К запрещенным постам относятся следующие:

1. Пост в праздничные дни

В исламе есть два праздникадень разговения и день жертвоприношения.
Эти праздники отличаются от тех, которые люди приурочивают к каким-либо историческим событиям или придумывают для проведения увеселительных мероприятий. Они являются венцом двух славных обрядов поклонения – поста и паломничества. Праздник разговения отмечается первого шабана, когда заканчивается месяц поста, а праздник жертвоприношения – десятого зуль-хиджжа, когда паломники совершают основные обряды хаджа. В эти дни верующие радуются милости Аллаха и тому, что Всевышний Господь предоставил им возможность заслужить прощение и помог исполнить религиозные обязанности. В эти дни они наслаждаются дарованными Аллахом благами, угощают друг друга, проявляют заботу о нуждающихся, и поэтому поститься в эти дни запрещается.

Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в день разговения и в день жертвоприношения.

Кроме того, праздничные дни считаются уважительной причиной для прерывания обязательного поста, например, непрерывного шестидесятидневного поста для искупления совершенного греха.

2. Пост в дни ташрика

Так называются три дня, следующие за праздником жертвоприношения, который отмечается десятого зуль-хиджжа. В эти дни мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают Всевышнего Аллаха, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил проводить их в посте.

Передают со слов Нубейши аль-Хузали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Великого и Могучего Аллаха».

Однако мать правоверных Аиша, Абдуллах б. Умар и многие другие богословы считали, что поститься в эти дни запрещено для всех, кроме паломников, которые не имеют возможности совершить жертвоприношение. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает малое паломничество и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания – всего десять дней» (аль-Бакара, 196). Поэтому, если паломник, который обязан совершить жертвоприношение, не может сделать это, то ему разрешается поститься в течение трех дней ташрика. А лучше всего об этом известно Аллаху!

3. Пост в день, когда есть сомнения в наступлении рамадана

Передают, что Аммар б. Йасир сказал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует».

Из слов сподвижника следует, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил начинать обязательный пост до тех пор, пока люди не будут уверены в наступлении рамадана. Это относится к тем дням, когда из-за повышенной облачности трудно судить о новолунии. В этом случае, как мы уже говорили на третьем уроке, нужно отсчитать тридцать дней месяца шабан, а затем начинать пост в рамадане.

Кроме того, шариат запрещает поститься за день или за два до наступления рамадана, если только мусульманин не постится регулярно.

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Только в этом случае можно поститься в эти дни».

Это значит, что если мусульманин регулярно постится, например, по понедельникам, и понедельник попал на последний день шабана, то ему разрешается соблюдать пост в этот день. Богословы шафиитского толка не только запрещали поститься за день или за два до наступления рамадана, но и считали нежелательным пост после середины шабана.

Это мнение справедливо и опирается на хадис Абу Хурейры о том, что
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь, если наступила середина шабана».

4. Пост в пятницу, если он не совмещен с постом в четверг или в субботу

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до этого или не будет поститься на следующий день».

Пятница считается еженедельным праздником мусульман, а известно, что в праздничные дни следует усердно поминать Аллаха, благодарить Его за дарованные блага, угощать бедняков и нуждающихся. Поэтому поститься в пятницу можно лишь в том случае, если человек уже постился в четверг или собирается поститься в субботу. Большинство богословов также считает, что поститься в пятницу не запрещено, если она попадает на те дни, когда верующий регулярно соблюдает добровольный пост.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не избирайте ночь на пятницу для ночного намаза, если вы не молитесь по ночам в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост».

Это значит, что если верующий регулярно поститься в дни полнолуния, и пятница попадает на один из этих дней, то ему не запрещается поститься в нее. А лучше всего об этом известно Аллаху!

5. Непрерывный пост

В длинном хадисе Абдуллаха б. Амра сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о непрерывном посте, и он сказал: «Кто постился всю жизнь, тот не постился никогда». Он повторил это дважды.

Из этого хадиса ясно следует, что поститься без перерывов в течение всей жизни или длительного промежутка времени запрещается. Ислам не призывает людей к монашеству и полному отказу от земных благ, и мусульмане смогут добиться успеха в этом мире и в Будущей Жизни только, если они будут следовать путем Божьего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают, что Анас б. Малик, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали: «Куда нам до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Аллах простил ему все предыдущие и будущие прегрешения». Затем один из них сказал: «Отныне я буду молиться все ночи напролет». Второй сказал: «А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». А третий сказал: «Я же откажусь от женщин и никогда не женюсь». Тут к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Это вы сказали такие-то слова? Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения».

6. Добровольный пост жены в присутствии мужа без его согласия

На предыдущем уроке мы отмечали, что женщина не имеет права соблюдать добровольный пост без разрешения мужа, если только он не находится в отъезде. Об этом говорится в хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом. Объясняется же это тем, что жена обязана выполнять свои супружеские обязанности перед мужем, если он попросит ее об этом.

Передают, что Абдуллах б. Абу Ауфа рассказывал: «Когда Муаз вернулся из Шама, он поклонился Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Тот спросил: «Что это такое, Муаз?» Он ответил: «В Шаме я увидел, что люди падают ниц перед их епископами и патриархами, и мне захотелось, чтобы относились к тебе так же». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поступайте так! Если бы я приказал поклониться кому-либо помимо Аллаха, то приказал бы женщине поклониться своему мужу. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит их перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если будет при родах».