Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Мумтахана » ПОКАЯНИЕ (ТАУБА)


ПОКАЯНИЕ (ТАУБА)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ПОКАЯНИЕ (ТАУБА)

Лексическое значение слова «покаяние» (тауба).

Слово «тауба» образовано от слова «тауб», значение которого указывает на возвращение. Таким образом, когда говорят: «Таба»- это означает: «Он вернулся от своего греха (к повиновению Аллаху) и обратился (к Нему)».

Следовательно, покаянием является возвращение к Аллаху, осуществляемое путем развязывания узла упорства, имеющегося на сердце, и подразумевающее собой то, что впоследствии все права Всевышнего Господа, слава Ему, будут неукоснительно соблюдаться.

Значения слов «тауб» и «тауба» идентичны. И то и другое подразумевает собой полный отказ от совершения грехов, что является наилучшей формой оправдания.

«Покаяние» как шариатский термин.

Это – отказ от совершения греха из страха перед Аллахом, ощущение отвратительности греха, сожаление в связи с тем, что имело место ослушание Аллаха как таковое, решимость больше не возвращаться к подобному, если человек окажется способным на это, и принятие всех мер предосторожности, чтобы избежать повторения чего - либо подобного.

Имам ан-Науауи сказал:
«Улемы говорят: «Следует приносить покаяние за каждый совершенный грех. При этом если прегрешение состояло в том, что раб ослушался Аллаха Всевышнего, а других людей это никак не затронуло, то покаяние его должно будет удовлетворять трем условиям:
1 – Человеку следует отказаться от совершения подобного.
2 – Человеку следует раскаяться в том, что он совершил это.
3 – Человеку следует принять твердое решение никогда не совершать подобного впредь».

Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то не будет принято и покаяние. В том же случае, когда совершенный грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырем условиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от этого, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей.

Истинная суть покаяния.

Покаяние представляет собой чувство глубокого сожаления по поводу того, что произошло, устремленность к Аллаху в дальнейшем, прекращение совершения греха и совершение благих дел в качестве практического выражения покаяния, равнозначного отказу от прегрешений. Таким образом, покаяние есть практическое действие, включающее в себя обращение кающегося к его Господу, его раскаяние перед Ним и неуклонное повиновение Ему. Когда же человек просто прекращает совершать тот или иной грех, не возвращаясь от этого к совершению того, что любит Аллах Всевышний, это еще не значит, что он принес покаяние, поскольку для этого обязательно нужно, чтобы он вернулся к Аллаху Всемогущему и Великому, обратился к Нему и раскаялся перед Ним, развязав узел упорства, внутренне приняв твердое решение принести покаяние и сделав это прежде заявлений о покаянии. Кроме того, человеку следует все время думать о том, что было сказано Аллахом Всевышним о рае, который Он обещал покорным, а также о сказанном Им относительно мук ада и о том, что Он пригрозил этими муками людям, выходящим из повиновения Ему. Этим необходимо заниматься постоянно для того, чтобы страх человека перед Аллахом усилился, а его надежда на Аллаха укрепилась. При этом он должен по собственной воле и из страха молить Аллаха о том, чтобы Он принял его покаяние, очистил его от греха и снял с него груз его прегрешений, что и позволит ему осуществить покаяние в полном смысле этого слова, то есть, вернуться от того, что ненавистно Аллаху, к тому, что Он любит и чем будет доволен. Для этого необходимо раскаяться в грехе и исключить возможность возвращения к нему подобно тому, как исключается возможность возвращения выдоенного молока обратно в вымя. Это означает, что человек будет сожалеть о совершенном своим сердцем, просить Аллаха о прощении языком, воздерживаться от совершения этого своим телом, бояться Аллаха Всевышнего, проявлять покорность Ему с помощью света, воспринятого от Него, надеяться на Его награду и страшиться Его наказания. И он должен желать, чтобы его Создатель и Творец защитил его от зла его собственной души, даровал ей богобоязненность и очистил ее (ведь Он – лучший из тех, кто очищает ее, и Он – ее Господь и Покровитель) и чтобы Он не доверял его собственной душе ни на мгновение.
Прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от наших дурных дел!

Достоинство покаяния перед Аллахом.

Аллах Всевышний, слава Ему, повелел приносить покаяние, сказав:
О верующие, покайтесь перед Аллахом все, чтобы вы преуспели! «Свет», 31.

И Он пообещал, что будет принимать покаяние, ведь Всевышний сказал:
И Он – Тот, кто приемлет покаяние от рабов Своих… «Совет», 25.

И Он открыл перед Своими рабами врата надежды на Его помилование и прощение, повелев им обращаться к Его щедрости и великодушию в стремлении к тому, чтобы Он простил им их грехи, покрыл их недостатки и принял их покаяние, а также к тому, чтобы ничто не удалило их от милости Аллаха и ничто не привело к тому, чтобы врата, ведущие к Аллаху, оказались накрепко закрытыми перед ними.

Аллах Всевышний сказал:
Скажи : «О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе , не теряйте надеж-ды на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» «Толпы», 53.

Следовательно, Аллах примет покаяние того, кто покается и обратится к Нему с мольбой о прощении, ведь Всевышний сказал:
Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя , а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха?... «Семейство Имрана», 135.

И Аллах Всевышний воздал хвалу тем Своим благочестивым рабам, которые постоянно просят Его о прощении.
Аллах Всевышний сказал:
…которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и защити нас от мук ада!», -  которые терпеливы, правдивы, смиренны, расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время «Семейство Имрана», 16 – 17.

Человек, приносящий покаяние за свой грех, становится объектом внимания Аллаха, как становится он достойным того, чтобы Аллах хранил его и оказывал ему Свои милости, и Аллах щедро одаривает такого, посылает ему обильный удел и делает жизнь его в мире этом безбедной, а в мире вечном Он дарует ему великую награду и вечное блаженство.

О том, какую награду получат кающиеся, Аллах Всевышний сказал так:
…воздаянием таким послужат прощение от их Господа и сады, (по земле) которых протекают реки, где останутся они навечно. Сколь прекрасна награда творящих (благое)! «Семейство Имрана», 136.

Далее, мольбы о прощении в сочетании с отказом от совершения грехов являются причиной плодородия, роста, многочисленности потомства и силы, так как Аллах Всевышний сказал:
…и сказал я: «Молите Господа вашего о прощении, ибо, поистине, Он – Прощающий!  Он ниспошлет вам с неба обильный дождь,  поддержит вас имуществом и сыновьями и устроит для вас сады и реки» «Нух», 10 – 12.

В вере проявляется милость Аллаха по отношению к рабам Его, а в просьбах о прощении скрыто благо как для религии, так и для мирских дел человека.

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто постоянно молит Аллаха о прощении, Он избавит его от любых тревог, и укажет ему выход из любого затруднительного положения и пошлет ему удел его, откуда он и не надеется (его получить)» Ибн Маджа; «Сунан».

Врата покаяния открыты настежь, и оттуда до нас доносится благоухание милости, доброты и благоденствия, так как Аллах Всевышний сказал:
На смену им пришли потомки, переставшие совершать молитву и пошедшие на пово-ду у своих желаний. Их обязательно постигнет мучение  за исключением тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Такие войдут в рай, и они не будут обижены ни в чем  в садах ‘Адна, обещанных Милостивым рабам Его (, которые уверовали в это,) не видев (их). Поистине, обещанное Им исполняется! «Марйам», 59 – 61.

Покаяние, способствующее возникновению веры и побуждающее к праведным делам, благодаря чему реализуется его ясный положительный смысл, приведет приносящих его к избавлению от мучений, и они войдут в рай, не будучи обиженными ни в чем.
Однако величайшее благо, которое приносят человеку мольбы о прощении и возвращение к Аллаху, состоит в том, что подобные вещи способствуют оказанию человеку милостей, делают благим его удел и умножают блага, а кроме того, Аллах дарует таким людям богатство и сыновей, прощает им грехи, наделяет их силой и указывает им правильный путь. Аллах – Прощающий и Принимающий покаяние, Он принимает покаяние и прощает грехи, протягивая руку Свою днем, чтобы покаялся совершивший что-то дурное ночью, и протягивая руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-то дурное днем, и Он делает это по милости Своей, слава Ему! А поэтому каждый разумный человек должен проявлять покорность своему Господу, ни на мгновение не прекращать бояться Его, постоянно помнить о величии Аллаха и страшиться Его тайно и явно. Знание Его объемлет собой все, а гнев Его силен, но Он обезопасит сердца боящихся от гнева Своего, сотрет дурные дела раскаивающихся и сожалеющих о содеянном, простит их грехи, примет их покаяние и возвысит их.

О Аллах, Ты можешь удовлетворить нужды обращающихся с просьбами и знаешь, что скрывают в себе хранящие молчание, даруй же нам возможность принести искреннее покаяние и вернуться к Тебе полностью, чтобы не примешивались к этому никакие колебания и недостатки и ничто не отдаляло бы нас этого!

Обязательность немедленного покаяния.

Если верно, что все люди нуждаются в покаянии, то также верно и то, что они обязательно должны каяться постоянно. Многие перекликающиеся друг с другом аяты Корана и хадисы указывают на то, что обращение с покаянием сразу же после совершения греха является обязательным, в то время как затягивать с этим недопустимо. Если же покаяние приносят при наступлении смерти (увидев ангела смерти, который приходит, чтобы забрать душу), то оно становится бесполезным, поскольку в подобных обстоятельствах приносится не добровольно, а по необходимости. Вот почему Аллах непременно примет покаяние у тех, кто совершает что-нибудь дурное по неведению, а через непродолжительное время приносит свое покаяние, не дожидаясь того момента, когда надеяться будет не на что, и истечет отведенный срок, и погонят души против их воли и человек уже ничего не сможет сделать.

Аллах Всевышний сказал:
Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное и вскоре раскаивается.  Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Знающий, Мудрый!  И не будет (принято) покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть. говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!» И не простит Аллах тем, кто умирает, оставаясь неверным. Таким уготовали Мы мучительное наказание! «Женщины», 17 – 18.

Когда же покаяние Аллаху приносит человек, сожалеющий о том, что он сделал, проявляющий усердие и твердую решимость, сеющий семена богобоязненности и благих дел и надеющийся на милость своего Господа, Аллах принимает его покаяние и не оставляет его отвергнутым, растерянным и охваченным страхом, нет, Он указывает ему путь, ведет его, помогает ему делать шаги в правильном направлении и освещает ему дорогу. Таким образом, раб должен сделать следующее:
1 – Поспешить с покаянием, чтобы грехи не стали его второй натурой и не оказалось бы так, что стереть их уже невозможно;
2 – успеть принести покаяние до того, как он умрет или серьезно заболеет.

Пусть же остерегутся совершающие дурное, упорствующие в своем ослушании и откладывающие покаяние до тех пор, пока к кому-нибудь из них не придет смерть, и тогда он скажет: «Теперь я раскаялся!», - поскольку к тому времени грехи уже укоренятся в его сердце, а душа его привыкнет к ним настолько, что он окажется не в состоянии избавиться от них. И когда наступит обещанный срок, а он окажется вынужденным покаяться после долгих блужданий и совершения множества прегрешений и станет каяться только потому, что у него больше уже не останется времени для совершения грехов, то Аллах не примет такого покаяния, поскольку оно уже не даст ничего благого сердцу и не приведет человека к следованию прямому пути в жизни.

Объясняется же это тем, что такое покаяние окажется вынужденным, а не добровольным, и уподобится покаянию, принесенному после восхода солнца с запада, то есть в День воскресения, когда человек воочию узреет проявление могущества Аллаха.
Так пусть же верующий поспешит принести Аллаху свое покаяние до наступления отведенного ему срока, когда надеяться будет уже не на что, а время окажется упущенным.
И да поможет Аллах всем совершать то, что Он любит и что является угодным Ему!

Полное покаяние.

Если покаяние обязательно для каждого дееспособного мусульманина, это значит, что оно должно быть полным и охватывать собой все грехи до единого так, чтобы оно стерло собой следы любого прегрешения в сердце, подобно тому, как свет дня стирает собой мрак ночи. Принося покаяние, раб должен собрать всю свою решимость и волю, твердо вознамерившись остаться в этом состоянии до конца своей жизни, отказываясь от совершения грехов и стараясь добиться от своей души того, чтобы возвращение к греху стало для нее столь же невозможным, как возвращение молока в вымя. Покаяние начинается с выражения сожаления, а завершается благими делами и проявлением повиновения. И в дальнейшем это будет служить сердцу напоминанием, очищать его от всевозможных осадков и мути и побуждать его к тому, чтобы оно уже никогда не возвращалось к греху, делая это ради Аллаха, а не ради сохранения здоровья или богатства, не ради стремления к обретению мирских благ, не из-за страха перед наказанием со стороны кого бы то ни было или перед силой закона и не вследствие отсутствия возможности совершать прегрешения. Иными словами, сердце должно отказаться от совершения всего греховного только потому, что это вызывает гнев Аллаха и вызвало бы гнев Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Это должно в равной степени касаться всех грехов, и будет неправильно, если какому-нибудь из них уделят больше внимания, чем другому. Объясняется это тем, что нет никакой уверенности в том, что Аллах примет благочестивые дела от такого раба, который станет продолжать совершать те или иные грехи, поскольку если душа продолжает стремиться к сладости греха, то маловероятно, что благие дела будут абсолютно чисты, а если сердце окажется запятнанным страстями, то праведные дела уже не смогут оставаться полностью искренними, так как из-за постоянного совершения грехов сердце покрывается и пропитывается ими. Таким образом, от раба требуется отказаться от всего дурного, поскольку это уже само по себе будет побуждать его к совершению благого. Так, например, если раб Аллаха принесет покаяние за ложь, то будет неприемлемо, если он станет продолжать прелюбодействовать или проявлять высокомерие, нет, если он покается в одном, то это должно привести его и к покаянию в другом, и так – до тех пор, пока он не удалит из своего сердца все дурное.

Далее, знай, да направит Аллах меня и тебя к благу, что каждая часть тела человека должна приносить покаяние по-своему. Так, например, покаяние глаза будет заключаться в том, что он перестанет взирать на запретное, покаяние руки – в том, что она перестанет касаться запретного, покаяние уха – в том, что оно перестанет слушать запретное, покаяние половых органов – в том, что они перестанут прелюбодействовать и так далее.

Кроме того, раб Аллаха должен восполнить все упущенное им, выполнять все те религиозные обязанности, которые он не выполнял раньше, вернуть каждому законному владельцу то, что было незаконно захвачено у него, и заставить свое тело, которое прежде он использовал для совершения запретного, подчиниться Аллаху Всевышнему, заняться исполнением Его велений, использовать в качестве еды только дозволенное и удаляться от всего сомнительного и запретного.

О Аллах, поистине, мы молим Тебя помочь нам принести искреннее покаяние, полностью вернуться к Тебе и совершать такие благие дела, которые будут приняты Тобой, о Господь миров!

О том, что делает покаяние недействительным.

Ранее уже было отмечено, что покаяние представляет собой нечто такое, с чем раб Аллаха, обратившийся к этому, не должен расставаться уже до конца своих дней. И если кающийся собирает всю свою решимость и приносит искреннее покаяние, то он должен исключить возможность возвращения к греху подобно тому, как исключается возможность возвращения молока в вымя. А если он снова берется за старое и возвращается к совершению грехов, то тем самым делает свое покаяние недействительным, поскольку одним из условий действительности покаяния является его непрерывность. Итак, если раб Аллаха принесет покаяние за какой-либо определенный грех, а потом снова станет совершать его, то тогда будет считаться, что он сделал свое покаяние недействительным вследствие возобновления совершения этого прегрешения. Но если он покается, а потом снова станет грешить, то будет ли он нести ответственность и за тот грех, в котором он покаялся, и за возвращение к нему? Иными словами, будет ли он заслуживать наказания и за то, и за другое? И если он умрет, так и не отказавшись от этого, то станет ли его покаяние полностью недействительным или же он понесет наказание только за то, к чему он вернулся?

На это вопрос я отвечу так: правильным будет считать, что даже если в подобном случае покаяние его станет недействительным, он, тем не менее, не будет нести ответственность за тот грех, в котором он покаялся, поскольку грех этот был устранен покаянием, в результате чего человек стал таким же, как и тот, кто вообще его не совершал. Иными словами, он полностью освобождается от ответственности за совершение этого греха прежде и несет ее только за то, что он стал совершать снова. Покаяние, которое он принес, есть нечто благое, а возвращение к совершению греха – нечто дурное, но последнее не делает благое недействительным точно также как не делает недействительным совершение греха, к которому он вернулся, то благое, что совершает человек наряду с совершением этого греха.

из книги Уроки духовного воспитания

0

2

Обязательные и желательные условия покаяния


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Языковое и шариатское определение термина «ат-тауба» (Покаяние)

Ибн Фарис говорил, что в языковом значении слово «ат-тауба» означает: “Возвращение”. См. “Му’джам аль-макъаис” 1/357.

А Ибн Манзур сказал, что слова «Таба иля-Ллах» (Он вернулся к Аллаху), означают: “Отстранился от своих грехов и обратился к повиновению Аллаху”. См. “Лисан аль-‘араб” 1/223.

В шариате же “покаяние” означает: Отстранение от греха из страха перед Аллахом; ощущение мерзости греха; сожаление того, что произошло ослушание Аллаха; решимость впредь никогда не возвращаться к подобному и принятие для этого всех мер предосторожности для этого.

Имам Ибн Муфлих сказал: “Ат-Тауба – это сожаление за совершенные прошлые грехи и ослушания, твердое решение оставления этого навсегда и только ради Аллаха Всевышнего, а не ради мирской выгоды или же предотвращения вреда, и оставления грехов по собственному выбору, а не из-за принуждения”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/84.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Значение «ат-тауба» в шариате – это оставление греха по причине его мерзости, раскаяние за его совершение, решимость впредь никогда не совершать его, вернуть притесненному его право, если таковое имело место или же попросить его о прощении”. См. “Фатх аль-Бари” 11/103.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Покаяние бывает двух видов: обязательное и желательное. Обязательное покаяние – это покаяние за оставление обязанностей и совершение запрещенного. Этот вид покаяния обязателен для каждого совершеннолетнего, как велено это Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха). А желательное покаяние – это покаяние за оставление желательных деяний и совершение нежелательных поступков”. См. “Рисаля фи-ттауба” 21.

Важность и обязательность покаяния

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему”» (аз-Зумар 39: 53-54).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Этот благой аят является призывом для покаяния ко всем грешникам из числа неверных и прочих людей. Этот аят извещает о том, что Аллах прощает все грехи тому, кто отказался от их совершения и принес покаяние за это, какими бы они ни были и даже если они по количеству подобны пене морской”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/345.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5735.

Этот и подобные ему хадисы указывают на то, что у каждого верующего есть грехи и недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи грехи и насколько искренне они каются перед Аллахом. Сообщается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Имам аль-Хаким, имам Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Всевышний Аллах сказал: «И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Быть может, вы преуспеете» (ан-Нур 24: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «А кто не кается, те – несправедливые!» (аль-Худжурат 49: 11).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему свое покаяние по сто раз в день». Муслим 2702.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Община мусульман единогласна в том, что покаяние – обязанность всех правоверных”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 5/90.

Условия покаяния

Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом

Всевышний Аллах повелел Своим рабам искренне каяться пред Ним, сказав: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!» ан-Насаи 3140. Хафиз аль-Мунзири, имам аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Прекращение совершения греха

Всевышний Аллах сказал: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль 8: 38).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Истинное покаяние – это раскаяние за совершенные грехи, мгновенное прекращение его совершения, и твердая решимость не совершать этого впредь!” См. ”Мадариджу-ссаликин” 1/191.

А что касается покаяния того, кто просит прощение у Аллаха и в то же самое время продолжает совершать свой грех, то оно не является действительным, и саляфы относительно этого высказывались очень строго! Ибн ‘Аббас говорил: “Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен издевающемуся над своим Господом”. Ибн Аби ад-Дунья в ”ат-Тауба” 85, аль-Байхакъи в ”ас-Сунан аль-кубра” 10/154.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов!” См. ”аль-Азкар” 492.

Сожаление (раскаяние) за совершенный грех

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сожаление о грехе – это покаяние». Ибн Маджах 4252. Имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, аль-Бусайри, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если человек не сожалеет о том скверном, что он совершил, то это указывает на то, что данный человек довольствуется этим грехом и упорствует в его совершении!” См. ”Мадариджу-ссаликин” 1/182.

Имам ас-Синди сказал: ”Сожаление должно быть вызвано именно по причине совершения греха! Если же человек проявит сожаление по иной причине, как например, он стал сожалеть, что пил вино из-за траты на него денег, то такое сожаление не имеет к покаянию никакого отношения!” См. ”Шарх Сунан Ибн Маджах” 4/492.

Мольба о прощении

Несмотря на то, что сожаление является самым важным условием покаяния, также для искреннего раскаяния необходимо и просить прощения у Всевышнего своими устами, как повелел это Аллах, сказав: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» (Худ 11: 3).

И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний говорит: ”О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя!”» ат-Тирмизи 3540. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Музани и шейх аль-Альбани.

И прося прощения у Аллаха, следует проявлять настойчивость, не говоря: О Аллах, прости меня, если пожелаешь” и т.п. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: ”О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь”, но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». аль-Бухари 6339, Муслим 4/206.

Решимость больше никогда не совершать этот грех

Всевышний Аллах сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!» (Али ‘Имран 3: 135-136).

Ан-Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Я спросил ‘Умара ибн аль-Хаттаба о значении аята: «Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8), и он сказал: «Это раскаяние за допущенный грех и не возвращение к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему»”. Ибн Аби Шайба 901, аль-Хаким 2/495. Хафиз Ибн Хаджар и хафиз аль-Бусайри назвали иснад достоверным.

Загладить свою вину перед тем, с кем человек поступил несправедливо

Если мусульманин своровал или причинил какой-либо материальный или физический вред другому, то упомянутых условий покаяний будет недостаточно до тех пор, пока он не загладит свою вину перед пострадавшим, либо вернув ему причитающееся ему по праву, либо попросив у него прощения.

Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или что-нибудь еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». аль-Бухари 2449.

Покаяния принимаются только до предсмертного хрипа и восхода солнца со стороны запада.
Всевышний Аллаха сказал: «И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: “Поистине, теперь я раскаялся!”» (ан-Ниса 4: 17-18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы». ат-Тирмизи 2537. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Сообщается от Абу Мусы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, куда оно заходит». Муслим 2759.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не настанет Час Судный, пока не взойдет солнце с запада, а когда оно взойдет оттуда и люди увидят его, все они уверуют, но произойдет это в такое время, когда не принесет человеку пользы его вера», – после чего он прочитал следующий аят: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений Господа твоего, не принесет человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не обрел блага в вере своей» (аль-Ан’ам 6: 158). аль-Бухари 4635, Муслим 157.

О необходимости быстрого покаяния после совершения греха

Каяться за совершенный грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершенного им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Ниса 4: 17).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние». ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/25, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2/349. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 2097.

Тот, кто открыто совершал грехи или открыто призывал и совершал нововведения, обязан покаяться открыто

Каждый, кто совершал грехи или нововведения открыто или заявлял, что эти грехи дозволены или же вводил в заблуждение других людей путем нововведения, обязан раскаяться открыто и разъяснить то, что совершенное им было заблуждением и грехом! Доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 159-160).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто совершил грех тайно, пусть покается тайно, и он не должен говорить открыто о своем грехе. Если же раб Аллаха совершил грех явно, то он обязан принести покаяние явно!” См. “Маджму’уль-фатауа” 15/302.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из числа условий покаяния того, кто призывал к нововведению – это разъяснение этого заблуждения и нововведения, и указание прямого пути!” См. «‘Уддату-ссабирин» 93.

Хасан ибн Шакыкъ рассказывал: “Однажды мы были с Ибн аль-Мубараком и к нему пришел один человек. Ибн аль-Мубарак сказал ему: «Ты тот самый джахмит?!» Тот ответил: «Да». Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Уходи от меня и никогда не возвращайся!» Тот сказал: «Но я покаялся!» На это Ибн аль-Мубарак сказал: «Нет, до тех пор пока твое покаяние не будет столь же явным, каким было явным твое нововведение!»” Ибн Батта в “аль-Ибана ас-сугъра” 154.

И если все упомянутые условия покаяния раб Аллаха выполнил таким образом, как установил это шариат, то пусть обрадуется обещанию пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Важные вопросы, связанные с покаянием

О желательности совершения благодеяния вслед за грехом

Совершение благого деяния вслед за грехом, стирает грех, как об этом говорится в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (Худ 11: 114).

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, совершающий плохие дела, а затем благие, подобен человеку, на которого надета кольчуга, сдавливающая его. Он совершает одно благое деяние, и расслабляется одно кольцо кольчуги, затем другое, и расслабляется второе, пока она не спадет на землю». Ахмад 4/145, ат-Табарани в ”аль-Кабир”. Достоверность подтвердили Хафиз аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.

Намаз-покаяния

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: [i]“Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:[/i] «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак’ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады» (Али ‘Имран 3: 135). Абу Дауд 1521, ат-Тирмизи 406, Ибн Маджах 1395. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Наилучшая мольба покаяния

От Шаддада ибн Ауса передается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: [span style='color:#000000']«Господином мольбы о прощении, являются такие слова: ”О Аллах, Ты – Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!”[/span] Тот, кто произнесет эти слова днем, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесет их ночью, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». аль-Бухари 6306.
اللهم أنت ربي لا إله إلا أنت خلقتني وأنا عبدك وأنا على عهدك ووعدك ما استطعت أعوذ بك من شر ما صنعت أبوء لك بنعمتك علي وأبوء لك بذنبي فاغفر لي فإنه لا يغفر الذنوب إلا أنت

/Аллахумма, Анта Рабби, ля иля-ха илля Анта, хъалякътани уа ана ‘абдук, уа ана ‘аля ‘ахдика уа уа’дика мастата’т. А’узу би-ка мин шарри ма сана’т, абу-у ля-ка би-ни’матика ‘аляйа, уа абу-у ляка бизанби. Фагъфирли, фа иннаху ля ягъфиру зунуба илля Ант/.

Делает ли повторное совершение греха после покаяния, недействительным предыдущее покаяние за этот же грех?

Некоторые ученые говорили, что если человек раскаялся за грех, а затем снова совершил именно этот грех, то его предыдущее покаяние недействительно. Однако правильным мнением является мнение большинства ученых, что искреннее покаяние с его условиями, включая и твердое намерение не повторять этот грех никогда, стирает данный грех, словно его и не было, даже если после этого он вновь его совершил! И доводом этому служит хадис: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: “Если человек покаялся в грехе, а затем вновь его совершил, то его предыдущее покаяние за этот грех не становится недействительным. И также если он кается в одном виде греха, пребывая при этом в другом виде греха, то его покаяние действительно!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один из рабов Аллаха совершил грех, он сказал: “О Аллах, прости мне мой грех!”, – Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех”. Потом (после покаяния), он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, – и Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех”. Потом он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, – и тогда Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!”» аль-Бухари 7507, Муслим 2758.

Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар говорили, что смысл этого хадиса в том, что пока раб Аллаха будет поступать таким образом, т.е. совершив грех, каяться искренне за него, Аллах будет его прощать!

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и сказал: “О посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех?”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: “А если он попросит за это прощения?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознагражден». Он спросил: “А если он снова совершит грех?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему он будет записан». Тот спросил: “А если он попросит за него прощения и покается?[i]”[/i] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете»”. аль-Хаким 1/59, ат-Табарани 17/287. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/200.

Таким образом, Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться.

Есть ли покаяние для вероотступника?

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверными, затем опять уверовали, затем опять стали неверными, а затем приумножили свое неверие!» (ан-Ниса 4: 137).

В данном аяте речь идет о том случае, если вероотступник не вернется вновь в Ислам до своей смерти, так как Аллах за его неверие после его смерти не простит ему никогда! Ибн ‘Аббас в толковании этого аята, в отношении слов: «а затем приумножили свое неверие» сказал: “Пребывали в своем неверии до самой смерти!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 6114. Также говорил и хафиз Ибн Касир. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/117.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (Али ‘Имран 3: 90).

Также обстоит с пониманием и этого аята. Смысл его в том, что Всевышний Аллах не примет от вероотступника покаяние именно за совершенные им грехи, ибо деяния неверного становятся тщетными, а вероотступник и есть неверный. То же самое обстоит с христианами и иудеями, которые также каются за свои грехи, но их покаяние не принимается, поскольку покаянием неверия является только истинная вера, т.е. принятие Ислама. Что же касается вероотступника, если он вновь примет Ислам и искренне покается за свое вероотступничество, то Аллах примет его покаяние, как это разъяснил имам Ибн Джарир ат-Табари. См. “Тафсир ат-Табари” 6/579.

А довод этому слова Всевышнего Аллаха: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али ‘Имран 3: 86-89).

Имам Ибн Къудама говорил, что разногласие относительно покаяния вероотступника касается только принятия его покаяния в мире этом среди мусульман, а что касается того, что Аллах его простит, если он искренне покаялся, то относительно этого нет разногласия! См. “аль-Мугъни” 12/271.

О покаянии приверженцев нововведений

Нововведения в убеждении являются причиной того, что Всевышний Аллах не принимает покаяние такого раба! От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не принимает покаяние от приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани 4360, Абу аш-Шейх 259, Ибн Аби ‘Асым 37. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Суфьян ас-Саури говорил: “Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!” аль-Лялькаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 238.

Таким образом, условием для покаяния какого-либо приверженца нововведения, является оставление религиозного нововведения, ибо оно и есть величайшее из грехов после неверия, за которое следует каяться в первую очередь.

О запрещении рассказывать про свои грехи

Нельзя рассказывать о своих грехах, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все члены моей общины будут помилованы, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как Ма’иза аль-Аслями подвергли бичевания камнями за прелюбодеяние, сказал: «Остерегайтесь этой мерзости (прелюбодеяния), которую запретил Аллах! Если же кто-либо совершит нечто из этого, то пусть скроет это, как покрыл его Аллах и покается перед Ним. А что касается того, чей грех станет для нас явным, то мы применим в отношении него наказание в соответствии с Книгой Аллаха Всевышнего!» аль-Хаким 4/425, аль-Байхакъи 8/330. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Сакан, Ибн аль-Муляккъин и аль-Альбани.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир” 3/323.

Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фат-хуль-Бари” 10/586.

Прекрасные наставления саляфов

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “О сын Адама, поистине, легче оставить грех, чем совершить потом покаяние!” См. “аз-Зауаджир” 1/45.

Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»

0


Вы здесь » Mumtahana » Мумтахана » ПОКАЯНИЕ (ТАУБА)