и сам был специалистом в области хадисоведения.
О хороших взаимоотношениях ‘Абдуль-Къадира и с другим имамом нашего времени, шейхом Ибн Базом, может свидетельствовать и тот факт, что шейх Ибн Баз отправлял ‘Абдуль-Къадира в Албанию для призыва людей к Исламу. Шейх часто ездил туда для распространения религии и обучения людей, так как очень хорошо знал албанский язык.