Перевод с арабского доктора Асада Н.Бусуля
Ибн Таймия
Биография
Таки уд-Дин Абу-л-′Аббас Ахмад Ибн ′Абд аль-Халим Ибн ′Абд ас-Салам Ибн Таймийя аль-Харрани аль-Ханбали родился в понедельник 10 числа месяца Раби′ аль-Авваль 661 года Хиджры /22-го января 1263 г. от Р.Х. в Харране. Его отец бежал со своей семьей из Харрана в Дамаск в год 667 Хиджры/1268 г. от Р.Х. из страха перед татарами, которые вторглись в исламские земли и были на подступе к Харрану. В Дамаске, центре исламских наук в то время, Ахмад Ибн Таймия последовал по стопам своего отца, который был ученым в области исламских наук, обучаясь у великих ученых его времени, и среди них была женщина по имени Зайнаб бинт Макки, которая научила его хадису.
Он закончил свое обучение в подростковом возрасте, а в 19 лет стал профессором исламских наук. Хорошо сведущий в Коранических науках, Хадисе, фикхе, теологии, арабской грамматике и схоластике, и.т.д., он начал давать фатвы по религиозным юридическим вопросам, не следуя какой-либо традиционной правовой школе, Ханафи, Малики, Шафи′и и Ханбали. Он защищал чистые пророческие традиции доводами, которые, хотя и были взяты из Кор′ана и Сунны, прежде были незнакомы людям его времени. Его свободная полемика заработала ему много врагов среди ученых традиционных ортодоксальных школ, которые лживо обвинили его во всех видах ереси. Среди них был известный мусульманский средневековый путешественник Ибн Батута, посетивший Дамаск, когда Ибн Таймийя сидел в тюрьме. Это не помешало Ибн Батуте написать в своей книге, что «он был свидетелем, как Ибн Таймийя говорил, стоя на минбаре: «каждую ночь Аллах нисходит на нижнее небо, подобно как я спускаюсь», и он спустился на одну ступеньку с минбара». Из чтения нижеизложенной ′акиды мы узнаем, что Ибн Таймийя принимал атрибуты Аллаха без сомнения (би-ля кайфа). Он боролся с еретическими нововведениями в религии, которые были широко распространены в его время во всем мусульманском мире, особенно с определенными поступками и убеждениями некоторых суфийских орденов, таких, как поклонение святым и посещение могил святых, бросание себя в огонь. Его атаки на суфиев стали причиной его проблем с властями, чьи правители находились под влиянием суфийских лидеров.