Уверен ли в себе Ваш ребёнок?

Автор Ханан Атия аль-Тури аль-Джухани   

Вопрос: Когда я была маленькой, мои родители обращались со мной очень плохо. Я потеряла уверенность в себе:  стала неуверенной и запуганной,  всё делала неправильно и не умела принимать решений. Сейчас я замужем и у меня самой растёт дочь. Я не хочу повторять ошибки моих родителей и пытаюсь воспитывать своего ребёнка по-другому. Что Вы посоветуете мне делать?

Ответ: Хвала Аллаху.
У ребёнка в возрасте двух лет начинает формироваться отношение к миру и людям. Некоторые известные психологи считают, что уверенность в себе - одно из первых проявлений  отношения малыша к окружающему миру. Формирование этого качества зависит от того, насколько родители понимают своего ребёнка и заботятся о нём. На этом этапе основным признаком нормального развития ребенка является его желание быть независимым, то есть ребёнок хочет самостоятельно говорить, гулять и играть.

Мы должны уважать индивидуальность ребенка и позволять ему развиваться естественно.
Некоторые девочки чувствуют себя неуверенно: они не могут положиться на свои силы ни в каком деле, редко берут инициативу в свои руки и всегда ожидают, что кто-то покажет им, как и что надо сделать.

Неуверенные в себе девочки, сталкиваясь с какой-либо проблемой, избегают брать ответственность за её решение на себя и в сложных ситуациях первым делом начинают плакать.

Самые распространённые ошибки родителей:

    * Слишком сильная опека ребёнка («делай это, не делай то»)  во всех сферах жизни приводит к тому, что девочка теряет непринужденность и уверенность в действиях, а вместо этого всегда ждет, что кто-то исправит её или скажет, что она делает все правильно.
    * Обвинение и критика всех действий, выискивание ошибок. Ребёнок слышит упреки за допущенную ошибку гораздо чаще, чем заслуживает этого. В то же время его почти никогда не хвалят за успехи. Это убивает всякое желание действовать самостоятельно, и ребёнок перестаёт соревноваться с другими детьми в совершении хороших дел. Такие дети часто боятся высказывать свои мысли или говорят только то, что другие ожидают услышать от них.
    * Слишком частые предостережения об опасности обычно приводят  к депрессии. Ребёнок находится в постоянном ожидании несчастья и начинает думать, что мир враждебен ему.
    * Подавление личности или сравнение его с другими детьми заставляет  ребёнка думать, что сам по себе он не представляет интереса для других.
    * Высмеивание или поддразнивание.
    * Невнимание к детским вопросам.
    * Чрезмерное внимание и постоянное беспокойство родителей о здоровье или будущем их ребёнка.

Недостаток уверенности в себе отрицательно сказывается на развитии девочки:

    * Она теряет способность делать что-либо самостоятельно. Если её попросят принести  или найти что-то, она будет колебаться и сомневаться, пока ей не дадут точные инструкции. Если она столкнется с проблемой, то оказывается неспособной принять решение.
    * Она становится пассивной и утрачивает способность к творческой работе.
    * Она начинает жаловаться и чувствовать себя несчастной всякий раз, когда ее просят что-нибудь сделать. Это происходит из-за боязни быть обвинённой в том, что она делает что-то не так.
    * Она становится слабовольной и нерешительной,  испытывает безразличие в ситуациях, где этого нельзя допускать, становится небрежной и неорганизованной.
    * Она  страдает от беспокойства и расстройств, из-за которых часто развивается враждебное отношение к миру и человек «уходит в себя».

Чтобы не допустить расстройств в психике,  родители должны всеми силами стараться развить у своего ребёнка уверенность в себе.

Несколько способов развития уверенности в себе:

    * Родители должны обозначить общие принципы допустимого и недопустимого поведения с точки зрения Ислама, объяснив девочке, что Аллах сделал разрешенным, и что Он запретил. Они должны научить её хорошим манерам и благочестию, привить неприязнь к  плохому, недостойному поведению, поступкам, словам и желаниям. После этого они должны предоставить ей свободу действий.
    * Мать должна ставить перед девочкой задачи, которые та способна выполнить. Если ребёнок допустил ошибку, мать должна похвалить его за инициативу, а затем сообщить, как нужно было сделать. Иногда она должна просто похвалить дочку за усилия (даже если результат плох), а затем деликатно закончить работу сама, без указаний, как нужно было сделать. Если поставленная задача оказывается слишком сложной для ребёнка, тогда мама должна выполнить её вместе с ним, спрашивая при этом: «что ты думаешь об этом?», «хорошо это или плохо?» и т.д. При таком подходе ребёнок понимает, что никто не застрахован от ошибок, даже взрослые. Это укрепит его решительность.
    * Родители должны иногда хвалить девочку перед родственниками и друзьями. Родительское поощрение должно быть пропорционально её усилиям. Они должны хвалить ее за религиозное поклонение: молитву, заучивание Корана, хорошую учебу, доброе отношение к людям и животным и т.д.
    * Они могут дать ей домашние прозвище - ласковое второе имя, которое отличит ее от других, но в то же время родители ни в коем случае не должны позволять кому-либо обзываться на девочку. Если она рассердит родителей, то они должны называть ее настоящим именем: так, чтобы девочка поняла, что она не выполняет своих обязанностей по отношению к одному или обоим родителям, или что она обидела кого-то и т.п.

Силу воли можно укрепить следующими способами:

    * Хранение тайн. Умение держать тайну развивает силу воли.
    * Приучение к посту. Если девочка умеет переносить голод и жажду во время поста, она будет испытывать радость победы над нафсом, и это разовьёт в ней силу воли. Такой ребёнок при столкновении с трудностями только увеличивает свою способность противостоять жизненным испытаниям.

Родителям также следует:

    * Приучать девочек к доверию в общении с другими людьми. Это может быть достигнуто посредством поручения ей работы по дому, поощрением хорошего поведения, предоставлением возможности принимать участие в беседах со взрослыми и собираться со сверстниками.
    * Укреплять полученные знания, преподавая ей Коран и Сунну, жизнеописание Посланника (мир ему). Таким образом ребёнок приобретает достоверные знания с самого детства и с каждым годом в нём возрастает уверенность в том, что он усваивает основные принципы истинного знания.

С другой стороны, родители должны  делать всё возможное, чтобы уберечь ребенка от неадекватного поведения. К такому поведению могут привести публичное унижение, к которому относятся не только оскорбления, но и «обычное» поддразнивание -  например, когда родители называют ребёнка обидными именами в присутсвии родных братьев и сестёр, или даже в присутствии  друзей или незнакомых людей. Все это может привести к развитию всевозможных комплексов.

Родители не имеют праваиспользовать оскорбительные слова, даже с целью воспитания ребенка, поскольку это разлагает его душу и самых отрицательным образом влияет на его поведение, а также приучает к языку осуждения и оскорбления. Всё это  непременно будет  угнетать психику и нравственность ребёнка.

Следует всегда помнить о том, что любую проблему можно решить, спокойно разъяснив ребенку его ошибку. Попробуйте также поговорить  о том, как нужно вести себя в следующий раз, чтобы  избежать повторения неприятной ситуации.

Родители не должны ругать девочку. Особенно важно, чтобы они не позволяли себе делать этого в присутствии посторонних людей. Родители должны использовать хорошие методы воспитания с первых дней жизни ребёнка, следуя примеру Посланника (мир ему). Воспитание в детях чувства уверенности в себе - первый шаг в развитии индивидуальности человека.

Ханан Атия аль-Тури аль-Джухани "Таншиат аль-Фатаат аль-Муслима", с. 163

Перевод с англ. Нуруллиной Гульнары[