Ассаляму алейкум,так как скоро долгожданный ас саум(пост) ,надеюсь фатвы как раз в тему))
РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,
КАСАЮЩИХСЯ ПОСТА /ФАТВЫ/
Постоянный комитет по изданию фетв
Ответили на фетвы: уважаемые шейхи:
1 – Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз - да помилует его Аллах
2 – Мухаммад бин Салих Аль Усеймин - да помилует его Аллах
3 – Абдулла бин Джибрин
Подготовил к изданию
Мухаммад Аль Муснад
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
ДОСТОИНСТВО ПОСТА В МЕСЯЦ РАМАДАН И РИТУАЛЬНОГО БДЕНИЯ
Хвала Аллаху, благословение и мир Посланнику Аллаха, его роду, его сподвижникам, а также тем, кто встал на его путь истинный.
Предлагаем вам краткое доброе наставление, касающиеся достоинства поста в месяц рамадан и ночного ритуального бдения во время его, а также достоинства состязательности в стремлении сделать как можно больше праведных дел с разъяснением ряда важных правил и предписаний, возможно неизвестных для некоторых людей.
Достоверно установлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносил своим сподвижникам благую весть о начале месяца рамадан. При этом он, благословение ему и мир, сообщал им, что это тот месяц, когда распахиваются врата милости и врата рая, а врата ада захлопываются, и за ними в оковах пребывают шайтаны. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:"Когда в первую ночь рамадана открываются врата рая, то ни одни из них уже не закрываются. Врата же ада закрываются, и ни одни из них не открываются, а на шайтанов накладываются оковы. Глашатый же возвещает:"Прийди добро и скройся зло! Поспешите к Аллаху, о освобождённые от Огня!" И так будет каждую ночь."
Пророк, благословение ему и мир, говорит:"Пришёл к вам месяц рамадан, месяц благословения, когда снизойдёт к вам Аллах, ниспошлёт милость, снимет грехи и ответит на мольбу. Аллах увидит, как вы состязаетесь перед Ним, а ангелы Его возгордятся вами. Преисполните ваши души добром к Аллаху, ибо злому не дано будет обрести милость Аллаха. "Пророк, благословение ему и мир, говорит:"Тот, кто совершил пост в месяц рамадан, преисполненный веры и с надеждой получить награду Аллаха, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, провёл ночь могущества /"лайлат ал-кадр"/ в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи."
Пророк, благословение ему и мир, говорит: "Аллах, Велик Он и Могуч, говорит: "Любое дело сына Адама десятикратно преумножается в семьсот раз во время поста. Этот пост свершается ради Меня, и Я вознагражу того, кто отказался от страстей, еды и питья ради Меня. У постящегося две радости - одна при розговеньи, а другая радость при встрече ВладыкиЕго. И запах слюны постящегося лучше для Аллаха, чем аромат мускуса."
Существует много хадисов о достоинстве поста, ритуального бдения и привилегированном положении постящихся.
Любой верующий обязан благодеянием Аллаха, предоставившим ему эту возможность, и полностью воспринять месяц рамадан. Проявляя повиновение, он должен поспешить к исполнению религиозных обязанностей, избегая всего дурного, усердно и прилежно следуя всему тому, что предписал ему Аллах. Особенно важным является совершение пяти обязательных молитв, которые представляют собой столп ислама и важнейшее религиозное предписание после двухкратного произнесения формулы шахады. Долгом каждого мусульманина и мусульманки является соблюдение обязательных молитв и их совершение в указанное время с уверенностью и смирением.
Одной из важнейшей обязанностей мужчин в отношении молитвы является ее групповое совершение в домах Аллаха, в которых Аллах дозволил возвышать и поминать имя Его. Всемогущий и Великий Аллах сказал:"И соблюдайте молитву, и уплачивайте закят и поклоняйтесь с теми, кто поклоняется." Всевышний сказал также:"Соблюдайте молитвы и среднюю молитву, и предстаньте пред Аллахом с покорностью." Могучий и Великий сказал:"Истинно, успех достигается верующими, которые смиряются в молитвах своих." И было сказано Всемогущим:"И которые устойчивы в соблюдении своих молитв, эти суть наследники, которые унаследуют рай. Там будут они пребывать. "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Обязательство между нами и между ними - это молитва. Кто прекратил совершать ее, тот впал в безбожие."
Следующим из важнейших религиозных предписаний является уплата закята, как об этом сказал Могучий и Великий:"И не было повелено им ничего, кроме как служить Аллаху, - будучи искренними в повиновении Ему, и будучи праведными, - и соблюдать молитву, и платить закят. И это есть истинная вера." В Книге Великого Аллаха и Сунне Его благородного Посланника указано, что тот, кто не платил закят со своего имущества, будет подвергнут мукам в день Воскресения.
Важнейшим предписаниям после молитвы и закята является пост в месяц рамадан, который представляет собой один из пяти столпов ислама, упомянутых в следующем высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:"Ислам построен на пяти столпах. Это свидетельство, что "нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед Посланник Аллаха", совершение молитвы, уплата закята, пост в месяц рамадан и паломничество к Дому."
Каждый мусульманин обязан тщательно оберегать свой пост и религиозное религиозное бдение от любых слов и дел, запрещённых Аллахом, поскольку цель поста заключается в послушании Аллаху, хвала Ему, возвеличивании Его святынь, ведении душой джихада ради подавления любых прихотей и капризов, вступающих в противоречие с повиновением ее Владыке и приучении души к стойкости в отношении запрещённого Аллахом. Таким образом пост не сводится к прекращению приёма пищи, воды, а также отказу от всего того, что является разговеньем. Поэтому истины слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует который сказал:"Пост есть рай, и в день поста ни один из вас не должен сквернословить или вопить истошным голосом. Если постящегося кто-то обругает или нападёт на него, то пусть он скажет "я - постящийся". Достоверно известно также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Если человек не прекратил клеветать и действовать в соответствии с этим, то Аллах не нуждается в том, чтобы он прекратил принимать пищу и пить."
Из этих и других священных текстов известно, что постящийся должен всячески остерегаться нарушать то, что запретил ему Аллах, и соблюдать то, что Аллах предписал ему. Тем самым преследуется цель отпущения грехов, освобождения от огня, принятия поста и молитвенного бдения.
Существуют некоторые положения, возможно неизвестные ряду людей. К ним относится долг мусульманина совершать пост, будучи преисполненным веры и стремлении обрести награду Аллаха, а не делать это лицемерно, желая приобрести авторитет, подражая людям, следуя примеру родных или местных жителей. Напротив, побудительным мотивом совершения им поста должна быть его вера в то, что Аллах предписал его ему, стремление обрести награду Его Владыки за это. То же самое относится и к религиозному бдению в месяц рамадан, которое мусульманин должен совершать, будучи преисполненным веры и стремления обрести награду, а не по какой- нибудь другой причине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Тот, кто совершил пост в месяц рамадан, преисполненный веры и с надеждой получить награду Аллаха, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, провёл ночь могущества в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи."
Существует также ряд положений, мудрость которых возможно скрыта для некоторых людей. Сюда относятся раны постящегося, кровотечение, рвота, либо случайное попадание воды или бензина в горло. Если это произошло помимо воли постящегося, то его пост остаётся действительным. Преднамеренная рвота делает пост недействительным, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Если рвота случилась случайно, то от постящегося не требуется. Если же он вызвал рвоту преднамеренно, то возмещение необходимо."
Может также случится, что постящийся запоздает с совершением омовения до рассвета после осквернения, а некоторые женщины могут задержатся с омовением после менструации или послеродового периода до наступления рассвета. Если женщина убедится, что она очистилась до рассвета, то она должна поститься, а совершение омовения не возбраняется после наступления рассвета. Однако женщина не должна откладывать омовение на время после восхода солнца, поскольку ей необходимо после омовения совершить утреннюю молитву ещё до восхода солнца. То же самое касается и осквернения мужчины. Он не должен откладывать омовение на время после восхода солнца, а сделать его раньше и совершить утреннюю молитву до восхода солнца. Мужчина должен поспешить совершить омовение, чтобы успеть встать на групповую утреннею молитву.
К тому, что не делает пост недействительным относятся анализ крови, медицинские инъекции /уколы/, производимые с целью лечения, а не питания. Однако лучше и надёжнее отложить их на ночное время, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Отложи то в чём сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться этом." Благословение ему и мир, сказал также:"Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью."
К тому, мудрость чего может быть неясной для некоторых людей, относится отсутствие внутренней убеждённости во время совершения молитвы, будь то при обязательной или добровольной молитве. Достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что убеждённость является одним из столпов молитвы. Молитва не будет действительной без внутренней уверенности, что проявляется в неспешности молитвы, смиренности во время её и отсутствии какой-либо спешки, чтобы все части тела приняли должное положение.
Многие люди, совершая в месяц рамадан ночную молитву /тарвиха/, делают это без внутреннего осознания и проникновенности. Они не только не убеждены внутренне, а совершают молитвенные действия бездумно и механически, просто напросто отбарабанивая молитву. В таком виде молитва считается недействительной, а совершающий ее является грешником, которому не видать награды Аллаха.
К тому, мудрость чего может быть скрыта для некоторых людей, относится бытующее поверие, что тарвих должна включать в себя не менее 20 ракатов. Некоторые считают, что в тарвихе не более одинадцати или тринадцати ракатов. Подобные воззрения не только неуместны, но и противоречат имеющимся очевидным свидетельствам.
Имеющиеся достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что ночная молитва расширена и не имеет чётко установленного предела, который не следует нарушать. Более того, достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночной молитвы совершал одиннадцать или тринадцать ракатов, а может быть и менее этого, как во время рамадана, так и в другие месяцы. Когда его спросили о ночной молитве, он ответил: "По паре, по паре, а если кто-то испугается, что настанет утро, пусть совершит ещё один ракат, и ему будет засчитано нечётное число." /Достоверность хадиса установлена/.
Нет данных о том, что ночная молитва во время рамадана, а также и в другие месяцы, должна состоять из какого-то определённого числа ракатов. Поэтому сподвижники - да будет Аллах доволен ими! - во времена халифа Умара ,да будет доволен им, - иногда совершали ночную молитву в 23 раката, а иногда в одиннадцать ракатов. Это достоверно известно об Умаре - да будет Аллах доволен им, - и о сподвижниках Пророка в его эпоху.
Некоторые из праведных предков совершали ночную молитву в месяц рамадан в 36 ракатов, добавляя к ним три раката для нечётности, а некоторые доводили это число до 41 раката. Это рассказал о них шейх ислама Ибн Таймийа - да смилостивится над ним Аллах! - что свидетельствует, что позволяет широко интрепретировать этот вопрос. Он упомянул также, что тому, кто замедляет чтение Корана, совершение поясных и земных поклонов, рекомендуется уменьшить число ракатов, а тому, кто сокращает чтение, поясные и земные поклоны - увеличить число ракатов. Такова суть слов Ибн Таймийи - да смилостивится над ним Аллах!
Внимательно изучающий Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, человек уяснит, что самое лучшее из всего этого молитва в одиннадцать ракатов как в месяц рамадан, так и в другое время, поскольку именно это совпадает с тем, что делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев. Это будет мягче по отношению к мусульманам, совершающим ночную молитву, а также ближе к смиренности и уверенности. Если же человек превысил указанное число ракатов, то, как мы уже упомянули, в этом нет беды и ничего непристойного.
Для того, кто совершает ночную молитву в месяц рамадан вместе с имамом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Если человек встал на молитву с имамом и вместе с ним закончил её, то Аллах запишет ему ночь, проведённую в молитвенном бдении."
В этот священный месяц всем мусульманам шариат предписывает усердно и старательно исполнять различные виды религиозного поклонения, включая совершение дополнительной молитвы, вдумчивое и осмысленное чтение Корана, многократное произнесение хвалы Аллаху /тасбих/, слов "нет божества кроме Аллаха", формулы возвеличивания Аллаха /такбир/, его прославления /тахмид/, испрашивания у Него отпущения грехов, обращение к Нему законной мольбы, призыв делать добро и воспрещение зла, призыв к Аллаху, Велик Он и Могуч, утешения бедняков и нуждающихся, усердие в добротеи любви к родителям, укрепление родственных связей, почитание соседа, посещение больного, а также всевозможные другие добрые дела, в соответствии с приведённым выше хадисом:"Аллах увидит, как вы состязаетесь перед ним, а ангелы Его возгордятся вами. Преисполните ваши души добром к Аллаху, ибо злому не дано будет обрести милость Аллаха. "
Рассказывают, что Пророк, благословение ему и мир, сказал:"Тот, кто совершил в рамадан толику добрых дел, тот приравнивается к человеку, исполнившему обязательное предписание Аллаха в иное время. Тот, кто совершил в рамадан обязательное предписание, приравнивается к тому, кто совершил семьдесять обязательных предписаний в иное время.
Пророк, благословение ему и мир, сказал также о достоверном хадисе:"Малое паломничество в месяц рамадан приравнивается к большому паломничеству." Либо он сказал,"К большому паломничеству со мной."
Существует большое число хадисов и преданий, доказывающих законность соревновательности и состязательности в различных видах добрых дел в этот священный месяц.
Во власти Аллаха даровать успех нам и мусульманам в целом во всём том, что угодно Ему, принять наш пост и наше молитвенное бдение, исправить наше положение и избавить всех от порочных соблазнов. Мы испрашиваем у Него, Хвала Ему, чтобы Он наставил руководителей мусульман на путь истинный и сделал их слово единым и истинным. От Него зависит это, и это в Его силах. Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.
Его священство шейх Абдель Азиз Ибн Абдалла Ибн Баз
ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАСТУПЛЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ МЕСЯЦА РАМАДАН, А ТАКЖЕ ВИДЕНИЯ ПОЛУМЕСЯЦА
Видения полумесяца рамадана и полумесяца шавваля
(10-й месяц лунного календаря - 29 дней).
В. : Каким образом точно определить каждый месяц лунного календаря?
О. : Достоверные хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что если надёжный человек увидит в ночь 30-го числа месяца шаабан /8-й месяц лунного календаря/ после захода солнца полумесяц, либо два надёжных человека увидят полумесяц 30-го числа месяца рамадан ночью, то такое видение считается законным и означает наступление первого числа месяца. При этом нет необходимости учитывать срок, в течение которого остаётся луна после захода солнца, будь то двадцать минут, либо более или менее этого. Это объясняется тем, что достоверных хадисах отсутствуют какие бы то ни было доказательства того, что в минутах определялся срок захода луны после захода солнца.
Постоянный комитет
Нельзя опираться на математические расчёты
при установлении факта появления полумесяца
В. : В некоторых мусульманских странах люди приступают к посту, не основываясь на видении полумесяца, а руководствуясь календарями. Каково суждение в отношении этого?
О. : Пророк, да благословит его Аллах и приветствует повелел мусульманам, чтобы они "постились, увидев полумесяц и разговлялись также, увидев полумесяц. Если же это осталось для них скрытым, то пусть отсчитают тридцать дней месяца шаабан. "/Достоверность хадиса установлена/. Пророк, благословение ему и мир, сказал:"Мы не грамотная нация, не умеем писать, и не считаем месяц так, так и так", а затем прижал к руке большой палец. "Мы считаем месяц так, так и так", обозначив всеми пальцами дни. При этом Пророк подразумевал, что в месяце может быть двадцать девять или тридцать дней." В сборнике "Ас-Сахих" ал-Бухари приводится хадис Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц. Если же это осталось для вас скрытым, то отсчитайте тридцать дней месяца шаабан. "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Не поститесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенный срок предыдущего месяца. Не разговляйтесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенного срока." По этому вопросу имеется много хадисов, и все они свидетельствуют о необходимости начинать пост или розговенье, увидев полумесяц, либо завершив необходимый срок, если увидеть полумесяц оказалось невозможным. Эти хадисы доказывают также, что в этом деле нельзя опираться на математические расчёты. Выражая общее мнение учёных, шейх Ислама Ибн Таймийа сказал, что в определении факта появления полумесяца нельзя опираться на математические расчёты. Это есть непроложная истина. И Аллаху принадлежит успех.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Ведение месяца в одной стране
не распространяется на другие страны
В.: Время полумесяца в месяцы рамадан и шавваль в разных исламских государствах отличается. Обязаны ли мусульмане поститься, если полумесяц увидят в одном из этих государств?
О.: В вопросе о полумесяце у учёных существуют разногласия. Некоторые из них считают, что если факт появления полумесяца рамадана установлен законно в каком-нибудь месте, то абсолютно все мусульмане должны начать пост. Когда же где-то установлен факт появления полумесяца шавваля, то все мусульмане обязаны разговляться.
Подобная точка зрения характерна для школы имама Ахмада... Исходя из этого, если полумесяц будет замечен в Саудовском Королевстве, то мусульмане всего мира обязаны в связи с этим приступить к посту в месяц рамадан и разговляться в месяц шавваль. При этом сторонники подобного утверждения руководствуются общим высказыванием Всевышнего: "Посему, каждый из вас, кто обнаружил, что наступил этот месяц, да постится в течение его." Они также руководствуются общим высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Если вы увидели его, то поститесь, и если вы увидели его, то разговляйтесь."
Имеется и другая группа учёных, которые считают, что поститься в месяц рамадан и разговляться в месяц шавваль начинать можно тому, кто увидел полумесяц, или согласен с тем, кто увидел его начало, поскольку компетентные люди единодушны в том, что время появления полумесяца различается. Отсюда следует, что если время появления полумесяца в каждой стране разное, то следует руководствоваться фактом появления полумесяца в отдельной или нескольких странах, если это время в них одинаково. В таком случае можно начинать соответствующее действие, а если время появления полумесяца в данной стране отличается от соседней, то следует установить факт появления полумесяца именно в этой стране.
Подобное мнение является выбором шейха ислама Ибн Таймийида смилостивится над ним Аллах! При этом он руководствовался высказыванием Всевышнего: "Посему, в каждый из вас, кто обнаружил, что наступил этот месяц, да постится в течение его", а также высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Если вы увидели его, то поститесь, и если вы увидели его, то разговляйтесь." Таким образом очевидно, что Ибн Таймийа руководствовался тем же доказательством, что и те, кто считают начало поста обязательным для всех при появлении полумесяца в одном месте, однако выводы Ибн Таймийи из этого аята и данного хадиса другие... Таким образом получается, что начало поста или розговенья зависит от свидетеля или наблюдателя, увидевшего полумесяц. Если же он ничего не увидел, то соответствующее законоположение не начинает действовать. Это означает, что в силу различного времени появления полумесяца начало действия соответствующего законоположения не может быть общим для всех.
Это, несомненно, сильное заключение, подкрепляемое теорией и суждением по аналогии.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Суждение по поводу поста в месяц рамадан
в течение 28 дней
В.: Разрешается ли поститься в месяц рамадан только 28 дней?
О.: В многочисленных достоверных хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждается, что в месяце насчитывается не менее 29 дней и когда достоверно устанавливается на законном основании наступление месяца шавваля после поста мусульман, продолжавшегося 28 дней, то получится, что они розговелись в день месяца рамадан. В таком случае им необходимо возместить недостающий день, поскольку в месяце не может быть 28 дней, а только 29 или 30.
Следует ли нам поститься 31 день?
В.: Если мы начали пост в Саудовском Королевстве, а затем отправились к себе на родину в Восточную Азию во время рамадана, а, как известно, месяц там запаздывает на один день, то должны ли поститься 31 день?
О.: Если вы совершали пост в Саудовской Аравии или других странах, а оставшуюся часть поста провели у себя на родине, то совершите разговение вместе с ними, даже если ваш пост и превысит тридцать дней. Об этом свидетельствует высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Пост в тот день, когда вы поститесь, а розговенье в тот день, когда вы поститесь, а розговенье в тот день, когда вы разговляетесь." Однако в том случае, если вы не завершили свой пост в течение 29 дней, то вы должны завершить его, так как в месяце не менее 29 дней.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Суждение о непрерывном тридцатидневном посте в месяц рамадан
В.: Каково суждение в отношении тех людей, которые совершают непрерывный тридцатидневный пост в месяц рамадан?
О.: Многочисленные достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, единодушное мнение сподвижников и последователей Пророка, одобренное учёными, свидетельствуют, что в месяц может быть тридцать, либо двадцать девять дней. Тот же, кто постоянно постится в месяц рамадан в течение тридцати дней, ни на что не обращая внимания, тем самым нарушает Сунну и единодушное мнение авторитетных лиц, а также привносит в религию недопустимое нововведение, чего не дозволял Аллах, Всевышний сказал: "Следуйте тому, что ниспослано вам от Владыки вашего, и никого не берите себе в помощники кроме Него. "Всемогущий сказал:" Скажи: "Если вы возлюбили Аллаха, следуйте за мной; тогда Аллах возлюбит вас и простит вам прегрешения ваши." Он сказал также: "И что бы не давал Посланник вам, берите это; и что бы не возбранил Он вам, воздержитесь от того. И бойтесь Аллаха; истинно, суров Аллах в наказании." Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: "Таковы границы, установленные Аллахом, и, кто повинуется Аллаху и Посланнику Его, того введёт Он в сады, чрез которые текут ручьи; там будет обитель их; и это - великое торжество. А кто ослушается Аллаха и Посланника Его и преступит заповеди Его, того Он ввергнет в Огонь; там он будет пребывать, и получит он позорное наказание. "По этому вопросу имеется много Свящённых аятов, а в обоих сборниках "Ас-Сахих" приводится хадис сына Омара - да будет Аллах доволен обоими ими! - о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц. Если же это осталось для вас скрытым, то определились для этого." /Достоверность хадиса определена/. В версии Муслима сказано: "то определите для этого тридцать дней." В другом варианте в обоих сборниках "Ас-Сахих" сказано: "Если вы увидели полумесяц, то поститесь, и когда вы увидели его опять, то разговляйтесь. Если же это осталось для вас скрытым, то отсчитайте тридцать дней." В сборнике "Ас-Сахих" ал-Бухари приводится хадис Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им - о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев его. Если же это осталось для вас скрытым, то поститесь тридцать дней. "В другом варианте сказано: "Отсчитайте срок в тридцать дней. "В другом варианте сказано: "Отсчитайте срок в тридцать дней." Ещё в одном сказано: "И отсчитайте тридцать дней месяца шаабан" В хадисе Хузайфы - да будет Аллах доволен им - говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не поститесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенный срок предыдущего месяца. Не разговляйтесь, пока не увидите полумесяц или не отсчитаете положенного срока." /Об этом рассказали Абу Дауд и ан-Насаи на хорошей основе. / Установлено также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в нескольких хадисах сказал: "В месяце двадцать девять дней. Не поститесь, пока не увидите полумесяц и не разговляйтесь, пока не увидите полумесяц. Если же это осталось для вас скрытым, то закончите отсчёт срока. "Известно, что Пророк, благословение ему и мир, сказал: "Месяц - это так, так и так," показывая десятью пальцами, а затем прижал к руке большой палец. Потом он сказал: "Месяц будет так, так и так", показав десятью пальцами, но ни одного пальца не прижал. Тем самым он подчёркнул, что иногда в месяц тридцать дней, а иногда двадцать девять. Богословы и правоведы эти достоверные хадисы от надёжных передатчиков из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также от их последователей, как в словесной форме, так и по цепочке передачи. Действуя в соответствии с указаниями, содержащимися в этих хадисах, они следили за появлением полумесяца шаабана, рамадана и шавваля, а затем определяли полноту месяца или его недостаточность. Долг всех мусульман состоит в том, чтобы следовать только этому правильному пути, отбросив всё то, что противоречит этому, включая мнения людей и их негодные нововведения. Тем самым они утвердятся на пути, идя которым мусульмане обретут обещанный им Аллахом рай и благоденствие, о чём Всевышний сказал: "А что касается первейших среди верующих, первых из переселенцев /мухаджиров/ ансаров/ и последовавших за ними во всем совершенстве, весьма угодны они Аллаху, и они весьма радуются ЕМу; и уготовал Он им Сады, по которым текут реки. Будут они пребывать там вовеки веков. И это высочайшее блаженство."
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Он узнал о наступлении месяца рамадан только после рассвета
В.: Каково суждение относительно поста того человека, который узнал о наступлении месяца рамадан только после рассвета из-за того, что проспал или по какой-нибудь другой причине?
О.: Человек, узнавший о наступлении месяца рамадан только после рассвета, должен перестать принимать пищу в остальную часть дня, поскольку это день месяца рамадан, а истинно постящемуся не дозволено делать ничего такого, что бы нарушило пост. Такой человек должен возместить пропущенное время, поскольку он не начал пост до рассвета. Достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто не начал поста до зари, то ему пост не засчитывается." Этот хадис привёл ал-Муваффак Ибн Куддама - да смилостивится Всевышный Аллах над ним!- в своей книге "Ал-Мугни". Это мнение разделяет подавляющее большинство учёных-правоведов в том, что касается обязательного поста, подтверждение чего находим в приведённом выше хадисе. Что же касается добровольного поста, то он разрешён в светлое время суток, если человек не предпринял никаких действий, делающих пост недействительным, поскольку достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствовал об этом. Испрашиваем Аллаха, чтобы Он ниспослал всем мусульманам успех в том, что угодно Ему, принял их пост и молитвенное бдение. Истинно, Он Всеслышащий, Близкий.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Пост в государстве пребывания
В.: Если в одном из исламских государств, как например, Саудовском Королевстве, установлено наступление месяца рамадан и объявлено об этом, а в государстве, в котором я нахожусь, не было сообщено о наступлении месяца рамадан, то каково суждение шариата в таком случае? Следует ли нам поститься с момента установления факта начала рамадана в Королевстве, либо продолжать принимать пищу и приступить к совершению поста вместе с местными жителями, когда они объявят о наступлении рамадана? Распространяется ли то же самое и на начало месяца шавваль, то есть "день праздника"? Каково суждение, если в этом существуют различия между двумя государствами? И да вознаградит вас Аллах за нас и за мусульман наилучшим образом...
О.: Мусульманин должен совершать пост и разговляться вместе с жителями того государства, в котором он находится, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пост в тот день, когда вы поститесь, и разговление в тот день, когда вы разговляетесь, а жертвоприношение в тот день, когда вы приносите жертву." И успех принадлежит Аллаху.
Когда следует поститься?
В.: Я молодой человек в возрасте 28 лет. Отец начал приучать меня к посту, когда мне было примерно 15 лет. Однако я совершал пост и разговлялся нерегулярно , поскольку тогда не осознавал истинное значение поста. Когда же я повзрослел, стал более серьёзным и сознательным, то начал регулярно соблюдать пост в каждый благословенный месяц рамадан, не допуская его нарушения ни в один из дней, хвала Аллаху. Мой вопрос заключается в следующем: должен ли я возместить пропущенные дни поста за прошедшие годы, учитывая, что с 18 лет я пощусь в каждый месяц рамадан?
О.: Если человеку исполнилось пятнадцать лет, то он обязан соблюдать религиозные предписания. Этот возраст является признаком совершеннолетия, что облегчает соблюдение поста. Начиная с 15 лет, человеку предписывается возмещать пропущенные им дни поста в месяцы рамадан, в которые он не постился или совершил разговение. Он обязан возместить все пропущенные в прошлом дни, в которые он не постился вместе с совершением искупительных действий за каждый пропущенный день. Человек должен накормить бедняка за каждый пропущенный им день прошлых месяцев рамадан. Если же точное число дней неизвестно, то следует определить это число с запасом, чтобы человек был уверенным, что он возместил причитающийся с него сполна. И Аллаху ведомо всё наилучшим образом.
Абдулла бин Джибрин
В возрасте 13 лет она не постилась
В.: Когда наступил благословенный месяц рамадан, девушка в возрасте 12 или 13 лет не постилась. Должна ли она или её родственники совершить какие-либо действия? Следует ли ей поститься, и если да, то что ей предписано в случае несоблюдения поста?
О.: Женщина обязана исполнять религиозные предписания при соблюдении следующих условий: ислам, здравомыслие и зрелость. Показателем зрелости женщины служит появление менструаций, поллюций, а также жестких волос спереди, либо достижение ею пятнадцатилетнего возраста. Если девушка соответствует указанным условиям, при которых необходимо исполнять религиозные предписания, то она должна соблюдать пост, а также возмещать дни поста, пропущенные ею после достижения зрелости. Если нарушено хотя бы одно из этих условий, то исполнение религиозных предписаний не вменяется ей в обязанность и с неё за это не спрашивается.
Постоянный комитет
Возраст обязательного соблюдения поста
В.: С какого возраста девушки обязана соблюдать пост?
О.: Девушка обязана поститься, когда достигнет возраста, при котором необходимо соблюдение религиозных предписаний, то-есть пятнадцати лет, либо при появлении жёских волос на лобке, поллюций, менструаций или беременности. Когда имеют место некоторые из этих явлений, то она должна соблюдать пост, даже если она и будет в десятилетнем возрасте. Известно, что у многих девушек менструации начинаются с десяти или одиннадцати лет, а их родные допускают снисхождение, считая их маленькими, и не требуют от них соблюдения поста. Такой подход ошибочен, так как девушка, имеющая менструации, достигла возраста женщины, и исполнение религиозных обязанностей стало её долгом. И Аллаху ведомо всё наилучшим образом.
Абдулла бин Джибрин
ПОЛЬЗА ПОСТА И ЕГО ЭТИКЕТ
СУЖДЕНИЕ О ПОСТЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕКРАТИВШЕГО СОВЕРШАТЬ
МОЛИТВУ ИЛИ ДЕЛАЮЩЕГО ЭТО НЕРАДИВО
Социальная польза поста
В.: Есть ли у поста какая-нибудь социальная польза?
О.: Да. К социальной пользе поста относится чувство людей, ощущающих, что они представляют собой единую нацию, так как принимают пищу и постятся одновременно. Богатый человек осознает милость и благо Аллаха, сочувственно относится к бедному. Пост уменьшает опасность соблазнов и козней Шайтана для человека; в нём проявляется также боязнь человека перед Аллахом, а боязнь Аллаха есть укрепление связей между всеми членами общества.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
То, что рекомендуется постящемуся, и то, что он обязан делать
В.: Что рекомендуется постящемуся, и что он должен делать в обязательном порядке?
О.: Постящемуся рекомендуется совершать больше религиозных обрядов и избегать любых недостойных поступков. Он должен тщательно исполнять все обязанности и исключить совершение любых запретных действий. Постящийся обязан своевременно совершать пять обязательных молитв в состав группы, отказаться от лжи, хулы, поклепов, обмана, лихоимства, а также любых запрещённых слов и дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если человек не прекратил клевать и действовать в соответствии с этим, то Аллах не нуждается в том, чтобы он прекратил принимать пищу и пить."
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Излишество при разговлении
В.: Уменьшает ли награду за пост излишество при приготовлении пищи для разговления?
О.: Это не уменьшает награды за пост, как и не уменьшает её совершение запретного действия поста завершения поста. Однако это попадает под следующее высказывание Всевышнего: "И ешьте и пейте, но не превышайте меры; истинно, не благоволит Он к превышающим меру." Излишество само по себе порицаемо, а экономия это половина жизни. Если же у людей имеются излишки, то пусть они пожертвуют их. Так будет лучше.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Суждение по поводу человека, который соблюдает пост,
но нерадиво относится к совершению молитвы
В.: Некоторые молодые люди, и да наставит Аллах их на путь истинный, отлынивают от молитвы как в месяц рамадан, так и в другое время, хотя и соблюдают пост в месяц рамадан, выдерживая жажду и голод. Что вы посоветуете им и каково суждение в отношении их поста?
О.: Мой совет таким людям - как следует подумать о своём положении и уяснить, что молитва является важнейшим столпом ислама после двукратного произношения шахады. Тот, кто не молится и оставил молитву по собственной нерадивости, по моему мнению, что подкрепляется доказательствами, содержащимися в Книге Аллаха и Сунне, является безбожником, неверие которого ставит его вне мусульманской общины, а также вероотступником. Это вовсе не простое дело, ибо не принимаются пост и милостыня того, кто есть неверный и допустивший вероотступление от ислама. Не будет принято также ни одно из его дел, ибо Всевышний сказал: "И ничто не препятствует принятию их пожертвований, кроме того, что они не веруют В Аллаха и Посланника Его. И они приступают к молитве не иначе, как с ленью, и жертвуют не иначе, как с неохотою." Тем самым Всевышний и Всемогущий Аллах разъяснил, что их полезные для других пожертвования не будут приняты в связи с их неверием. Всемогущий и Всевышний сказал: "И Мы обратимся к сделанному ими и превратим его в рассеянные частицы пыли." Что касается тех, кто постятся, но не совершают молитвы, то их пост не только не будет принят, но и отвергнут, пока мы говорим, что они неверные, о чём свидетельствуют Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Мой совет им - бояться Аллаха, Велик Он и Могуч, соблюдать молитву и совершать её своевременно в составе группы мусульман. И я гарантирую им силой Аллаха, что если они сделают это, то в их сердца вселится твёрдое желание совершать своевременно групповую молитву как во время месяца рамадан, так и в другие дни, так как если человек раскаялся перед его Владыкой и принёс Ему своё чистосердечное покаяние, то после этого он станет лучше, чем был раньше. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал о Адаме, благословение ему и мир, после того, как он вкусил плод с запретного дерева: "Затем Владыка его избрал его, и обратился к нему с состраданием, и наставил его."
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Суждение о постоящемся, но не совершающем молитву человеке
В.: Я видел некоторых молодых мусульман, которые постились, но не совершали молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершал молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким молодым людям: "Разговляйтесь и не поститесь, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву."
О.: По единодушному мнению учёных человек, сознательно не выполняющий молитву и отрицающий её обязательность, становится неверным. Человек же, который не совершает молитву по лености и нерадивости, по мнению многих ученых-богословов, становится неверным. Когда же выносится суждение о вероотступничестве и неверии такого человека, то становятся бесполезными и его пост и другие обряды поклонения, поскольку Всемогущий сказал: "И если бы они приобщили что-нибудь к Аллаху, то тщетны стали бы те дела, которые творили они." Однако такому человеку не следует приказывать прекращать пост, поскольку его пост несёт ему только благо и приближает к религии. Есть надежда, что страх в его сердце вернёт вероотступника к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию. И успех принадлежит Аллаху. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммеда, его род и его сподвижников.
Постоянный комитет
Суждение о том, кто постится и совершает молитву только в месяц рамадан
В.: Если человек соблюдает пост в месяц рамадан и совершает молитву только в рамадан, прекращая её выполнение сразу же по окончании рамадана, то считается ли его пост действительным?
О.: Молитва является одним из столпов ислама и вторым по важности столпом после двухкратного произнесения шахады. Она относится к числу обязательных предписаний и тот, кто прекратил совершать молитву, отрицая её обязательность, либо по причине лености и нерадивости, совершил вероотступничество. Те же люди, которые постятся во время рамадана и совершают молитву только в рамадан, пытаются обмануть Аллаха. Несчастны те люди, которые знают про Аллаха только в месяц рамадан и недействителен их пост, если они не совершают молитву в другие месяцы, кроме рамадана.
Постоянный комитет
Суждение по поводу разговора с женщиной и прикосновения к её руке в дневное время в месяц рамадан
В.: Каково суждение по поводу разговора постящегося с женщиной или прикосновения к её руке в дневное время в месяц рамадан так как в торговых лавках и магазинах случаются подобные вещи?
О.: Если разговор мужчины с женщиной не носит сомнительного характера и не преследует цель развлечения от беседы с ней, а касается торговой сделки, выяснения дороги в какое-либо место и т.п., или прикосновение к руке женщины было чисто случайным, то это не возбраняется в рамадан, а также и другие месяцы. Если же разговор мужчины с женщиной преследует целью получить удовольствие от беседы, то это недопустимо ни в рамадан, ни в другие месяцы. В месяц же рамадан такая беседа категорически запрещается.
Постоянный комитет
Суждение о посте того, кто употребляет спиртные напитки в ночи месяца рамадан
В.: Человек страдает пристрастием к спиртному до такой степени, что употребляет его даже в ночи месяца рамадан. Каково суждение по поводу его поста в дневное время, если он ночью пьёт вино?
О.: Употребление спиртного является одним из смертных грехов, так как Всевышний Аллах сказал: "О вы, верующие! Вино, и азартная игра, и идолы, и гадание на стрелах, только мерзкое рукотворение Шайтана. Итак, избегайте всего этого, дабы могли вы преуспеть. Шайтан желает только посеять вражду и ненависть среди вас путём вина и азартной игры, и удержать вас таким образом от поминовения Аллаха и от молитвы. Но дадите ли вы удержать себя?"
Употребление спиртного запрещено как в рамадан, так и во все другие месяцы. Учитывая, что пьянство в рамадан находится под строжайшим запретом, пьющий спиртное должен покаяться Аллаху, дать зарок бросить пить, выразить сожаление по поводу совершения тысячайшего проступка, выразившегося в употреблении спиртного, раскаяться в этом и преисполниться решимости никогда больше не совершать этого ни в месяц рамадан, ни в какое-нибудь другое время.
Что же касается поста человека, пьющего вино ночью, то он действителен и заслуживает награды, если человек воздерживается от еды, питья и других разговлений от рассвета и до захода солнца с добрым намерением поститься во имя Аллаха.
Постоянный комитет
Сон в дневное время
В.: Каково суждение по поводу сна в дневное время? Каково суждение относительно поста того, кто спит в дневные часы? Если человек просыпается для совершения обязательного предписания, а затем опять спит, то каково суждение в этом случае?
О.: Данный вопрос охватывает две ситуации. В первом случае человек спит целый день беспробудно, то есть совершает преступление против самого себя и допускает неповиновение Аллаху, Велик Он и Могуч, не совершая молитву своевременно. Если человек является членом общества, то его проступок усугубляется ещё больше, поскольку он не участвует в групповой молитве. Тем самым он совершает грех и снижает полноценность своего поста, уподобляясь тому, кто строит дворец и одновременно разрушает город. Ему необходимо принести покаяние Аллаху, Велик Он и Могуч, обещая и будущем всегда совершать молитву своевременно, как это ему предписано.
Во втором же случае человек просыпается и своевременно совершает обязательную групповую молитву. В этом нет греха, однако человек в таком случае упускает много доброго для себя, так как постящемуся следует проводить время в молении, поминании Аллаха, обращении к Нему своей мольбы и чтении Свящённого Корана, ибо только так в его посте найдут воплощение все акты поклонения. Если человек приучил свою душу совершать разнообразные обряды поклонения во время поста, то это будет легко для него. Если же его душа привыкла к лености, интерности и расслабленности, то человеку будет трудно совершать обряды и акты поклонения во время поста. Мой совет ему - не тратить время поста на сон, а всячески стремиться к поклонению. Хвала Аллаху, Которому легко в наше время снять любые затруднения с постящегося, облегчая ему тем самым совершение поста.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
РАЗГОВЕНЬЕ И ВОЗДЕРЖАНИЕ В РАМАДАН
Суждение относительно того, кто принимал пищу во время
азана /призыва на молитву/ или вскоре после него
В.: Всевышний сказал: "И ешьте и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити." Каково суждение в отношении того, кто завершил своей сухур / время перед рассветом в месяц рамадан, когда мусульмане могут принимать пищу/ и попил воды во время азана или через четверть часа после призыва к утренней молитве?
О.: Если упомянутый в вопросе человек знал, что это произошло до рассвета, то от него не требуется возмещения. В том же случае, если он знал, что уже наступил рассвет, то возмещение необходимо. Если человеку не было известно, принимал ли он пищу и пил до рассвета или после него, то возмещения от него не требуется, поскольку главным является наличие тёмного времени суток. Как бы то ни было, каждый верующий обязан оберегать свой пост и соблюдать необходимые меры предосторожности, то есть воздержаться от разговления, услышав призыв к утренней молитве. Разговляться в таком случае можно только тогда, когда верующий знает, что призыв к молитве прозвучал до рассвета.
Постоянный комитет
Суждение о посте того, кто принимал пищу во время призыва к молитве
В.: Каково суждение шариата о посте того, кто услышал призыв к утренней молитве, но продолжал есть и пить?
О.: Долг каждого верующего состоит в том, чтобы воздержаться от разговления, то есть от еды, питья и другого после того, как он увидит приход зари, ибо пост является обязательным религиозным предписанием, будь то пост в месяц рамадан, по обету или искупительный пост, поскольку Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: "И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити. - Затем соблюдайте пост до наступления ночи." /Аят из суры "Ал--Бакара"/.
Если человек услышал азан, зная, что это призыв к утренней молитве, то он должен воздержаться от приёма пищи и всего разговляющего. Когда же муэдзин призвал к молитве до наступления рассвета, то человеку не возбраняется принимать пищу и пить до тех пор, пока не придёт заря. Если же человек точно не знает, призвал ли муэдзин к молитве до зари или после неё, то для него надежнее и безопаснее воздержаться, услышав призыв к молитве. Нет вреда в том, что человек попьёт или съест что-нибудь во время азана, если он не знает о наступлении зари.
Известно, что жители городов, где много электрических огней, не в состоянии визуально определить наступление зари точно. В таком случае для горожанина будет более надёжным руководствоваться азаном и специальными календарями, которые по часам и минутам указывают время наступления зари. Тем самым человек будет действовать в соответствии с наступлением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Отложи то, в чём ты сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться в этом." Он сказал также: "Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью." И весь успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Если постящийся попил после призыва к утренней молитве
В.: Если постящийся попил после того, как услышал призыв к утренней молитве, то будет ли его пост действительным?
О.: Если постящийся попил после того, как услышал призыв муэдзина к утренней молитве, и рассвет был очевидным, то постящийся не в праве принимать пищу или пить после этого. Когда же муэдзин призывает к утренней молитве прежде чем постящийся увидит наступление утра, то он может принимать пищу и пить до тех пор, пока не увидит рассвет, так как Всевышний Аллах сказал: "Итак, отныне дозволено вам возлежать с ними и искать того, что Аллах предписал вам. И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити." Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Биляль возвещает о наступлении ночи и посему ешьте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактум. Истинно, он не призывает, пока не взойдёт заря." Исходя из этого, муэдзинам следует очень тщательно определять время провозглашения азана к утренней молитве. Они не должны возвещать призыв, пока воочию не убедятся в наступлении рассвета или определят это по точным часам. Это необходимо для того, чтобы не будоражить людей раньше времени, не воспрещать им то, что дозволено Аллахом для них, а также для того, чтобы они не совершали утреннюю молитву раньше времени, ибо в этом кроется опасность.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Отредактировано rimma (2007-08-04 16:44:10)