Условия и адабы имя наречения

Из текстов сунны, в виде запрета и приказа, наставления и направления, согласно с правилами шариата и его основами, выявляется то, что имя ребенка согласуется с шариатом, когда в нем присутствуют два условия:

Первое условие: чтобы имя было арабским, и все иностранные имена, пришедшие в арабский язык, это условие не соблюдают.

Второе условие: чтобы имя было хорошим по своему строению, языковому и шариатскому значению.

Любое запрещенное и нежелательное имя, неважно, стало оно таким из-за своего значения, звучания или из-за них обоих, даже если употребляется в арабском языке, не относится к этому условию, как, например, имена, восхваляющие своих носителей, имена порицания, ругательные. Следует называться правдиво и истинно.
Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не подобает называться именем с плохим значением или именем, в котором есть восхваление, или именем с ругательным значением, даже если это просто имя человека, и не имеются в виду его истинные черты. Однако плохо будет, если кто-то услышит такое имя и подумает, что это качество названного. Поэтому пророк  изменял имя на такое, значение которого применительно к обладателю имени было правдивым».
Он сказал: «Посланник Аллаха саллалаху алейхи вассалам, изменил несколько имен».
Из «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара (10\476) и от него в «ас-Сильсилятус-сахиха» (под номером 216), также см. «Фатхуль-Бари», 10\585 и «Тагьзиб аль-Асар», 4\162

Также к именам применимы адабы, которые по возможности надо соблюсти:

1. Пытаться выбрать одно из лучших имен (выше уже были рассмотрены степени превосходства имен).
2. Попытаться выбрать имя, содержащее в себе поменьше букв.
3. Выбрать имя, легкое для произношения и на языке.
4. Называть именем, которое быстрее запомнится тому, кто его услышит.
5. Называть подходящим именем. Не нужно, чтобы имя выходило за рамки имен, используемых в социальном слое называющего, его религии и семьи.

Этот адаб очень важен, на него указал нам аль-Алляма аль-Маварди, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Насихат аль-мулюк» (167 стр.). Он сказал:
«Если родится ребенок, то одним из первых проявлений благочестия по отношению к нему будет наряжение его в хорошее имя и благородную, хорошую кунью. Воистину, хорошее имя оставляет след в душах в первый же момент, как его услышат».
Также Аллах  приказал своим рабам взывать к Нему Его прекрасными именами: «У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена….» (аль-Аъраф, 180) и повелел описывать его высшими сифатами: «Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена"…» (аль-Исраъ, 110).
Пророк, саллалаху алейхи вассалам, выбирал имена для своих детей очень хорошо и запретил, чтобы кто-либо из мусульман соединил в себе его имя и кунью. Он сказал: «Любимыми именами по отношению к Аллаху являются имена Абдулла и Абдуррахман».
Таким образом, выбор может проходить тремя способами:
1. Чтобы имя было одним из имен людей религии, имен пророков и посланников, благих рабов Аллаха. Тем самым родитель желает приблизиться к Аллаху, называя ребенка именем тех, кого он любит, оживляя их имена, следуя за Аллахом в выборе этих имен для Его любимейших рабов или в том, что пришло из религии, как мы сказали: «Самими любимыми именами по отношению к Аллаху являются имена Абдулла и Абдуррахман».
2. Чтобы имя имело мало букв, было легким на языки, простым в произношении, сразу воспринималось слышащим его. Абу Нувас сказал про такое имя:
И мы спросили его: «Какое у тебя имя?» Он сказал: «Самуэль. А моя кунья Абу Амр, но не Умар
Моя арабская кунья не облагородила меня, не дала мне восхваления и не добавила гордости
Но она легкая для произношения, ее буквы малочисленны, и это придало мне солидности».
Он сказал, как мы видим, что он выбрал такую кунью, несмотря на свою нелюбовь к народу, которому принадлежало имя Амр, из-за малого количества букв, простоты этого имени и легкости его на языке.

3. Чтобы имя было с хорошим значением, подходящим к человеку, использующимся среди людей его социального слоя и религии». Закончились слова аль-Маварди.

Это же приводилось в начале этой книги, – имя – как одежда, если она укорочена, то плоха, и если длинна, тоже плоха.
Соблюдение использования имен своего социального слоя и племени помогает связи между родственниками и семьями.
Использование имен людей своей религии – сближающий религиозный фактор.
Использование имен людей своего окружения помогает именам оставаться живыми и не быть редкими.
Этот психологический момент, на который указал аль-Маварди, да смилуется над ним Аллах, я хочу еще раз напомнить арабам Аравийского полуострова, - чтобы они отдалились от имен, которые не соответствуют их ценностям, и что эти имена, даже если они подходят ребенку, будут нелепыми, когда он вырастет, подобно короткой одежде, надетой на высокого человека.
В тафсире слов всевышнего Аллаха о Его рабе Яхье говорится: «…Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему)» («Марьям», 7): сказал аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах: «В этом аяте далиль и свидетельство, что красивые имена нуждаются в том, чтобы они были упомянуты. К таким именам арабы стремились в назывании своих детей, т.к. они считались лучше и благородней.

Из книги: "Имя наречение ребенка"
Бакр ибн Абрулла Абу Зейд.

Список использованной литературы:
«Тухфат аль-мавдуд» (стр. 49, 101 и 114),
«Мифтах дар ас-саъада» (смр. 259, 597 и 608),
«аль-Вабиль ас-Сайиб» (стр. 244), «Зад аль-Маъад» (2\333-340 издание аль-Арнаут). Все эти книги Ибн аль-Къаййима.
Также «Фихрас аль-Фатава» (1\72-74) Шейх аль-Ислама,
«Фатх аль-Бари» (10\562-593) Ибн Хаджара,
«Канз аль-Уммаль» (16\417-431),
«Шарх аль-Ах1ья» (6\313-314),
Тафсир аль-Къуртуби (4\11, 77\83, 96, 130, 200, 12\10, 14\125, 415, 16\330, 18\195, 20\14),
«ас-Сахиби» Ибн Фареса (стр. 96-122),
«аль-Иштикъакъ» Ибн Дурейда,
«Адаб аль-китаб» Ибн Къутейбы (стр. 67 -426, 85-429 – важно),
«аль-Аваиль» Ибн Аби Асема, ат-Табарани, аль-Аскари и ас-Суюты,
«Мухадарат аль-Удаба» ар-Рагеба аль-Асбахани (2\336-344),
«Хизанатуль-адаб» аль-Багъдади (11\366, 20, 393\187, 255),
«ал-Лямъ фи аль-хавадс валь-бидаъ» (1\476, 168, 160 и 477),
«аль-Мих1бара» Ибн Х1абиба.
Также «аль-Кашшафа ат-Тахлили» для тафсира аль-Къуртуби шейха Машгьура Хасана Салмана (стр. 153),
«ас-Сами филь-Асами» аль-Майдани,
«Шарх аль-Азкар» ибн Алляна (6\97-164),
«аль-Джаваиз вас-сылят фильл-асами валь-люгъат» Нурульхасана ибн Сыддикъ Хана,
«Адабуттасмия филь-баян ан-набави» Саида Убады,
«Асмауннас ва маъанигьа» Мурада,
«Асмаульбанина вальбанат» Умара Фаруха (статья в журнале «аль-Люгъатульарабия» 18\49-54),
«аль-Асма ваттиджагьатугьа ва далялятугьа филь-алям аль-ислями» Абдо Зайида (статья в журнале «ад-Даъва» в Эр-Рияде, № 966 1405 г.,
вступление к «аль-Иштикъакъ» Ибн Дурейда (стр. 3-7), «Мукъаддиматуль-мубгьидж фи тафсир асмаи шуараиль-хамаса»,
«Иштикъакъуль асма» аль-Асмаъи (мукъаддиматультахкъикъ, стр. 40-41, в опровержение ругательств представителей движения шуъубийя на арабов в имянаречении),
вступление к «аль-Мурассаъ» Ибн аль-Асира (стр. 32-54),
«аль-Хайван» аль-Джахиза (1\324, 2, 226\3, 184\28, 4, 439\29, 219, 5, 412\141, 6, 463\7 464\52, 247), «аль-Аълям аль-арабия» Ибрагима ас-Самрани, печать 1964 г.,
«Асмаульбанат» Амина аль-Хурейба, послание, напечатанное в 1911 г. в Бейруте на шестидесяти страницах,
журнал «Аль-Маврид» (том 9, № 4, 1401 г., стр. 215-231),
журнал «ад-Дыя» (1905 г., стр. 365-369),
приложения к «Тухфатуль-мавдуд», издательство Дар аль-Башаир аль-исламия.

По материалам сайта "Манхадж салафов"
http://www.manhadj-salafov.ru/