Mumtahana

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mumtahana » Ислам детям » Памятка родителям


Памятка родителям

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Воспитание детей в исламе

Посланник Аллаха сказал: "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание".(Ат-Тирмизи)

Человечество вступило в ХХ век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д.

Однако, прогресс определяется не только научными открытиями.
Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление к разрушению и злу.

Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6).
Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).
Таким образом, Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный.
Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.
Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.
Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.
Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари).
Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный.
Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.
Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их".

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический.

Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха.
Посланник Аллаха сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый".
Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный.
Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит:
"Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).

5. Психологический.
Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный.
Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей.
При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".

7. Половой.
Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.
Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью.
Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

0

2

Личным опытом делится одна из наших добрых сестер:
Асма: «С детства ребенок должен понимать, что Аллах все видит»
Владелица домашнего магазина исламской одежды, редактор сайта Hidjab.Com

Я никогда не отдам ребенка в немусульманский детсад, потому что дети еще маленькие, а им не объяснишь, что нехаляльную пищу кушать нельзя и почему некоторые их сверстники говорят нехорошие слова. В обычные детские сады ходят ребята из разных семей и привносят то, что практикуется у них дома, в том числе, к сожалению, некоторые вовсю матерятся. Дети же не знают, что это плохие слова! Поэтому я категорически против немусульманских детских садов, а так как исламские садики – большая редкость в нашей стране, мы сидим дома.

Что касается школы, то в начальных классах желательно тоже было бы учиться отдельно. Дети маленькие, сознание у них еще не сформировалось, они еще ничего не понимают. Но в средней и старшей школе – пожалуйста, пусть учатся вместе с немусульманами, ведь в таком возрасте они уже умеют различать плохое и хорошее, чему их научили родители. Если мы заранее все объясним, у них, наоборот, возникнет предвзятость по отношению к тому образу жизни, который ведут их одноклассники.

Трудности подросткового возраста позволит преодолеть любовь родителей. Кризиса в любом случае не избежать, но нужно направить развитие ребенка в нужное русло. Ведь подростковый возраст – это еще и гормональная перестройка организма. Надо заинтересовать ребенка тем же самым обучением.

Я знаю много семей, которые, как только у детей начинался переходный возраст, отправляли их в медресе. Те получали там знания, общались, у них возникали общие интересы со сверстниками-мусульманами.

У меня есть одна знакомая, она девочку водит в медресе на Поклонной горе. И у девочек-подростков 12-13 лет уже свой круг общения, они все дружат, и у них интересы уже совсем другие, нежели у сверстников-немусульман: они активно обсуждают исламские темы.

Но в первую очередь исламские знания должны прививать родители. Мало только научить совершать намаз или соблюдать пост, надо еще и объяснить всю важность этого. Я знаю, как одному мальчику родители сказали: если ты будешь совершать намаз, мы тебе велосипед купим. Естественно, когда ему подарили обещанное, он перестал молиться.

Это, конечно, неправильные методы исламского воспитания. С детства ребенок должен понимать, что Аллах все видит, все знает и что нам все следует делать только ради Аллаха.

От немусульманских детей никуда не денешься, на тех же самых детских площадках они есть, и общения с ними не избежать. Просто своему ребенку надо объяснить, что он не должен подражать им в плохом.

Конечно, желательно общение с немусульманами сократить к минимуму, хотя, с другой стороны, и в нем есть своя польза. Например, мы ходили на детскую площадку и познакомились там с несоблюдающей татаркой. Сейчас я постепенно подтягиваю эту женщину к Исламу, ее девочка уже говорит нам «Ас-саламу алейкум!». Ей всего три года, а она уже только длинные юбки хочет носить – «как тетя Асма». 

Отредактировано Medok (2007-04-30 23:50:48)

0

3

Личный опыт и мнение нашего брата:
Али Висам Бардвиль:
«Ребенок должен вырасти праведным мусульманином,
не отделяющим себя от общества»
Муфтий Республики Карелия

Конечно, обязательно надо отдавать детей и в общеобразовательный детский сад, и в школу. Знания для мусульман крайне необходимы, мы обязаны их получать наилучшим образом. Поэтому надо выбирать для наших детей лучшие школы.

Конечно, если есть мусульманские школы, лучше отдать ребенка туда, но, например, у нас в Карелии таких учебных заведений, к сожалению, никогда не было и нет. Если в школе преподают какие-то исламские дисциплины, если детям дают религиозное воспитание, конечно, я это приветствую.

Но уверен, что у большинства российских мусульман нет такой возможности, поэтому это не причина, чтобы отказаться отдавать своих детей в обычную общеобразовательную школу. Главную роль в воспитании играет семья, а не школа.

Поэтому очень важно внимание и правильное воспитание со стороны родителей. Ребенку следует понимать, что он живет в России. Он должен научиться преодолевать те трудности, которые у него возникают.

Его необходимо растить соблюдающим мусульманином, который не отделяется от российского общества, а живет в нем и играет в нем положительную роль. А если он не умеет с людьми контактировать, как он сможет влиять на них? Я против изоляции детей под предлогом того, что в обществе существуют неблагоприятные влияния.

Очень важный вопрос – взаимоотношения с немусульманскими детьми. Я бы хотел, чтобы эти отношения обязательно существовали. Исламские дети должны привыкнуть к тому, что мы – часть этого общества, что немусульмане - наши соотечественники, соседи, друзья. Без этого мы не сможем жить в этом обществе.

С другой стороны, надо учить уважать свое и уважать чужое. Нужно любить свою религию, гордиться тем, что мы мусульмане, и, вместе с тем, уважать людей, не исповедующих Ислам. Добиться этого не так легко, но как родители, как педагоги мы должны стараться, чтобы дети заняли такую позицию.

Как дать детям исламское образование? Во-первых, слава Аллаху, в каждом российском городе есть воскресные мусульманские школы при мечети – я думаю, туда детей надо отдавать обязательно.

Родителям следует понимать, что, исходя из возраста ребенка, нужно прививать ему исламские знания. Они также должны сами быть примером для своих детей, быть готовыми ответить на любые их вопросы и всегда показать ребенку альтернативу, не позволить ему выбрать неправедный путь. Надо сделать так, чтобы исламский путь был для детей привлекательным и убедительным.

Чтобы предотвратить проблемы в подростковом возрасте, нужно ориентироваться на примеры из истории Ислама. Нельзя что-то навязывать ребенку, когда родители диктуют, а дети только слушают, как это происходит в семьях с традиционным восточным укладом.

Нет, родители должны быть друзьями, братьями своим детям. Тогда между родителями и ребенком возникнет близость и доверие, дети будут откровенными и честными, будут делиться своими проблемами. В лице отца и матери ребенок должен найти хороших советчиков, ни в коем случае нельзя допускать конфликта поколений. Только указывать и требовать безоговорочного послушания – это не исламский метод воспитания, это чисто восточные традиции, которые, к сожалению, приводят к самым нежелательным результатам. 

0

4

Свою точку зрения, о воспитании детей высказывает наш брат:
Асланбек Эжаев:
«Воспитание детей в Исламе в немусульманской стране тяжело дается родителям» Глава издательства «Умма»

Воспитание детей в Исламе в условиях немусульманской страны тяжело дается родителям. Если бы у нас были исламские учебные заведения, был бы предмет для обсуждения. Однако в России редко так получается, чтобы рядом с домом находился мусульманский детский сад.

Я считаю, пусть дети привыкают общаться в стране, где не все поголовно являются мусульманами. Тем не менее, в таких условиях воспитание ребенка в саду и в школе нельзя пускать на самотек, семья должна играть главную роль в воспитании.

Родители должны уделять детям больше времени, что, к сожалению не всегда получается.

Подростку-мусульманину необходима исламская среда, соответствующий круг общения, и родители должны прилагать все усилия к тому, чтобы он возник. Подростков обязательно нужно водить на пятничные намазы, и интересы у них должны быть исламскими. Ведь подросток – это уже взрослый человек.

Вообще, я считаю, что нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином, к каждому конкретному случаю надо подходить индивидуально.

Мои дети учатся в обычных школах. Я бы с удовольствием отдал их в саудовскую школу, но там им предложили начать с нулевого класса. Эту школу, к сожалению, ученики заканчивают на два-три года позже, нежели обычные выпускники. Таким образом, из саудовской школы ребенка могут забрать в армию, даже не дав ему доучиться. Поэтому от идеи отдать туда детей пришлось отказаться, хотя, конечно, хорошо, когда ребенок учится там, где нет мата, нет наркотиков.

Исходя из этого, я и выбирал для детей школы. Например, мой старший сын (ему двенадцать лет) учится в классе, где все ребята спортсмены и ничем вредным или запрещенным не увлекаются, не любят хулиганов и двоечников. А ведь есть и такие школы, где весь двор завален шприцами…

С детьми-немусульманами ребенок из исламской семьи должен общаться только по мере надобности. Если нет возможности не пересекаться с ними, надо общаться, но свести контакты к минимуму, разговаривать на нейтральные, не конфликтные темы, играть в нейтральные игры.

Просто у моих детей случались инциденты, когда беседы переходили в конфликтное русло, появлялись трения из-за того, что мы чеченцы. Однажды меня даже вызывали к воспитательнице – бывают разные неприятные ситуации, из которых сложно найти выход. Непонимание возникает и в связи с тем, что мы – соблюдающие мусульмане. Например, мои дети отказывались есть вместе со всеми – нужно объяснять воспитателям, что ребенок не ест мясное не из-за неуважения к ним, а поскольку некоторые продукты у нас употреблять в пищу не принято.

Тем не менее, больше у моих детей ни в саду, ни в школе конфликтов не было. Дело в том, что в большинстве московских школ контингент учащихся очень разный и по национальному, и по конфессиональному признаку, мусульман, слава Аллаху, становится все больше.

Отредактировано Medok (2007-04-30 23:54:21)

0

5

по этой ссылке http://www.ingushetiya.ru/islam/to_childrens/87.html
можно прочесть в режиме он-лайн
целую книгу по воспитанию детей в Исламе:
вот вступление из этой книги:


"Ислам для детей. Слово к родителям. Часть I.
     
СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ

Данная книга была написана на немецком языке и впервые издана в 1977 году. Сначала она пользовалась огромным спросом, но прошло время, и ее тираж перестал расти. Однако вскоре, несмотря на определенные трудности, ее издание возобновилось. Книга уже выпущена на немецком, английском, а теперь и на русском языке, и это является лишь первым этапом большой работы. Поэтому мы считаем необходимым сформулировать те цели, которые преследовал автор.

Проблемы, касающиеся исламского образования в неисламской среде, заслуживают самого серьезного рассмотрения. Масштабы данной проблемы огромны. Это стало очевидным еще в 1973 году, когда доктор Исмаиль Балик (Австрия) опубликовал список из 53 мусульман-ских семей, чьи дети, воспитанные в неисламской среде, став взрослыми людьми, с забвением и пренебрежением относились к своим обязанностям перед Аллахом. Доктор Балик подозревал об этом намного раньше. В 1963 году он написал учебное пособие по Исламу для молодежи и взрослых, вышедшее под заголовком «Зов с минарета».

Позднее Фатима Хирин (Германия), помогавшая закончить эту книгу, внесла свой вклад в исламское образование, написав труд «Образование наших детей», в котором представила свою модель исламского воспитания, предполагающую четыре этапа обучения ребенка, соответствующие основным этапам его развития:

1) этап подрастания ребенка в исламской среде;

2) этап получения знаний об Исламе из книг, рассказов и историй;

3) этап практического применения полученных знаний и навыков в своей жизни посредством исполнения религиозных обязанностей (следования пяти столпам Ислама);

4) этап глубокого осознания Ислама (подчинения своей жизни воле Аллаха), осмысленное признание себя его последователем, средством чего служит личный джихад (джихад би-н-нафс).

Представленная книга в основном решает задачи, поставленные г-жой Фатимой Хирин на втором и третьем этапах развития и формирования личности мусульманина. Как видно из самого названия книги доктора Балика, она ориентирована в основном на детей, вступающих в юношеский возраст.

Поскольку на первом этапе к ребенку нельзя предъявлять каких-либо жестких и строгих требований, этот этап не был подробно описан в исламской методической литературе. Однако Исламским Центром в Гамбурге была сделана довольно серьезная попытка подробно описать задачи второго этапа в «Книге по религии для мусульманских детей», сослужившей хорошую службу в процессе подготовки данной книги. В ней второй этап объединен с третьим. Поэтому разделы «Что такое Ислам» и «Ислам в повседневной жизни» даны в сжатом виде.

Книга, которую вы, уважаемые родители, держите в своих руках, предназначена как для вас, так и для ваших детей. Убедительная просьба к вам не ограничиваться только чтением этой книжки вашим малышам. Даже если ваш ребенок умеет читать, не стоит предоставлять его самому себе. Аллах возложил на нас отвественность за воспитание наших детей. Поэтому мы с вами, соответственно, отвечаем и за то, усвоил ли наш ребенок прочитанное, проникли ли в его сердце нравственные уроки. Главная цель данной книги — заинтересовать родителей и детей изучением Ислама и научить их вместе работать в этом направлении.

Чрезвычайно важно, чтобы родители принимали самое непосредственное участие в процессе ознакомления детей с содержанием книги, то есть, как бы «доносили» его им. Внимательный взрослый, просматривая книгу, вскоре увидит, что в большинстве из приведенных в ней историй представлены лишь основные сведения. Это дает родителям и преподавателям прекрасную возможность для творчества. Вы можете сами, по своему желанию, наполнять эти истории интересными подробностями, которые можно почерпнуть из Корана, хадисов или Сиры (т.е. жизнеописания пророка Мухаммада). При этом помните, что объем информации должен соответствовать возрастной категории, к которой относятся дети.

Уважаемые братья и сестры! Начать знакомить детей с Исламом с самого раннего возраста не менее важно, чем дать им надлежащее образование. Если этого не произойдет, то влияние среды, в которой они живут, будет отдалять и отчуждать их от Ислама. Поскольку в большинстве случаев дети практически не имеют возможности посещать регулярные занятия по религии, данная книга может быть использована с целью заполнить образовавшуюся пустоту. «Ислам для детей» можно читать в семье, в небольших детсадовских группах, а также во время школьных занятий. Так как наши дети лишены исламского образования в обычных школах, мы должны самостоятельно пытаться каким-то образом решить эту проблему, надеясь на то, что когда-нибудь нам удастся найти лучшее решение этой проблемы. ......."

Отредактировано Medok (2007-05-01 00:06:38)

0

6

Лекции по воспитанию детей.

Уроки ведет не чисто говорящий по русски Абдуллах Узбекский,
но очень полезно и понять можно.

Селия лекций о Пророческом воспитании детей. Можно скачать себе на
компьютер и слушать в удобное время, инша Аллах.

Абдуллах Узбекский (Пророческое воспитание детей) жми сюда

0

7

Права детей в исламе
﴿ حقوق الأطفال في الإسلام(

Эльдар Зиганшин
Проверка: Абу Мухаммад Булгарий

2009 - 1430

Права детей в исламе

Первая Декларация о правах ребенка была принята в 1923г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей» и получила название Женевской. Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Декларация включает 10 принципов, каждый из которых был провозглашен в исламе четырнадцать веков назад.

Несмотря на то, что декларация о правах детей была принята 85 лет назад, еще в прошлом веке, ни для кого не секрет, что многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков. Еще большее количество детей никогда не увидят свет, не услышат звуки, не смогут самостоятельно передвигаться, обходиться даже в самом элементарном без посторонней помощи. Всему причиной – убийства, насилие, войны, междоусобицы, стихийные бедствия и… собственные родители.
Не смотря на то, что мы живем, казалось бы, в цивилизованном мире, в некоторых странах до сих пор бытует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Обратившись к истории, становится понятно, откуда человек черпает такое порой бесчеловечное отношение к своему потомству. В Древнем Риме дети, как члены семьи, были полностью во власти отца, который имел право из-за некоторых проступков их даже убить. В языческой Аравии до прихода ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем. Хотя и в наше время некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что пол будущего ребенка женский, тем самым избавляясь от него еще в утробе матери. А сколько детей стали сиротами при живых родителях, по причине безбрачных связей. Впрочем, этот факт и сегодня никого не удивляет.
Принимаются все новые и новые законы, каждая страна по-своему старается защитить своих маленьких граждан, но далеко не всегда это удается. Не находя действенных инструментов защиты «нашего будущего» в правовой сфере светского образа жизни, обратимся к религии.
Ислам закладывает фундамент для правовой и социальной гарантии прав ребенка и его правильного воспитания, ведь дети – продолжатели рода человеческого, украшение семьи, подарок Всевышнего: "Богатство и сыновья – украшение этой жизни..." (Коран 18:46). Что же касается посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети – это райские бабочки».
Право на жизнь и здоровье
Жизнь - это дар, дающийся Создателем, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу. Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Всевышним, - обязанность, предписанная шариатом. Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине с самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения.
Ислам начинает защищать права ребенка еще на стадии его планирования. Более того, в Исламе нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве.
Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, аборт означает уничтожение живого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством, а убийство - это преступление не только перед Всевышним, но и перед обществом. В одном из хадисов говорится: "Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным" - передается со слов Абу Абд ар-Рахмана Абдуллах бин Мас'уд (да будет доволен им Аллах) в сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари». Несомненно, аборт в некоторых случаях разрешен и в исламе, но лишь с целью сохранения жизни и здоровья матери.
Священный Коран строго запретил детоубийство, о котором мы говорили выше.
          •     
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех» (Коран 17:31).
Ислам осуждает нечеловеческий обычай, распространенный среди арабов до принятия ими ислама, - убийство девочек, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов:
    •                           
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Коран 16:58-59).

Право на обеспечение и воспитание
И вот Создатель даровал жизнь, но новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от опасностей, обеспечить себя едой и другими необходимыми условиями для жизни. В то время как отец ответствен за полное обеспечение своих детей, в обязанности матери входит воспитание, забота о них, так как в исламе женщина освобождена от необходимости работать, добывать пропитание. Если произошел разрыв брака, мальчики остаются с матерью до достижения ими семи лет, в то время как девочки – до девяти лет или до замужества. Однако отец и в этом случае обязан опекать и обеспечивать детей до достижения ими совершеннолетия. Если отец умирает, его обязанности переходят на одного из его близких родственников - мужчин. Если мать вступает в новый брак, а ее новый муж не является близким родственником ее детей, дети переходят к родственникам отца.
Ислам защищает основные интересы ребенка, оберегая семью, как естественную среду, обеспечивающую ему любовь, внимание и безопасность. Родителям не позволяется пренебрегать физическими и моральными потребностями ребенка. Оба родителя несут ответственность за наилучшее воспитание ребенка, являясь для него образцом хорошего поведения.
Справедливое отношение ко всем детям
Дети имеют право на равные отношения со стороны родителей. Чтобы избежать ревности, ни один ребенок не должен получать от родителей больше преимуществ и внимания, чем его сестры и братья. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих детей в равенстве и справедливости!». Единственным исключением является повышенное внимание к умственно отсталому ребенку. Дети-инвалиды имеют право на особенный уход и внимание, так же как и на образовательную и общественную поддержку.
Ислам не только обязывает заботиться о родных детях, он также призывает к проявлению милости к приемным. Принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему, воспитание и образование, является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку «до трети наследства перед своей смертью».
Право на образование
В соответствии с пунктом 19 постановления Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «образование – лучшая защита от эксплуатации детей». Действительно, получение знаний - это самый эффективный способ для благоприятного развития, роста и становления личности. Согласно хадису пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обучение обязанность всех мусульман: «Получение знаний является обязательным для каждого мусульманина или мусульманки». Так же первым аятом, ниспосланным посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является указание на получение знаний: «Читай, во имя Господа, который сотворил человека из сгустка» (Коран 96:1).
В исламе считается, что образование приносит пользу всему человечеству. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал своим последователям получать знания с колыбели и до могилы, даже если для этого придется отправиться в Китай. Он также отпустил образованных пленников из числа своих врагов, захваченных в плен в битве при Бадре после того, как они обучили детей мусульман чтению и письму. Более того, он наставлял свою жену Хафсу научиться читать и писать. Следует еще раз подчеркнуть необходимость образования, как для мужчин, так и для женщин.
Подростковый период
Подростковый возраст – критический период перехода от детства к взрослой жизни. В соответствии с шариатом, девочки и мальчики становятся взрослыми по достижении ими половой зрелости. Это означает, что они принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т. е. молитвы и поста. В этом возрасте они становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия.
Во всем мире человек считается совершеннолетним по достижении им определенного возраста (чаще всего 18 лет). До этого момента он считается ребенком, который по существующим законам не несет ответственности за совершаемые им действия. Осознание безнаказанности и порождает детскую преступность, которая со временем только молодеет.
В исламе же человек становится взрослым, совершеннолетним по достижении им половой зрелости. С этого момента он несет ответственность за все свои дела и поступки. Он получает право распоряжаться своим имуществом, вступать в брак. Девушки выдаются замуж отцами или официальными опекунами. Однако вопреки распространенному мнению, это происходит исключительно с их согласия. Принуждать девушку вступать в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования. Ибн Аббас рассказывал, что к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда посланник Аллаха предоставил ей выбор: оставаться в браке или аннулировать его. Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга».
Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что права человека, которые начинаются с прав ребенка, были определены исламом более 14 веков назад, задолго до того, как их приняли в ООН. В шариате права человека определяются божественным руководством, а не инструкциями людей, которые не всегда объективны, мудры и далеко не всесильны, в отличие от своего Создателя.
Эльдар Зиганшин
Для сайта "www.whyislam.ru"

0


Вы здесь » Mumtahana » Ислам детям » Памятка родителям