Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Важные месяцы » посление 10 дней Рамадана


посление 10 дней Рамадана

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

О ПРЕВОСХОДСТВЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИ ДНЕЙ РАМАДАНА




Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников.

Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни. i В другом хадисе Аиши говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи». ii

Это значит, что в последние десять ночей рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдалялся от своих жен, чтобы полностью посвятить себя намазу и поклонению. В эти дни он поклонялся с особым рвением, подолгу совершал намаз, читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, раздавал милостыню и т.д. А по ночам он бодрствовал, простаивая ночи на молитве, читая Коран и поминая Аллаха сердцем, языком и телом.

Как мы уже отметили, причиной этого было величие последних десяти ночей рамадана, которые, по мнению многих богословов, считаются самыми славными ночами в году. А самой величественной среди них является ночь предопределения, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники жаждали провести в поклонении.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи». iii

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал верующих проводить ночь предопределения в усердном поклонении, и это не противоречит словам Аиши: «Я не видела, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивал на намазе всю ночь до самого утра». iv Этот хадис указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал намаз всю ночь, однако это не означает, что он не бодрствовал до утра в последние десять ночей рамадана, так как он совершал разные обряды поклонения, а не только намаз. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Мы уже отметили, что в последние десять ночей рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будил домочадцев на намаз, чтобы они могли помянуть Всевышнего Аллаха и сполна извлечь выгоду из этих благословенных ночей. Верующему мужу не подобает упускать такую прекрасную возможность – он должен воспользоваться ею сам и призвать к этому членов своей семьи. Ведь месяц поста длится всего лишь несколько дней, но за эти короткие мгновения человек может заслужить милость Аллаха и обрести счастье как в этом мире, так и в мире вечном.

К сожалению, многие мусульмане бесполезно растрачивают эти ценные мгновения, проводя большую часть ночи в пустых развлечениях. Когда же наступает пора встать на ночной намаз, они засыпают и лишаются великого блага. А ведь в следующем году столь прекрасная возможность заработать Рай может и не представиться им! Сатана смеется над ними, обольщает их и сводит с пути Аллаха. Обращаясь к этому дерзкому врагу, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (аль-Хиджр, 42).

Благоразумный человек не станет потакать желаниям сатаны, зная о той ненависти, которую он испытывает к потомкам Адама. Он не скрывает своей вражды к людям и неустанно пытается отвратить их от всего, что приносит им пользу. Поэтому следуют его путем только маловеры, которые поступают вопреки требованиям религии и не прислушиваются к голосу разума. Всевышний сказал: «Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (аль-Кахф, 50). Он также сказал: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатир, 6).

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является уединение в мечети. Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники уединялись в мечети для поклонения Всевышнему каждый год.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединился в мечети в первые десять дней рамадана. Потом он продолжил уединение во второй декаде рамадана. Потом он сказал: «Я уединился в мечети в первой декаде рамадана, чтобы застать ночь предопределения. Потом я продолжил уединение во второй декаде. Потом мне было ниспослано откровение о том, что эта ночь – в последней декаде. Поэтому тот из вас, кто хочет уединиться в мечети, пусть делает это в последние десять дней рамадана». v

Передают со слов Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены. vi

В другом хадисе, переданном со слов Аиши, сообщается, что каждый рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети на десять дней, а в последний год своей жизни уединился на двадцать дней. vii

А в хадисе Анаса б. Малика говорится: «Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана. Однажды он не смог сделать это, и на следующий год он уединился в мечети на двадцать дней». viii

Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Аиша попросила его разрешить ей установить для себя палатку в мечети, и он разрешил ей сделать это. Услышав об этом, Хафса тоже установила для себя палатку. Вслед за ней Зейнаб услышала об этом и тоже установила для себя палатку. После рассветного намаза посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел четыре палатки и спросил: «Что это?!» Ему рассказали о случившемся, и он сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Уберите эти палатки, чтобы я их больше не видел!» В тот год он уединился не в рамадане, а в последние десять дней шавваля». ix

Из этих преданий следует, что уединение в мечети является желательным предписанием. Имам Ахмад сказал: «Я не слышал, чтобы между богословами были разногласия относительно того, что уединение в мечети является желательным предписанием».

Целью этого обряда является полное посвящение себя поклонению Всевышнему Аллаху для того, чтобы снискать Его благоволение и застать благословенную ночь предопределения. Поэтому во время уединения человек должен сторониться не касающихся его мирских бесед, поминать Аллаха, читать Коран, совершать намаз и другие обряды поклонения.

О смысле этого прекрасного обряда писал великий мусульманский ученый Ибн аль-Каййим: «Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий к Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться к Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал Своим рабам уединяться для поклонения Ему. Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занимался только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в День великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху полагается в самые славные дни поста. Это – последние десять дней рамадана». x

В Священном Коране и Пречистой Сунне ясно изложены правила, которые необходимо соблюдать во время уединения в мечети.

Мы уже упоминали хадис Аиши: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». xi

Из этого хадиса следует, что уединение в мечети в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Это мнение является правильным, поскольку позволяет совместить все предания о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в рамадане.

Во время уединения в мечети запрещается вступать в половую близость, а также совершать любые действия, предшествующие этому, например, целовать жену или прикасаться к ней с вожделением. Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» (аль-Бакара, 187).

Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Поскольку позволение вступать в половую близость с женами по ночам в рамадане не распространяется абсолютно на всех постящихся, Всевышний Аллах сообщил, что нельзя вступать в половую близость с женами во время уединения в мечети. Это откровение свидетельствует о законности уединения в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху, отрекшись от мирской жизни. Из этого аята также следует, что уединение допускается только в мечетях, причем во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, мечетями считались места, в которых регулярно совершались пять обязательных намазов. Из этого аята также следует, что половая близость нарушает уединение в мечети». xii

Однако нет ничего предосудительного, если во время уединения верующий по необходимости беседует со своей женой или с кем-либо другим. Передают, что мать правоверных Сафийя бт. Хуйей рассказывала: «Я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал, чтобы проводить меня». Тогда она оставалась в доме Усамы б. Зейда. xiii

Во время уединения разрешается высовывать из мечети часть тела. Передают, что Аиша рассказывала: «Когда у меня были месячные кровотечения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети, он высовывал голову, и я мыла ее». xiv В другом хадисе сообщается, что Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». xv

Что же касается выхода из мечети, то его можно подразделить на три категории.

К первой категории относится выход по необходимости, когда человек выходит из мечети для отправления естественной нужды, омовения, приема пищи и т.д. В этом случае он имеет право выйти из мечети, если не может сделать это, не выходя оттуда. Например, если при мечети имеется туалет и баня, где человек может справить свою нужду и искупаться, или если кто-либо приносит ему еду, то ему запрещается выходить из мечети, поскольку в этом нет необходимости.

Ко второй категории относится выход для совершения праведного деяния, например, для посещения больного или участия в похоронах. В этом случае разрешается выйти из мечети, если человек оговорил это условие, прежде чем начал уединение. Например, если родственник человека сильно болен или находится при смерти, то ему разрешается перед началом уединения сделать оговорку о том, что он будет навещать его.

К третьей категории относится выход из мечети ради того, что противоречит духу уединения в мечети, например, для торговли или половой близости. Если человек выходит из мечети с этой целью, то обряд уединения нарушается и лишается всякого смысла.

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является ночь предопределения. Эта ночь лучше тысячи месяцев, и в нее происходят важные события, определяющие судьбы творений. О превосходстве этой ночи и том, как мусульмане должны проводить ее, мы поговорим на следующем уроке, если на то будет воля Аллаха.

В завершение этой темы мне осталось лишь добавить, что заключительный этап любого обряда поклонения, любого начинания имеет исключительное значение. Именно от него зависит, будут приняты усилия человека или нет, принесут они пользу или окажутся тщетными и бесполезными.

Передают, что Сахль б. Саад ас-Саиди рассказывал: «Во время одного из походов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил язычников, и мусульмане вступили с ними в сражение. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в свой лагерь, а язычники – в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за язычником и не зару­бить его своим мечом, и люди стали говорить: «Сегодня ни­кто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» Од­нако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он – из числа обитателей Ада!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду всюду следовать за ним», и он поехал вместе с ним, останавливаясь там, где тот останавливался, и поспешая, когда тот спешил. А потом этот мужчина был тяжело ранен, и, желая поскорее расстаться с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. Тогда тот, кто следовал за ним, пришел к по­сланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!» Он спросил: «А что случи­лось?» Тот сказал: «Ты назвал того человека одним из обитателей Ада, и это поразило людей. Тогда я сказал: «Я расскажу вам о нем». Так я стал неот­ступно следовать за ним. Он был тя­жело ранен и, желая поскорее расстаться с жизнью, приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к груди, бросился на меч и покончил с собой». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он относится к числу обитателей Ада, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Ада, тогда как он из числа обитателей Рая!» В другой версии добавлено: «Поистине, все дела оцениваются по их завершению». xvi

Вот почему мусульмане должны чтить последние дни рамадана, уделять особое внимание поклонению в них и не упускать ни малейшей возможности совершить добрые дела в этот благословенный период.

КОММЕНТАРИИ

i Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iii Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

iv Этот хадис передал Муслим.

v Этот хадис передал Муслим.

vi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vii Этот хадис передал аль-Бухари.

viii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.

ix Этот хадис передал аль-Бухари, а в версиях Муслима и Абу Давуда сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возместил пропущенное уединение в первые десять дней шавваля.

x Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 2, стр. 82-83.

xi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xii Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 70.

xiii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiv Этот хадис передал аль-Бухари.

xv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

xvi Этот хадис передал аль-Бухари.

0

2

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
также будет очень уместно в последнии дни Рамадна,
не забывать о том, что нужно оставаться стойкими и не растерять
сразу же то, что  с таким усердием набиралось в дни поста.
инаш Аллах!

Сохранение стойкости после Рамадана

Шейх Салих аль-Фаузан


Суфьян ибн Абдулла (ра) сказал: "О посланник Аллаха, скажи мне нечто
об Исламе, чего бы я не спрашивал больше ни у кого, кроме тебя". Он сказал: "Скажи: "Верую в Аллаха", и затем будь стоек (в этом)".
(Сахих Муслим 38).


Этот хадис - доказательство того, что раб обязан, уверовав в Аллаха, быть упорным и стойким в поклонении Ему посредством исполнения обязательных актов и избежания запрещённых. Это достигается следованием прямым путём, что есть твёрдая религия без отклонений, ни вправо, ни влево.

Если мусульманин живёт в Рамадане, и проводит свои дни в посту, а ночи в молитве, и приобщает себя к добрым поступкам, то он должен возобновить свою покорность Аллаху и в любое другое время. Это - истинное положение раба, ведь, поистине, Господь всех месяцев - это Единый, и Всевидящий и Наблюдающий над Своими рабами в любое время.

Поистине, стойкость после Рамадана и исправление речи и поступков - это величайшие знамения обретения пользы от месяца Рамадан и усердия в покорности. Они - знаки принятия и признаки успеха.

Более того, поступки раба не заканчиваются с окончанием одного месяца и началом следующего, скорее, они продолжаются и распространяются до того, как его постигнет смерть. Аллах говорит:

"И поклоняйтесь вашему Господу, пока не придёт сомненность (смерть)".
(Аль-Хиджр 99).


Если пост в Рамадан приходит к концу, то, поистине, добровольные посты всё ещё предписаны в течение всего года. Если ночное стояние во время Рамадана завершается, то, поистине, целый год - это время выполнения ночной молитвы. И если закатуль-фитр приходит к концу, то есть ещё и закат-обязательный, как и добровольная милостыня, что длится весь год.

То же самое относится и к чтению Корана и размышлению над его смыслом, как и любому праведному поступку, который одобряется, ведь он может быть сделан в любое время.

Из многих щедрот, которыми Аллах одарил Своих рабов то, что Он установил для них много различных видов благодеяний и обеспечил их множеством средств для осуществления этих благодеяний. Поэтому, рвение и усердие мусульманина должны быть постоянными и должны не прекращаться в служении его Господу.

Печально обнаружить, что некоторые люди осуществляют поклонение совершением разного рода праведных поступков (только) в течение Рамадана. Они строго соблюдают свой пятикратный намаз в мечети, они много читают Коран и подают на милостыню из своего имущества. Но когда Рамадан приходит к концу, у них возрастает лень в поклонении.

Более того, иногда они даже оставляют свои обязанности, как общие, такие как коллективная молитва, так и персональные, как молитва фаджр.

И они совершают запрещённые дела, такие как просыпание молитв, расслабление в местах глупостей и развлечений, и гуляние по паркам, особенно в день 'Ида. Обретение помощи от всего этого зла - только по милости Аллаха. Таким образом, они разрушают то, что сами построили, и сокрушают то, что возвели. Просим у Аллаха Его охраны и защиты.

Поистине, этот тип людей воспринимает примеры обращения в покаянии и прекращения совершения грешных поступков как нечто диковинное и ограниченное только месяцем Рамадан. И они прекращают делать эти (добрые) поступки, когда прекращается месяц Рамадан. Значит, как будто они оставляли свои грехи ради Рамадана, а не из страха перед Аллахом. Как же плохи эти люди, которые не знают Аллаха, кроме как в Рамадане!

Воистину, корень успеха, которым Аллах награждает Своего раба, кроется в посте Рамадана. Его поддержка ему в этом деле - это великая милость, поэтому, раб призывается к благодарности своему Господу. Такое понимание может быть найдено в словах Аллаха, по завершению милости месяца поста:

"И чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, - может быть, вы будете благодарны". (Аль-Бакара 185).

Тот, кто благодарен за то, что постился, останется в таком же состоянии и далее станет совершать праведные дела.

Воистину, путь истины для мусульманина - это путь того, кто восхваляет и благодарит своего Господа за предоставленную Им ему возможность поститься и делать киям. Его состояние после Рамадана лучше, чем до Рамадана. Он больше склоняется к покорности, желает творить добродеяния, и незамедлителен в выполнении своих обязательных действий. Это потому что он получил пользу от этого замечательного института обучения. Он тот, кто опасается, что его пост не примется, ведь, поистине, Аллах принимает только от тех, кто боится Его.

Праведные предшественники стремились соревноваться и совершенствовать свои поступки, надеясь после, что они будут приняты, и, опасаясь, что они будут отвергнуты. По сообщению Али: "Будьте больше обеспокоены тем, будут ли приняты ваши поступки, чем самими поступками. Разве вы не слышали, что Аллах сказал:

Поистине, Аллах принимает только от тех, кто боится Его (обладает таква)". (5:27)"
(Латаиф уль Маъариф, стр. 246).

Айша рассказала: "Я спросила посланника Аллаха относительно аята:
"И тот, кому дано, что и им дано, и их сердца содрогаются от страха".

- Это те, кто принимает алкоголь и крадёт?". Он ответил: "Нет, о дочь ас-Сиддыка. Скорее, это те, кто постится, и молится, и даёт милостыню, между тем, опасаясь, что не будет это принято у них. Это те, кто спешат творить добрые поступки и опередили всех в этом". (Сахих Сунан ат-Тирмизи 3/79-80).

Итак, остерегайтесь и ещё раз остерегайтесь обращения вспять, после того как вы обрели прямое руководство, и заблуждения, после того как вы были усердными. И просите Аллаха снабдить вас длительностью в совершении праведных поступков, и продолжительностью в выполнении добрых дел. И просите Аллаха увенчать вас добрым концом, чтобы Он мог принять у нас наш Рамадан.

0


Вы здесь » Mumtahana » Важные месяцы » посление 10 дней Рамадана