ЧТО ДАЕТ СОВЕРШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Наша религия придает большое значение чтению намаза с джама`атом[94][94]. При чтении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Незнающий мусульманин, имея возможность общаться со знающими единоверцами, пополняет свои знания, берет с них пример хорошего поведения, оставляет со временем свои вредные привычки. Пребывание в джама'ате улучшает взаимоотношения и укрепляет любовь между мусульманами; благодаря постоянному общению в среде верующих усиливаются чувства братства и взаимопомощи. А вознаграждение за намаз, прочитанный мусульманами джама'атом, больше вознаграждения за намаз одного человека.
Наш Пророк мир Ему, так сказал об этом: 'Сяваб коллективного намаза больше одиночного намаза в 27 раз', 'Тот, кто читал коллективный намаз аль-ишаа, будто бы читал намаз половину ночи. А тот, кто читал коллективно утренний намаз, будто бы читал намаз всю ночь', 'Тот, кто, правильно совершив тахарат, идет в мечеть для выполнения одного из фардов Аллаhа, он одним шагом стирает свои грехи, а другим увеличивает свою степень богобоязненности[95][95]'.
Фард-намазы можно читать также и индивидуально. Коллективный намаз считается сунной муаккада. Намазы сунна и нафиль не читаются коллективно, только намаз ат-таравих, будучи сунной, читается как коллективно, так и индивидуально. Намаз аль-витр, являющийся ваджибом, в месяц Рамадан читается коллективно. Не читаются индивидуально намаз аль-джум`а и праздничные намазы, они читаются только коллективно.
Культура поведения прихожан в мечети
Мечеть - это место, где люди совершают ибаду Аллаhу. Посещение мечети играет большую роль для сохранения единства общества, в этом также есть много духовной пользы. Самые полезные места на свете - это мечети, которые называют Домом Аллаhа, имея в виду, что это строение возвеличено Господом, и в нем совершают поклонение Ему. Обязанность каждого мусульманина - уважать мечеть. Вот некоторые из правил поведения в мечети:
1) заходить в мечеть следует, совершив перед этим омовение (гусуль и вуду), в чистой соответствующей одежде;
2) заходить в мечеть с правой ноги и читать 'Саляват';
3) выходить из мечети с левой ноги;
4) не следует наступать в мечети на ковры и паласы грязными ногами или в грязных носках;
5) не следует без причины сидеть, вытянув ноги; не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
6) не следует перед выходом в мечеть кушать чеснок или лук, чтобы резким запахом изо рта не беспокоить других мусульман, находящихся в мечети, не следует делать того, что могло бы вызвать неприятное, брезгливое чувство у окружающих;
7) с уважением слушать чтение Корана, а также вааза[96][96];
8) пришедший с опозданием на хутбу (проповедь) или коллективный намаз занимает свободное место, и не расталкивает джама'ат, чтобы пройти в первые ряды.
О МЕЧЕТЯХ
Мечети - это неотъемлемая часть мусульманского общества и символ Исламских государств. Исторически мусульмане придавали большое значение строительству мечетей. До сего дня не достигнуто в мире такого высокого уровня архитектуры, как тот, который мы можем видеть в бесподобных архитектурных шедеврах того времени.
Мечеть - это место, где мусульманское общество коллективно совершает ибаду. Мечеть по-арабски означает 'место поклонения'.
Архитектурные особенности мечетей:
михраб - это углубление в мечети, указывающее направление на Кыблу; в михрабе стоит имам во время намаза;
минбар - это возвышенное место справа от михраба, откуда имам читает пятничную и праздничную проповеди;
курси - возвышенное место, откуда имам ведет вааз (уроки, лекции);
минарет - это башня, находящаяся рядом с мечетью; с минарета читается азан (призыв к намазу).
шарафа - это выступ в виде балкона, окружающего минарет, с шарафы муэдзин читает азан. Поднимаются в шарафу по лестнице, встроенной в минарет; обычно на минарете одна шарафа, но бывает и несколько;
алям - изображение полумесяца, располагающееся на верхушке минарета; знак полумесяца является символом Ислама.
СОВЕРШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Тот, кто собирается следовать за имамом в коллективном намазе, совершает намерение о чтении намаза и следовании в этом намазе за имамом. Для примера рассмотрим, как читается коллективный намаз аз-зухр:
Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом:
1. Намерение: 'Намерился совершить 4 рака`ата фарда намаза аз-зухр, следуя за имамом ради Аллаhа'.
В каждом коллективном намазе делается намерение с добавлением слов 'следую за имамом'.
2. После Такбирату-ль-ифтитах, произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир, затем, сложив руки, читают дуа 'Субханака' и умолкают. И во всех последующих рака`атах в положении 'стоя' никто из следующих за имамом более ничего не произносит, а только - после чтения имамом вслух суры 'Аль-Фатиха' про себя говорят: 'Аминь'.
3. Во время руку'у джама'ат читает 'Субхана Раббия-ль-'азым' 3 раза про себя. Имам, сказав 'Сами'а-ллаhу лиман хамидаh', выпрямляется, и джама'ат читает 'Раббана ва ляка-ль- хамд'.
Находясь в суджуде, джама'ат читает 'Субхана Раббия-ль-а'ля' 3 раза про себя.
4. Во время последнего сидения джама'ат и имамом читают шепотом 'Ат-тахият', 'Саляват', дуа 'Раббана атина' и вместе с имамом дают Ас-салям.
Молящийся коллективно во время такбира, руку'у, последующего выпрямления, во время саджда и выпрямления после саджда, и также во время Ас-саляма должен следовать за имамом, ни в чем не опережая его и не опаздывая.
Если опоздавший успел сделать намерение и такбир, когда имам еще не встал из положения руку'у какого-либо рака`ата, то он считается выполнившим данный рака`ат.
Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рака`ата:
Те, кто не успел на первый рака`ат, совершают намерение и такбир и начинают следовать за имамом. А в последнем сидении читают 'Ат-тахият', затем, после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают, не совершив Ас-саляма, и со словами 'Аллаhу Акбар' встают, дочитывают самостоятельно один рака`ат, - тот, на который не успели. В кыяме этого рака'ата, читают дуа 'Субханака', 'А'узу-Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха' и другую суру из Корана, после чего совершают руку'у и суджуд и выполняют последнее сидение, читают 'Ат-тахият', 'Саляват', дуа 'Раббана атина', выполняют Ас-салям в обе стороны; и на этом заканчивают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рака`ата:
Те, кто успел на 3-й рака`ат 4-х рака`атного намаза, во время последнего сидения читают 'Ат-тахият'; и после того как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами 'Аллаhу Акбар', не совершая Ас-салям, дочитывают самостоятельно 2 рака`ата, которые не успели совершить вмести с имамом.
Читают 'Субханака', 'А'узу-Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха' и другую суру, затем, выполнив руку'у и суджуды. Сказав 'Аллаhу Акбар' встают, читают 'Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха' и короткую суру, потом - руку'у и суджуды, в последнем сидении, читают 'Ат-тахият', 'Саляват', дуа 'Раббана атина', совершают Ас-салям и завершают намаз.
Если намаз 3-х рака`атный, например аль-магриб или аль-витр, то опоздавшие к началу намаза, но успевшие к 3-му рака'ату читают вместе с имамом в конце рака'ата 'Ат-тахият'; после того как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают, не совершая Ас-саляма, встают со словами 'Аллаhу Акбар'. Стоя, читают дуа 'Субханака', 'А'узу-Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха' и короткую суру из Корана, затем, выполнив руку'у и суджуды, садятся и читают 'Ат-тахият'. Сказав 'Аллаhу Акбар', встают, читают 'Бисмиляh', суру 'Аль-Фатиха', и другую суру, совершают руку'у и суджуды; и затем - в последнем сидении, читают 'Ат-тахият', 'Саляват', дуа 'Раббана атина', совершают Ас-салям и завершают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 4-го рака`ата:
Совершают с имамом 4-й рака`ат и в последнем сидении читают 'Ат-тахият'; после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами 'Аллаhу Акбар'. Стоя, читают дуа 'Субханака', 'А'узу-Бисмиляh', суру 'Аль-Фатиха' и короткую суру. Затем, выполнив руку'у и суджуды, садятся и читают только 'Ат-тахият'. Сказав 'Аллаhу Акбар', встают, читают 'Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха' и другую суру, ,совершают руку'у и суджуды. Затем, сказав 'Аллаhу Акбар', снова встают, читают 'Бисмилляh', суру 'Аль-Фатиха', совершают руку'у и суджуды; и в последнем сидении, читают 'Ат-тахият', 'Саляват', дуа 'Раббана атина', выполняют Ас-салям и завершают намаз.
Если присоединяются к имаму после того, как он встал с положения руку'у последнего рака`ат, то после Ас-саляма имама в правую сторону встают и самостоятельно читают намаз полностью от начала и до конца.
Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился к джама'ату до того момента, пока имам не начал выполнять Ас-салям. При этом такой опоздавший получит такой же сяваб (вознаграждение), как если бы он читал намаз от начала до конца за имамом.
Намаз аль-джум`а
Аль-джум`а - священный день мусульман, поэтому мусульмане должны встречать его с праздничным настроением. Следует совершив тахарат, красиво одевшись, отправиться в мечеть.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 'Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на намаз аль-джум`а и будет слушать проповедь молча, простятся грехи от одного джум`а до следующего джум`а и еще за 3 дня[97][97]'.
Намаз аль-джум`а состоит из 4-х рака`атов сунны, 2-х рака`атов фарда и 4-х рака`атов сунны. Этот намаз читается в пятницу во время намаза аз-зухр и заменяет его в этот день. Этот намаз выполняется только джама'атом.
Намаз аль-джум`а является обязательным для мусульманина, психически нормального и достигшего совершеннолетия, помимо этого есть другие 6 обязательных условий:
1. Мужчина (для женщин аль-джум`а не фард).
2. Свободный от рабства.
3. Не находящийся в пути.
4. Здоровый.
5. Не слепой.
6. Имеющий здоровые ноги.
Если нет соответствия этим условиям, намаз не является обязательным, но если такой человек прочитает намаз аль-джум`а, то это засчитывается как аль-джум`а.
Условия правильного выполнения аль-джум`а:
1. Совершение этого намаза во время намаза аз-зухр.
2. Сначала прочитывать хутбу (проповедь).
3. Место, куда собираются для намаза, должно быть открыто для всех.
4. Должно присутствовать минимум трое мужчин (в это число не входит имам).
5. Имамом может быть лишь тот, кому было дано разрешение от Правителя мусульманского государства
6. Местность, где проводится аль-джум`а, может быть либо городом, либо поселок городского типа и т.п.
Совершение намаза аль-джум`а
После чтения азана (призыва на молитву), во время аз-зухр пятничного дня, сначала совершается 4 рака`ата сунны. Намерение для этого намаза: 'Намерился выполнить 4 рака`ата сунны намаза аль-джум`а ради Аллаhа'.
Сунна намаза аль-джум`а читается так же, как и сунна намаза аз-зухр. После сунны читается второй азан, после чего имам поднимается на минбар для чтения хутбы (проповеди). После хутбы читается икамат и совершается 2 рака`ата фарда намаза аль-джум`а. Следующие за имамом делают намерение: 'Намерился выполнить 2 рака`ата фарда намаза аль-джум`а за имамом ради Аллаhа', и читают его как фард утреннего намаза.
После чтения фарда совершают 4 рака`ата сунны намаза аль-джум`а, которая читается так же, как и сунна намаза аз-зухр. Намерение для этого намаза: 'Намерился выполнить 4 рака`ата сунны намаза аль-джум`а ради Аллаhа'.
Таким образом, завершается чтение намаза аль-джум`а.