Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Ислам для новичков » Что такое Ислам?


Что такое Ислам?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

еще раз, уже в тезисах

СТОЛПЫ ИСЛАМА

Что такое Ислам?

Ислам — это покорность Аллаху с исповеданием единобожия, полным повиновением Ему и отказом от любых форм многобожия.

Всевышний сказал:
“Нет! Кто покорился Аллаху и творил добро, тот получит награду от своего Господа. И не испытают они никакого страха, и не будут они опечалены” (аль-Бакара, 112).

Расулюллах Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир)
говорил:«Ислам основан на пяти столпах:

1. свидетельстве, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Его раб и посланник,

2. выстаивании намаза,

3. выплате заkята,

4. уразе в месяц рамазан,

5. хадже ».

Что такое вера?

Вера означает убеждение сердцем, словесное признание языком и действие органами.

Сказал Всевышний Аллах:
“Кочевые арабы сказали: “Мы уверовали”. Скажи: “Вы не уверовали, говорите лучше: “Мы покорились”, — а вера не вошла еще в сердца ваши” (аль-Худжурат, 14).

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
“Вера заключается в вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и вере в предопределение, с его добром и злом” (Муслим).

Аль-Хасан аль-Басри сказал:
“Вера не заключается в благих пожеланиях и украшательстве ее. Вера — это то, что содержится в сердце человека и подтверждается праведными делами”.
Кто твой Господь?
Мой Господь — это Аллах, который сотворил и одарил меня благами, как и все Свои создания. Он для меня является единственным объектом поклонения, и кроме Него я никому не поклоняюсь.


Всевышний Аллах сказал:
“Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров” (аль-Фатиха, 2).

Какова твоя религия?

Моя религия — Ислам, который основывается на поклонении и подчинении, на которые указывают Книга Аллаха и Сунна пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир).

Всевышний Аллах сказал:
“Поистине, религия у Аллаха — Ислам (полная покорность)” (Али Имран, 19).

Кто твой пророк?

Мой пророк — Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), полное имя которого Мухаммад ибн Абдул-лах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим. Он родился в Мекке, а матерью его была Амина бинт Вахб. Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) — пророк и посланник ко всему человечеству.

Всевышний Аллах сказал,
обращаясь к пророку (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир):
“Скажи: “О род человеческий, истинно, я — посланник Аллаха ко всем вам” (аль-А'раф, 158).

Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) является “печатью всех пророков” (т.е. последним из пророков), и после него нет пророка или посланника. Всевышний Аллах сказал:
“Мухаммад не был отцом никому из ваших мужей, но он — посланник Аллаха и печать пророков” (аль-Ахзаб, 40).

Он стал пророком (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), когда Всевышний ниспослал ему:
“Читай во имя Господа твоего, который сотворил” (аль-Алак, 1).

Он стал посланником (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), когда Всевышний ниспослал ему:
“О закутавшийся в плащ! Встань и предостерегай” (аль-Муддассир, 1-2).

Божественное откровение снизошло к Мухаммаду (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), когда ему было сорок лет. Через тринадцать лет после начала своей пророческой миссии он переселился в Медину, где прожил десять лет. Мухаммад (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) умер в Медине, в возрасте 63 лет. Первым, к чему призвал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), было единобожие, которое зиждется на словах: “ла илаха иллаллах” (нет божества, кроме Аллаха). Это означает, что истинным объектом поклонения может быть только Аллах. Его Господь повелел Ему взывать только к Одному Аллаху, не приобщая к Нему никого и ничего в своем зове и мольбе, в отличие от того, что делали в его время язычники.

Господь сказал пророку (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир):
“Скажи: “Я взываю к моему Господу и не приобщаю никого к Нему” (аль-Джинн, 20).

Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сказал:
“Зов, мольба — это поклонение” (ат-Тирмизи; достоверный хадис).

Долг всех мусульман состоит в том, чтобы они обращали свою мольбу к Одному Аллаху, а не взывали ни к кому другому, будь то пророк или святой. Только Один Аллах является Всесильным, и никто из смертных не может отвратить зло от людей.

Всевышний Аллах сказал:
“И те, к кому взывают они помимо Аллаха не творят ничего, но сами сотворены. Они мертвы, не живы; и не знают они, когда будут воскрешены” (ан-Нахль, 20-21).

Отредактировано muhadjirka (2007-04-09 00:55:26)

0

2

ИСТОРИЯ ИСЛАМА
Послание
Приблизительно в 570 году в семье, принадлежавшей к роду курайшитов - правящему племени Мекки, города северо-восточной области Хиджаз современной Аравии, родился мальчик по имени Мухаммад, который впоследствии станет Пророком ислама, одной из трех великих мировых религий.
Будучи первоначально лишь местом расположения древней святыни Каабы, с упадком Южной Аравии в 6-м веке Мекка превратилась в крупный центр торговли, достигший такого же могущества, как и государства Сасанидов, византийцев и эфиопов. В результате верховная власть в городе отошла к крупнейшим купеческим семьям, среди которых самым могущественным был род курайшитов. Отец Мухаммада Абдаллах Абд аль-Мутталиб умер еще до того, как родился его сын; мать Мухаммада, Амина, умерла, когда ему исполнилось 6 лет. Сирота был отдан на попечение деда, главы рода хашимитов. После смерти деда Мухаммада растил его дядя Абу Талиб. По обыкновению, Мухаммада, когда он был еще маленьким ребенком, отправили на год-два в семью бедуинов. Этот обычай, который и поныне соблюдают благородные семьи Мекки, Медины, Тайфа и других городов Хиджаза, сыграл большую роль в будущем Мухаммада. Здесь он приобрел не только опыт преодоления тягот и испытаний жизни в пустыне, но и любовь к богатому, выразительному языку, столь любимому арабскими бедуинами: для них речь была искусством, составлявшим их главный предмет гордости. Он научился терпеливости и выносливости пастухов, уединенную жизнь которых он тогда впервые ощутил, а впоследствии пришел к ее пониманию и всегда высоко ценил.
Около 590 года в возрасте 20 лет Мухаммад поступил торговцем на службу к вдове по имени Хадиджа и с того времени принимал деятельное участие в снаряжении торговых караванов на север. Немного позже Мухаммад женился на Хадидже, от этого брака у него родились двое сыновей, умерших вскоре после рождения, и четыре дочери.
В этот период своей жизни Мухаммад много путешествовал. Впоследствии, когда ему было уже за сорок, он завел обычай уединяться для размышлений в пещере Хира, расположенной в двух часах ходьбы от Мекки, где и произошло первое из великих событий в истории ислама. Однажды, когда он находился в пещере, он услышал голос, принадлежавший, как выяснилось позже, Ангелу Джибриилу, который повелел ему:
"Читай! Во имя Бога, который сотворил человека из сгустка крови".
Три раза Мухаммад признавался, что не умеет читать, и каждый раз следовал тот же приказ. В конце концов, Мухаммад произнес слова, которые ныне являются пятью первыми стихами суры 96 Корана, - слова, которые провозгласил Бог, Творец человека и Источник всех знаний.
Вначале Мухаммад рассказал о произошедшем только жене и своему ближайшему окружению. Но когда последовали новые откровения, провозглашающие Единство Бога, число его последователей начало расти, вначале среди рабов и бедняков, позднее - среди самых известных людей Мекки. Откровения, ниспосланные ему в то время, и все, произошедшие позже, составили Священный Коран - Писание ислама.
Не каждый принял Послание Бога, переданное через Мухаммада. Даже в его роду нашлись такие, которые отвергли его вероучение, многие торговцы всячески противодействовали Посланию. Тем не менее, сопротивление лишь усилило осознание Мухаммадом его миссии и его понимание, чем ислам отличен от язычества. Вера в Единство Бога стала в исламе верховной; из этого следует все остальное. Стихи Корана подчеркивают единственность и исключительность Бога, остерегают неверующих от грядущего неминуемого наказания, и провозглашают Его безмерное сострадание и милость к тем, кто предаст себя Его воле. Они подтверждают Суд Божий, когда Бог - Судья будет измерять на весах верования и дела каждого человека, вознаграждая верующих и наказывая грешников. Ибо Коран отвергает многобожие: в то время он стал серьезным вызовом язычникам и любившим мирские блага мекканцам. Яркими образами он подчеркивает нравственную ответственность человека перед Всевышним за свои поступки в земной жизни.
Хиджра
После того, как Мухаммад открыто проповедовал в течение десяти лет, вражда к нему возросла настолько, что он, опасаясь за жизни своих сторонников, был вынужден отослать их в Эфиопию, где христианский король предоставил им свое покровительство и защиту. Память об этом с тех пор бережно хранится мусульманами. Но в Мекке преследования и гонения усилились: последователи Мухаммада подвергались нападкам, оскорблениям и даже пыткам. В конце концов, Мухаммад отослал семьдесят своих сподвижников в Ясриб, впоследствии переименованный в Медину ("Город"). А когда ранней весной 622 года ему стало известно о заговоре с целью убить его, он вместе со своим ближайшим сторонником Абу Бакром ас-Сиддиком принял решение присоединиться к переселенцам.
В Мекке заговорщики ворвались в дом Мухаммада, но обнаружили вместо него двоюродного брата Али. В ярости мекканцы назначили награду за голову Мухаммада и бросились за ним в погоню. Однако Мухаммаду и Абу Бакру удалось укрыться в одной из пещер, у входа в которую после того, как они спрятались от преследователей, паук свил паутину. Когда Мухаммад и Абу Бакр обнаружили, что паутина разорвана проходившими здесь мекканцами, они вышли из своего укрытия и отправились в Медину, где были с радостью и воодушевлением встречены как ее жителями, так и переселенцами из Мекки.
Это и была Хиджра - событие, с которого ведет свое начало мусульманское летоисчисление. Переселение Пророка из Мекки в Медину знаменовало собой начало новой эры ислама - начало нового образа жизни для Мухаммада и его последователей. С этого времени организационным принципом их общины являлось не просто родство по крови, но гораздо более великое добровольное братство, в которое объединились все мусульмане. Люди, которые сопровождали Мухаммада во время Хиджры, стали называться мухаджирами - то есть уверовавшими и переселившимися, а жители Медины, принявшие ислам, стали называться ансарами - теми, кто помогал и дал убежище.
Мухаммаду было хорошо известно о положении в Медине. Ранее, еще до Хиджры, этот город направлял своих посланцев в Мекку с просьбой к Мухаммаду разрешить спор между двумя могущественными племенами. Увиденное и услышанное настолько поразило их, что они тотчас пригласили Мухаммада поселиться в Медине. После Хиджры выдающиеся качества его личности получили безоговорочное признание со стороны и враждебных и дружественных племен Медины. На время они объединились вокруг него, и 15 марта 624 года Мухаммад и его сторонники выступили против язычников Мекки.
Первое столкновение с ними и битва, которая произошла возле Бадра, в наши дни - небольшого городка на юго-восток от Медины, имела ряд очень важных последствий для ислама. Во-первых, войска мусульман, в три раза уступавшие врагу в количественном отношении, разгромили мекканцев. Во-вторых, порядок и выучка, проявленные мусульманами в сражении при Бадре, пожалуй, впервые продемонстрировали мекканцам истинные возможности и способности человека, которого они изгнали из своего города. В-третьих, одно из союзных племен, которое вначале пообещало помощь мусульманам в Битве при Бадре, но затем отказалось участвовать в начавшемся сражении, спустя месяц было изгнано из Медины. Таким образом, те, кто на словах провозгласил себя союзниками мусульман, а на деле оказывал им тайное сопротивление, получили заслуженное предупреждение: участие в жизни общины налагает обязательство ее безоговорочной поддержки.
Год спустя мекканцы нанесли ответный удар. Собрав армию в три тысячи человек, они встретились с мусульманами в бою при Ухуде, горе у границ Медины. После первоначального успеха мусульмане были отброшены назад, сам Пророк был ранен. Поскольку мусульмане проиграли сражение, но не проиграли войну, мекканцы, уже с армией в десять тысяч человек спустя два года вновь напали на Медину, однако результаты для них оказались совсем иными. В Битве у Рва, также известной как Битва Союзников, мусульмане, применив новый вид обороны, одержали знаменательную победу. На окраине Медины, где ожидалось нападение, они выкопали ров, преодолеть который конница мекканцев не могла, не подвергнув себя смертельному обстрелу лучников, бдительно охранявших ров со стороны Медины. После неудачной осады мекканцы были вынуждены отступить. Таким образом, Медина оказалась в полной власти мусульман.
В этот период времени появился Свод законов Медины, по которому кланы, признав Мухаммада пророком Бога, образовали союз или федерацию, что продемонстрировало возникновение и быстрое развитие единого политического самосознания мусульманской уммы. Ее члены видели свою общину обособленной и отличной от других. Конституция определяла также роль немусульман в жизни уммы. Евреи, к примеру, были "зиммии", т.е. люди, находящиеся под защитой общины до тех пор, пока они следовали ее законам и правилам. Подобные отношения установили прецедент для обращения с подневольными народами во времена более поздних завоеваний. Христианам и евреям при условии выплаты ежегодных налогов предоставлялась свобода вероисповедания, и они, сохраняя свой статус немусульман, становились ассоциированными членами мусульманского государства. Однако подобные права были невозможны для язычников, проявлять терпимость к которым община, почитающая Одного и Единого Бога, не могла.
Ибн Ихак, один из самых ранних биографов Пророка, отмечает, что именно в это время Мухаммад разослал письма правителям многих стран - Царю Персии, Императору Византии, Негусу Абиссинии и правителю Египта - призывая их принять ислам. Ничто иное не может в большей мере проиллюстрировать непоколебимость веры небольшой общины, вся военная мощь которой, несмотря на Битву у Рва, была бесконечно малой. Но вера и уверенность мусульман в своих силах не была ошибочной. Мухаммад настолько действенно заключал один за другим союзы с племенами, что уже к 628 году полторы тысячи его последователей могли на переговорах с мекканцами требовать от них доступа к Каабе для совершения паломничества. Это стало ключевой вехой в истории ислама. Всего лишь некоторое время назад Мухаммад из-за угрозы своей жизни был вынужден покинуть родной город. Теперь же его бывшие враги должны были считаться с ним как с полноправным руководителем и военачальником. Год спустя, в 629 г. он вступил в Мекку победителем - таково было завоевание без кровопролития и в духе терпимости, установившее образцовый пример для будущих завоеваний. Он разрушил идолы, расставленные в Каабе, и навсегда положил конец языческим обычаям. В то же время Мухаммад завоевал верность и преданность Амр ибн аль-Аса, будущего покорителя Египта, и Халида ибн аль-Валида, будущего "Меча Господнего", которые приняли ислам и присоединились к Мухаммаду. Их обращение в ислам тем более примечательно, что ранее оба они входили в число самых ожесточенных противников Мухаммада.
В определенном смысле возвращение Мухаммада в Мекку было вершиной порученной ему миссии. В 632 году, всего лишь три года спустя, Пророк Бога заболел, и 8 июня того же года в присутствии ухаживавшей за ним жены Айши "скончался в стоявшую полуденную жару".
Смерть Мухаммада была великой потерей для его сподвижников и последователей, поскольку этот простолюдин из Мекки был гораздо больше, чем всеми любимый друг, чем одаренный правитель и высокочтимый руководитель, сумевший из разрозненных и враждующих между собой племен создать единое государство. Мухаммад своей жизнью явил выдающийся пример следования учению, которое он нес от Бога людям - учение Корана, который веками направляет мысли и действия, веру и поведение бесчисленных его последователей и возвестил новую эру в истории человечества. И все же смерть Великого Пророка не означала прекращения динамичного развития общества, созданного им в Аравии, и, конечно же, не остановило свершения главной его миссии - донесения Священного Корана людям во всем мире. Абу Бакр сказал тогда: "Если кто-нибудь поклоняется Мухаммаду, пусть знает - Мухаммад умер, но Аллах, которому мы поклоняемся, жив и бессмертен!"
Праведные Халифы
Со смертью Мухаммада перед мусульманской общиной встал вопрос наследования. Кто должен стать новым главой? Были четыре человека, претендовавших на место главы общины верующих: Абу Бакр ас-Сиддик, не только сопровождавший Мухаммада в Медину десять лет назад, но назначенный замещать Пророка во время его последней болезни; Омар ибн аль-Хаттаб, способный и верный сподвижник Пророка; Осман ибн Аффан, уважаемый многими обращенный в ислам еще в ранние времена; и Али ибн абу Талиб, родственник Мухаммада и его зять. Чтобы избежать раздоров среди различных группировок, Омар, неожиданно для остальных, схватил и пожал руку Абу Бакру - традиционный в то время знак признания нового руководителя. Вскоре каждый последовал его примеру, и до заката Абу Бакр был признан всеми халифом Мухаммада. Слово "халиф" означает на арабском "наследник", но оно также предполагает его роль в истории ислама: править согласно Священному Корану, ниспосланному Богом, и по примеру, который явил Пророк.
Халифат Абу Бакра продолжался недолго, но имел большое значение для ислама. Будучи примерным руководителем, он жил просто, прилежно исполнял свои религиозные обязанности, был открыт людям и всегда благоволил им. Но он был тверд, когда после смерти Пророка некоторые племена отреклись от ислама: Абу Бакр быстро усмирил их. Затем он объединил различные племена Аравийского полуострова и направил свои усилия на борьбу против могущественных империй востока - Сасанидов в Персии, византийцев в Сирии, Палестине и Египте. Он еще раз явил и подтвердил всему миру жизнеспособность мусульманского государства.
Второй халиф - Омар, назначенный Абу Бакром в письменном завещании, - продолжил его дело. Приняв титул Амира аль-Му'минина ("Командующего Верующих"), Омар распространил ислам в Сирии, Египте, Ираке и Персии, что с военной точки зрения являлось безусловно выдающимися победами мусульман. В течение четырех лет после смерти Пророка Мусульманское государство расширило свои владения до Сирии; в известной битве у реки Ярмук его армия впервые нанесла ощутимый удар по могуществу византийцев, чей правитель Гераклиус незадолго до этого с презрением отказался от предложения, сделанного в письме Пророком Аравии, принять ислам.
Поразительный факт: мусульманское государственное управление на завоеванных территориях осуществлялось с невиданной в тот век терпимостью и толерантностью. В Дамаске, например, мусульманский правитель Халид ибн Аль-Валид подписал договор, гласящий:
"Здесь устанавливается следующее, что дарует Халид ибн аль-Валид жителям Дамаска при вступлении им в правление городом: он обещает безопасность и сохранность жизней, имущества и церквей. Город не будет ни разрушен, ни отдан на поселения мусульманам. К тому же мы даруем договор Аллаха и защиту Его Пророка, халифов и верующих. При условии, что вы будете платить подушный налог, ничто не постигнет вас, кроме добра".
Терпимость была свойственна исламу во все времена. Год спустя после битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы обещали Омару, что они готовы сдаться и уступить Иерусалим. Он отправился в город, чтобы лично принять капитуляцию. Согласно одному из повествований, он вошел в город один, одет был в простой плащ, чем привел в изумление простых людей, привыкших к роскошным нарядам и многочисленному церемониальному двору византийцев и персов. Он еще более поразил их, когда развеял страхи, заключив с ними великодушный договор, в котором обещал:
"Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены".
Подобная политика повсюду приносила успех. В Сирии, к примеру, многие христиане вскоре оказались вовлечены в богословские споры с византийскими властями и были подвергнуты наказанию - за то, что приветствовали приход ислама и окончание тирании. В Египте, откуда Амр ибн аль-Ас в результате бесстрашного наступления по Синайскому полуострову изгнал византийцев, коптские христиане не только приветствовали мусульман, но и с воодушевлением им помогали.
Этому образцовому примеру вскоре последовало население в различных областях Византийской империи. Противоречия и конфликты между греческими православными, сирийскими монофизитами, коптами и несторианскими христианами стали причиной неудачи византийских правителей (они всегда воспринимались в качестве захватчиков) в их попытках добиться народной поддержки, тогда как терпимость мусульман, проявленная ими к христианам и евреям, устраняла главную причину недовольства и сопротивления.
Омар исповедовал подобный подход во всех делах своего правления. Несмотря на то, что он назначал в новых провинциях мусульманских правителей, существовавшие византийские и персидские управления сохранялись везде, где это было возможно. Действительно, на протяжении следующих пятидесяти лет греческий язык оставался официальным языком Сирии, Египта и Палестины тогда, как на пахлави, официальном языке Сасанидов, продолжали говорить в Месопотамии и Персии.
Омар, будучи халифом десять лет, завершил свое правление знаменательной победой над Персидской империей. Борьба с Сасанидским царством началась в 687 году у Аль-Кадисийи близ Ктесифона в Ираке, где мусульманская конница успешно сразилась против персидских полков, которые применяли боевых слонов в качестве первобытных танковых орудий. Теперь же после битвы у Нихаванда, прозванной "Завоеванием Завоеваний", Омар окончательно предопределил судьбу Персии: с этого времени ей была уготована роль одной из важнейших провинций Мусульманской империи.
Правление халифа Омара был кульминацией ранней истории ислама. Он прославился своей справедливостью, образцовыми общественными нормами и искусством управления государством. Его нововведения надолго оставили след во многих сферах обеспечения благосостояния мусульманской общины - налогообложении, финансовом и административном устройстве поднимающейся империи.
После смерти Омара учредительный совет, состоявший из сподвижников Пророка, выбрал третьего халифа: им стал Осман. Несмотря на то, что при его правлении проявились первые серьезные проблемы в исламском единстве, этот период отмечен многими достижениями. Осман еще дальше его предшественников продвинулся в усмирении Персии, продолжил оборону мусульманского государства от византийцев, добавил к владениям империи земли современной Ливии и покорил большую часть Армении. Он совместно с его двоюродным братом Муавийей ибн абу-Суфьяном, правителем Сирии, основал арабский флот, который впоследствии участвовал в ряде важных сражений с византийцами.
Тем не менее гораздо большее значение для ислама имело завершение начатого еще Абу Бакром составления полного текста Корана - откровения, ниспосланного Пророку. Осознавая, что первоначальное послание Бога могло быть непреднамеренно искажено в различных вариантах, он назначил комиссию по сбору достоверных записей коранических текстов и уничтожению вариантов списков. В результате был составлен окончательный текст Божественной Книги, принятый и существующий и по сей день во всем исламском мире.
Однако эти успехи военной политики и просвещения в период правления халифа Омана сопровождались серьезными административными недостатками и слабостями. Его обвиняли в явном пристрастии к близким родственникам из рода Омейядов, которых он назначал наместниками в покоренные города. Чтобы разрешить эти обиды и недовольство, были начаты переговоры с представителями из Египта, однако вскоре они были прерваны, и Осман был убит. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолен.
Этот раскол углубился еще больше сразу после того, как Али, двоюродный брат и зять Пророка, был избран четвертым халифом. Споры и разногласия заключались, главным образом, в правомочности правления Али. Родственники Османа - особенно Муавийя, могущественный наместник Сирии, где не признавалась законность избрания Али халифом - были убеждены, что правление Али неправомочно, поскольку поддержку его избранию оказали ответственные за неотомщенную смерть Османа. Конфликт достиг своей наивысшей точки в 657 году в Сиффине близ Евфрата и, в конечном счете, привел к окончательному разделению между Сунни (Суннитами) и Шии (Шиитами) - приверженцами Али. Это разделение окрасило в свой цвет всю последующую историю ислама.
В действительности сунниты и шииты единодушны по всем основным положениям ислама: веруют в Коран и в Пророка, следуют одним и тем же принципам веры и соблюдают одинаковые ритуалы. Тем не менее, существует одно значительное расхождение, больше политическое, чем религиозное: оно имеет отношение к выбору, кого считать халифом, или преемником Мухаммада.
Большинство мусульман поддерживают то право избрания, по которому Абу Бакр был избран первым халифом. Эта группа мусульман известна как "Агль аль-сунна ва-ль-джамаа" - "люди традиции и общины", или сунниты. Они считают халифа преемником Мухаммада в деле правления общиной. С другой стороны, шииты убеждены, что халифат, который они называют имамат или "руководство", не избирается. Правителями халифата, говорят они, должны становиться члены семьи Пророка, а потому первым правомочным халифом считают Али. По мнению суннитов халиф - хранитель шариата, религиозного права; а для шиитов имам - доверенное лицо, наследующее и толкующее духовные знания Пророка.
После битвы у Сиффина, Али, главные силы которого были сосредоточены в Ираке, а столица находилась в Куфе, начал терять поддержку многих своих более непреклонных последователей, и в 661 г. был убит своим бывшим сторонником. Его сын Хасан стал халифом в Куфе, однако вскоре подчинился Муавийе: того год назад уже объявили халифом в Иерусалиме и признавали на всех мусульманских землях. Это ознаменовало приход к власти династии Омейядов, которая правила последующие 90 лет.
Однако раскол между суннитами и шиитами продолжал углубляться, и разделение между ними стало еще большим, когда в 680 г. сын Али Хусейн попытался отобрать халифат у Омейядов и вместе со своими сторонниками был убит в Карбале в Ираке. И поныне шииты каждый год скорбят по его смерти.

0


Вы здесь » Mumtahana » Ислам для новичков » Что такое Ислам?