Месяц Сафар

Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду.
Месяц Сафар – один из двенадцати месяцев в календаре Хиджры. Он следует после Мухаррама. Некоторые ученые связывают название этого месяца с опустошением (исфаар) Мекки (т.е. жители все покидали ее) когда путешествовали в течение этого месяца.

Также считают, что месяц назван Сафаром, потому что в это время они обычно совершали набеги на другие племена, и они оставляли тех, с кем вступали в столкновение, лишенными их имущества (сифран мин аль-матаа’) – т.е. они присваивали все, что им принадлежало и оставляли их ни с чем.
(см. Лисаан аль-Араб Ибн аль-Манзура. Часть 4, стр. 462-463)

В нашем обсуждении этого месяца мы затронем следующие темы:
1. Какие знания дошли до нас об этом месяце от Арабов времен Джахилийи
2. Что было cообщено об этом месяце в Исламе, что противоречит мнению людей времен Джахилийи.
3. Новшества и искаженные убеждения относительно этого месяца среди людей, считающих себя Мусульманами.
4. Военные кампании, которые происходили в течение этого месяца, а также важные события в жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
5. Ложные сообщения, которые существуют относительно месяца Сафар.
___________________________________

1. Что дошло до нас относительно этого месяца от Арабов времен Джахилийи.
Арабы виноваты в двух серьезных грехах, относительно месяца Сафар.
Во-первых, они манипулировали, перенося вперед, или откладывая его начало. И во-вторых, у них были суеверия, связанные с этим месяцем.
1) Известно, что Аллах сотворил год, и количество месяцев в нем двенадцать. Четыре из них он сделал священными. Из уважения к ним, запрещается воевать в течение этих месяцев.
Эти месяца: Зуль-Када, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.
Подтверждение этому есть в Книге Аллаха, где Он говорит:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах - с богобоязненными». [ат-Тауба 9:36]

Мушрики сторонились этого, но часто, в угоду своим прихотям или желаниям, они откладывали или переносили эти месяца, например Сафар на место Мухаррама!

Также они полагали, что Умра во время месяца Хаджа является самым греховным действием. Мы приведем несколько комментариев ученых по этому поводу.

А) Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «(В доисламскую эпоху люди) считали совершение умры в месяцы хаджжа одним из тягчайших прегрешений на земле. (Кроме того,) они объявляли месяц мухаррам Сафаром и говорили: “Когда заживут спины верблюдов, и исчезнут их следы, и закончится Сафар, умра станет дозволенной для желающего совершить её”. Передал аль-Бухари, 1489 и Муслим 1240.

Б) Ибн аль-Араби сказал: «Второй момент: как осуществлялось откладывание (аль-насий):
- Передается от Ибн Аббаса что Джунада ибн Ауф ибн Умайа аль-Кинани приезжал по этому случаю каждый год, и он призывал, чтоб никто не критиковал Абу Тамаму или отклонял то, что он говорит. И что Сафар в этом году не считается священным, что мы его определим как священный в этот год, и не будем считать таковым в следующем году. Они были с Хавазин, Гатафан и Бани Сулайм.

Согласно другой версии он говорил: «Мы перенесли вперед Мухаррам и откладываем Сафар». А потом в следующем году он говорил: «Мы сделаем Сафар священным и отложим Мухаррам». Так они и совершали откладывание.
Добавление. Кутада сказал: «Некоторые заблудшие люди сознательно причисляли Сафар к священным месяцам. Их глашатаи по этому поводу становились и говорили: «Ваши боги сделали Мухаррам священным в этом году» и в этот год они считали этот месяц священным. И они говорили что (было) два Сафара. Ибн Вахаб и Ибн аль-Каасим передавали подобные сообщения от Маалика, который говорил: «Люди во времена Джахилии имели два Сафара, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет Сафара». Асхаб также передавал подобные сообщения от него.
- Изменение времени Хаджа. Муджахид сказал, приводя различные иснаады: «Откладывание (Священных Месяцев) только увеличивает неверие (ат-Тауба, 9:37)
– они совершали Хадж в Зуль-Хиджа два года, затем они совершали Хадж в Мухарраме два года, а затем в течение двух лет они совершали Хадж в месяц Сафар. Они совершали Хадж каждый месяц в течение двух лет, пока Абу Бакр не совершил Хадж в Зуль-Када, и затем когда Пророк, совершил Хадж в Зуль-Хиджа. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) согласно достоверным хадисам сказал в своей проповеди: Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю.

Передано Ибн Аббасом и другими. Эта версия передана им, и он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О люди, послушайте, что я скажу, поскольку неизвестно встретимся ли мы снова в этот день в этом месте. О люди, поистине, ваша жизнь, и ваше имущество, и ваша честь являются столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего и Он спросит вас о делах ваших! Я передал послание. Тот, на кого возложена надежда, должен оправдать ее перед человеком, положившимся на вас.

Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости – и несправедливость минует вас. Аллах запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю процент, который должен получить мой дядя Аббас бин Абдул Муталиб (да будет им доволен Аллах!). Воистину, отменяю полностью.

Ушла в прошлое кровная месть времен джахилии. Первое требование крови, которое я отменил – это требование крови Ибн Рабия ибн аль-Харита ибн Абд аль-Муталлиба, который воспитывался в племени Лайс и которого убил Хузайл.
О люди! Воистину, сатана не смог заставить вас поклоняться ему на этой земле, однако же может случиться и так, что вы станете подчиняться ему в другом, не поклоняясь. Он будет доволен, если совратит вас в малом. Так храните же от него вашу веру.

Перенос запретных месяцев на другое время усиливает безверие. Этим поступком неверных подталкивают к совершению недоброго.
Воистину, время течет известным образом с того самого дня, когда были сотворены Небеса и Земля. Число месяцев для Аллаха – двенадцать – четыре из которых священны. Три из них следуют друг за другом и Раджаб, который находится между месяцами Джумад аль-ахира и Шаабан….».
и он упомянул остальную часть хадиса.
(Ахкаам аль-Кур’ан, 2/503-504)

2) Если рассматривать суеверия, связанные с Сафаром, то они хорошо были хорошо известны среди людей времен Джахилии и до сих пор существуют у тех людей, которые заявляют, что они мусульмане.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не (передаётся) зараза (Адва) (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием ни полёт) птиц*, ни сова (Хаама**), и не (сулит ничего дурного месяц) Сафар, и убегай от прокажённого***, как убегают ото льва». (Бухари, 5387, Муслим, 2220)

*В доисламские времена среди арабов был распространен обычай гадания об успехе задуманного дела по полету птиц
**Увидеть сову считалось дурным знаком
***Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным

Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал:
«Слово Сафар имеет несколько значений:

- оно относится к хорошо известному месяцу Сафар, относительно которого у арабов были суеверия
- Оно относится к заболеванию желудка у верблюдов, которое передается от одного к другому, и оно упоминается в соединении со словом адва (заразная болезнь) в смысле, когда упоминается что-то особенное вместе с чем-то общим
- Сафар означает месяц Сафар, и то, что сюда относится – это откладывание Священных Месяцев, которыми неверующие были введены в заблуждение, когда они откладывали священные месяцы и делали Сафар священным в одном году, и не делали в следующем.

Самое верное из этих мнений, это то, что Сафар – это месяц относительно которого было много суеверий во времена Джахилии.

Времена не влияют на судьбы людей и Аллах никогда не предписывал, чтоб они влияли. Как и в любой другой месяц, и добро и зло может случиться в течение этого месяца.

Если определенное действие совершается в двадцать пятый день Сафара, например, некоторые люди отмечают эту дату и говорят: «Мы закончили в двадцать пятое этого хорошего месяца Сафара». И это доказывает несостоятельность нововведения, потому что нет плохих или хороших месяцев. Поэтому некоторые салафы осуждали тех, которые слышали крик совы, говорили «Это к добру, иншаАллах». Нельзя говорить, что это к добру или к беде, потому что это просто птичий крик, как и любой другой птицы.
Четыре вещи, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвергал (см. приведенный выше хадис) дают понять, что мы должны уповать на Аллаха и быть искренними и непреклонными. Мусульманин не должен чувствовать себя беспомощным, когда сталкивается с подобными вещами.

А если Мусульманин уделяет внимание подобным вещам, то могут быть следующие варианты:
Либо он обращает внимание на это, чтоб решить следует ли ему продолжать или остановиться, в этом случае он основывает свои поступки на том, что нереально.
Или он не обращает внимание на них, чтоб решить продолжить ему или остановиться, но он продолжает чувствовать некоторую тревогу и беспокойство. Хотя это и не будет плохим поступком, но ему не следует обращать на это никакого внимания, и он должен полагаться только на Аллаха.
Отрицание этих четырех вещей – это не отрицание их существования, поскольку они есть на самом деле. Но это отрицание, что они имеют влияние на вещи, поскольку существует только Один Кто влияет на все – и это Аллах.
Если бы была причина, которая определенно имела влияние, тогда бы это была уважительная причина. А те причины, которые нам просто кажутся – они лживые. Поэтому мы отрицаем их влияние, и они в действительности не имеют никакого влияния». (Маджму Фатава аль-Шейх Ибн Усаймин, 2/113, 115)

2. Сообщения относительно этого месяца, которые переданы в Исламе противоречат мнению людей времен Джахилийи.
Мы процитировали хадис от Абу Хурайры переданный в ас-Сахихайн, которые объясняет, что верования людей Джахилийи о месяце Сафар были достойны порицания, и что это всего на всего один месяц Аллаха, и он не имеет воли сам по себе, он просто проходит, как нечто подвластное Аллаху.

3. Нововведения и ложные убеждения относительно этого месяца, которые распространены среди людей, которые считаются Мусульманами.

(1) Ученых Постоянного Комитета спросили:
Некоторые ученные в нашей стране заявляют, что в Исламе существует дополнительная молитва (наафиль) которую совершают в последнюю среду Сафара, во временной промежуток молитвы Духа (днем), которая состоит из четырех ракаатов с одним таслимом. В каждом ракате читают одиножды Фатиха,Суру Каусер семь раз, Суру Ихляс 50 раз, аль-Мивадхатайн (последние 2 суры) по разу каждую. Это делается в каждом ракате, а затем говорится Ассаламу Алейкум уа Рахмату-Аллахи уа Баракатуху и после этого надо прочитать 360 раз.

«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом». [Юсуф 12:21], и три раза Джавхар аль-Камааль (the essence of perfection) и закончить, сказав «Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров! [ас-Саафаат 37:180-182].

И они раздают милостыню беднякам и читают этот аят специально, чтоб защититься от бед, которые спускаются в последнюю среду Сафара.
Они говорят, что каждый год 320,000 бедствий спускаются на землю, и все они спускаются в последнюю среду Сафара, поэтому это самый трудный день всего года. Но если человек совершит эту молитву, таким образом, как описано, Аллах защитит его по Своему благородству от всех неприятностей, которые спускаются в этот день, и они не приблизятся к нему, но эти неприятности коснутся тех, кто не смог совершить эту молитву, например маленьких детей. Это правда?

Ученные комитета ответили:
Хвала Аллаху, мир и благословение Его Пророку, его семье и сподвижникам.
Нам неизвестны никакие доказательства из Корана или Сунны для дополнительной молитвы, упомянутой в вопросе. Нет доказательств, что кто-либо среди праведных предков (салафов) нашей уммы или праведные люди последующих поколений совершали эту молитву. Это достойное порицания новшество.

Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто бы ни совершил действие, которое будет не в соответствии с нашим (Исламом), найдет его отвергнутым» И он сказал: «Кто бы не привнес в наше дело то, что ему не соответствует, найдет это непригодным»
Кто связывает совершение этой молитвы и подобных вещей с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) или любыми Сахабами (да будет доволен ими Аллах) измышляет серьезную ложь, и Аллах накажет их наказанием, предусмотренным для лжецов.
(Фатва аль-Лажна аль-Дааима, 2/354)

(2) Шейх Мухаммад ибн Абд ас-Салам аш-Шукайри сказал:
Невежественные люди взяли в привычку писать аяты приветствия, такие как
Мир Нуху (Ною) среди миров! [ас-Саафаат 37:79] и тому подобные в последнюю среду месяца Сафар, а потом они кладут их в бутылки и пьют в поисках благословения от этого. И они дарят это одни другим, потому что верят, что это отведет от них беду. Это ложное убеждение и заслуживающее порицания суеверие, предосудительное новшество, которые должны быть отвергнуты всеми, кто видит это». (Сунан валь-Мубтадаат, стр 111-112)

4) Военные кампании и важные события в жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) которые происходили в этом месяце.Существует много подобных событий, некоторые мы рассмотрим далее:
(1) Ибн аль-Каййим сказал:
Затем он сам (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) вышел в поход аль-Абваа, также известный как Ваддан.. Это была первая военная кампания, в которой он сам принимал участие. Это случилось в Сафаре, двенадцать месяцев после Хиджры. Хамза ибн Абдуль Мутталиб нес белое знамя. Он (пророк) назначил вместо себя Сад ибн Убаада в Медине (в его отсутствие), и он отправился только с Мухаджирами, чтоб перехватить караван Курайшитов, но там сражения не произошло.
Во время этой кампании он заключил мирный договор в Макший ибн Амр аль-Думари, который в те времена был лидером племени Думра, договорившись, что они не будут нападать на племя Думра, а они не будут нападать на него, что они никогда не присоединяться к группам, которые захотят напасть на него, и они никогда не будут помогать врагам против него. Отношения между ними были записаны, и Пророк отсутствовал пятнадцать ночей.
(Заад аль--Ma’aaд, 3/164, 165)

(2) И он сказал:
Когда наступил Сафар, на третьем году хиджры, некоторые люди из (племени)Адаль и аль-Кара пришли к нему и сказали, что среди них есть Мусульмане, и они попросили, чтоб он отправил с ними кого-нибудь, кто сможет научить их Корану и Исламу.
И он отправил шесть человек с ними, согласно сообщению от Ибн Исхака. Как передал аль—Бухари, их было 10 человек.
Во главе он поставил Мартада ибн Абу Мартад аль-Ганауи. Также среди них был Кубайб ибн Адий. Они отправились с ними, и когда достигли аль-Раджи – чьи воды принадлежали Хузайл, около Хиджаза – они предали их и воспользовались помощью Хузайла против них. Они пришли и окружили их, большинство их было убито, а Кубайб ибн Адий и Зейд ибн ад-Дасина были взяты в плен. Они отвезли их в Мекку и там продали, потому что они убили некоторых правителей Курайшитов (Курайш ат Бадр). (Заад аль-Маад, 3/244)

(3) И он сказал:
В тот же месяц Сафар, в четвертый год хиджры, случилось сражение Бир Мауна (водоем Мауна), которое вкратце можно передать следующим образом:
Абу Бараа’ ‘Амир ибн аль-Малик, который также известен как Мулаиб аль-Асина, пришел в Медине к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал его к Исламу, но тот не стал Мусульманином, также он не был далек от принятия. Он сказал: «О Посланник Аллаха, почему бы тебе не отправить своих сподвижников к людям Наджа, чтоб призвать их к твоей религии? Я надеюсь, что они ответят на призыв». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я опасаюсь, что люди Наджа могут навредить им». Абу Бараа сказал: «Они будут под моей защитой». Так, он отправил с ним сорок человек, согласно сообщению Ибн Исхака. Согласно ас-Сахиху, их число было семьдесят, и то, что передано в ас-Сахихе это является верным. Во главе он поставил аль-Мунзира ибн Амра, одного из племени Сааид, которое было известно как аль-Муанак. Они были среди лучших, самых отважных и выдающихся мусульман. Они были в пути, а затем сделали останову в Бир Мауна – это посередине между землями племени Аамир и harrah (lava field) племени Сулайм. Затем они послали Хараам ибн Милхана, брата Умм Сулайм, с письмом Посланника Аллаха к врагу Аллаха – Аамиру ибн ат-Туфайлу. Он не прочитал его, и приказал человеку пронзить его копьем в спину. И когда его ранили, и он увидел кровь, он сказал: «Клянусь Господом Каабы, я победил (т.е. стал мучеником). А после враг Аллаха немедленно поторопил людей племени Бану Аамира убить остальных мусульман, но они не ответили ему, изза защиты Абу Бараа. Тогда он поторопил людей племени Сулайм, и Асийа, Раль и Дакуаан отозвались на его призыв. Они пошли и окружили сподвижников Посланника Аллаха, и они сражались, пока все не были убиты, за исключением Каб ибн Зайд ибн Наджаара, которого нашли раненого при смерти. Он еще потом жил, до тех пор, пока его не убили в битве аль-Канадак. Амр ибн Умайа ад-Думари и аль-Мундир ибн Укба ибн Амир присматривали за животными мусульман, и они увидели птиц, кружащихся над полем битвы. Аль-Мундир ибн Мухаммад пошел и сражался с мушриками пока его не убили, как и других сподвижников, а Амр ибн Умайа аль-Думари взяли в плен. Когда он сказал им, что он был из людей Мудара, Амир побрил его голову и освободил его от имени своей матери, которая была обязана освободить раба. Амр ибн Умайа вернулся, и когда он достиг аль-Каркара мин Садр Кана (место), он остановился для отдыха в тени деревьев. Двое мужчин из племени Килаю пришли и отдыхали вместе с ним, и когда они уснули, Амр убил их. Он полагал, что он отомстил таким образом за смерть сподвижников, но у них был договор с Посланником Аллаха, о котором он не знал. И когда он вернулся в Медину, он сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что случилось, и он сказал: «Ты убил двух людей, за которых мне теперь причитается выплатить дийа (кровные деньги)» (Заад аль- Ма’aaд, 3/246-248)

(4) Ибн аль-Каййим сказал:
Когда он отправился на Хайбар, был конец месяца Мухаррам, а не начало, и они победили в Сафаре. (Заад аль-Ма’aaд, 3/339-340)
(5) И он сказал:
Часть повествования о походе Кутбах ибн Аамира ибн Хадида в Хазам.
Это произошло в 9 год хиджры в месяц Сафар. Ибн Сад сказал: они сказали: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Кутба ибн Амира с двадцатью мужчинами в район Хазам в конце Тибала, и он приказал им совершить набег. Они вышли с десятью верблюдами, и они ехали верхом. Они схватили одного человека и стали допрашивать его, но тот не отвечал, а затем начал кричать и поднял шум, и они убили его. Они подождали, пока люди лягут спать, а затем приступили к атаке. Была ожесточенная борьба, результатом которой явилось много раненных с обоих сторон. Кутба ибн Амир убивал любого, и они (мусульмане) захватили скот, женщин и овец и отвезли их в Медину. В истории говорится, что люди перегруппировались и преследовали их, затем Аллах послал великий поток, который прошел между ними и мусульманами, и мусульмане оседлали скот, овец и заложников, пока их было видно, но те не смогли пересечь водный поток, пока не исчезли из вида.

(Заад аль-Ма’aaд, 3/514)
(6) И он сказал:
Делегация в составе 12 человек из Удра пришла к Посланнику Аллаха. Это было в месяце Сафар, 9 год хиджры. Среди них был Джамра ибн аль-Нумаан. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто эти люди?» И представитель ответил: «Те, кого ты должно быть знаешь,. Мы из племени Удра, брат Кусаййа по материнской стороне. Мы люди, которые поддерживаем Кусайа и изгнали Кузаая и племя Бакр из долины Мекки. У нас есть родственники и семьи». Посланник Аллаха сказал: «Добро пожаловать, я вас хорошо знаю». Они приняли ислам и Посланник Аллаха обрадовал их хорошим известием о завоевании Шаама (Сирии) и переезде Ираклия в укрепленную часть страны. Посланник Аллаха запретил им ходить к гадалкам и приносить жертвоприношения, которые они совершали ранее, объяснив, что они обязаны делать это только в день Жертвоприношения. Они остановились на несколько дней в доме Рамла, а затем отправились дальше». (Заад аль-Маад,3/657)

5. Ложные хадисы, переданные относительно месяца Сафар
Ибн аль-Каййим сказал:
Серия хадисов, которые передают информацию о датах или событиях в будущем.
Сюда включены хадисы, а которых упоминаются такие-то и такие –то даты, например «В году таком-то таком-то, случилость то-то и то-то» или «В таком то и таком то месяце случится то то и то то».Это подобно словам больших лжецов «Когда произойдет затмение луны в Мухарраме, то увеличатся цены, войны и правители отойдут от общественных дел, и когда произойдет затмение в Сафаре, то произойдет то-то и то-то…» и тому подобные, как говорили лжецы обо всех месяцах.
Все такие хадисы ложные и сфабрикованные. (аль-Манаар аль-Мунииф, стр. 64)
И Аллах знает лучше.

islam.qa

перевела Умм Салих