Как мне покаяться?

От чего мне каяться?

Условия искреннего покаяния

Признаки принятия покаяния

Остерегайся откладывания на потом

Не обольщайся скрытием Аллаха
_________________________________________

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Вся хвала – Аллаху, Прощающему грех, Принимающему покаяние,
Суровому в наказании, Открывающему врата для просящих прощения, Облегчающему для кающихся причины. Да пребудет благословение Аллаха
и мир посланному как милость для миров – нашему господину Мухаммаду,
его близкими и сподвижниками. Далее.

О МУСУЛЬМАНЕ!
Большинство людей не ведает о ценности покаяния и его сущности, и тем более о том, как его правильно осуществлять на практике. А если они и узнают о его ценности, то не знают пути к нему, если же им известен путь,
то не знают с чего начать.
Давай же со мной, дорогой брат, изучим сущность покаяния и путь к нему, может быть, мы его достигнем.

Все мы ошибаемся

О МУСУЛЬМАНЕ!
Все мы совершаем грехи, все мы совершаем ошибки. То устремляемся к Аллаху, то отворачиваемся от Него. Одно время помним об Аллахе, в другое нас охватывает забытье. Никто из нас не безгрешен, и нам не избежать совершения ошибок. Ни я, ни ты – не сохранены от ослушаний. «Каждый сын Адама совершает ошибки, и лучшие из совершающих ошибки – приносящие покаяние» (ат-Тирмизи, ал-Албани посчитал этот хадис хорошим).
Человеку свойственно совершать ошибки и делать упущения. Милостью Аллаха к этому слабому человеку является то, что Он открыл перед ним врата покаяния и повелел обращаться и устремляться к Нему всякий раз, когда его одолевают грехи и скверна ослушаний. Если бы не это, то человек оказался бы в очень тяжелом положении, его желание приблизиться к своему Господу уменьшилось, и надежда на Его прощение оборвалась.

Где путь спасения?

Возможно, ты скажешь мне: Я хочу быть счастливым, желаю спасения и надеюсь на прощение. Но мне неизвестен путь к этому, и я не знаю с чего начать. Я подобен утопающему, ждущему руку спасения, блуждающему, ищущему дорогу и ожидающему помощь. Мне нужен проблеск надежды,
луч света, но где путь?
Путь, дорогой брат, ясен, как солнце, виден, как луна, единственный,
нет иного. Это путь покаяния, путь спасения, путь счастья.
Путь простой и легкий, он открыт перед тобой в любую минуту,
тебе следует лишь постучаться и ты найдешь ответ:
[Воистину,  Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал,
стал поступать праведно,  а потом последовал прямым путем] (Та Ха: 82).

Всевышний Аллах призывает всех Своих рабов – верующего и неверного к покаянию и говорит, что Он готов простить все грехи человеку, принесшему покаяние и прекратившему их совершать, как бы многочисленны и огромны они не были. Даже если они станут словно морская пена.
Пречистый сказал:
[Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный»] (Толпы: 53).

Но что такое покаяние?

Покаяние, дорогой брат, – это движение от того, что не угодно Аллаху из скрытого и явного в направлении угодного Аллаху. Это слово вобрало в
себя предписания ислама и сущность веры. Это руководство, сохраняющее
от отчаяния и безнадежности, ключ, источающий все добро и счастье в обоих мирах. Это владение положением, источник жизни, секрет счастья.
Это первый из перевалов, средний и последний. Это начало раба и его конец. Это оставление греха из-за страха перед Аллахом, осознание его мерзости, сожаление о его совершении и твердое намерение больше никогда к нему не возвращаться, если на то будет воля Аллаха. Это чувства раскаяния о случившемся, устремление к Аллаху в оставшемся и отказ от греха.

Почему мы каемся?

Возможно, дорогой брат, ты захочешь меня спросить:
Почему я должен оставить сигареты, которые доставляют мне удовольствие? Почему я должен перестать смотреть порочные фильмы, в которых моя услада? Почему мне не следует смотреть на женщин, ведь в этом мое счастье? Почему я должен соблюдать молитву и пост, когда я не хочу быть связан и прикован?.. Почему и еще раз почему. Разве человек не рожден делать то,
что доставляет ему удовольствие, радость и делает его счастливым?
То, что ты называешь грехом делает меня счастливым.
Почему же мне каяться?
Перед тем, как я отвечу на твой вопрос, дорогой брат, тебе должно быть известно, что я хочу только лишь твоего счастья, радости, и желаю для тебя блага и спасения в обоих мирах…

А теперь отвечаю на твой вопрос:
Кайся, дорогой брат, поскольку покаяние:
1 – Подчинение повелению твоего Пречистого и Всевышнего Господа. Именно Он повелел тебе это, сказав:
[О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!] (Запрещение: 8).
Повеление Аллаха должно быть встречено повиновением и послушанием.

2 – Причина твоего успеха в этом мире и последнем.
Всевышний сказал:
[О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете] (Свет: 31).
Сердце может достичь праведности, счастья и радости, спокойствия и блаженства, только через поклонение своему Господу, покаяние и обращение к Нему.

3 – Причина любви Всевышнего Аллаха к тебе.
Всевышний сказал:
[Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся] (Корова: 222).
Есть ли еще счастье, которое может испытывать человек, как если он знает, что его Творец и Покровитель любит его, когда он обращается к Нему с покаянием?!

4 – Причина твоего вхождения в рай и спасения от огня. Всевышний сказал: [После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло) *, кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо] (Мария: 59 – 60).
Разве у человека есть еще цель, к которой он мог бы стремиться, кроме рая?!

5 – Причина нисхождения небесного благословения, увеличения силы, наделения имуществом и потомством.
Всевышний сказал:
[«О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Посему не отворачивайтесь, будучи грешниками»] (Худ: 52).
[Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий *. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди *, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки] (Нух: 10 – 12).

6 – Причина прощения злодеяний и превращения их в благодеяния. Всевышний сказал:
[О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки…] (Запрещение: 8).
Пречистый также сказал: [Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный] (Различение: 70).

О МУСУЛЬМАНЕ!
Разве эти и многие другие достоинства не заслуживают того, чтобы ради них принести покаяние? Почему ты скупишься по отношению к самому себе тем, в чем твое счастье? Почему ты поступаешь несправедливо к самому себе, ослушиваясь Аллаха, лишая себя счастья получить Его благоволение?
Тебе следует не откладывать то, что так ценно и принесет такие плоды.

Как мне покаяться?

О МУСУЛЬМАНЕ!
Я представляю, как ты обращаешься ко мне:
«Моя душа желает возврата к ее Творцу и Создателю. Она убедилась, что счастье не заключено в потакании страстям, следовании за наслаждениями и совершении запретного. Но вместе с этим она не знает как покаяться и с чего начать».
Отвечаю тебе: Если Всевышний Аллах пожелает для Своего раба блага, то облегчит причины ведущие к Нему и помогающие в этом. Сейчас я упомяну некоторые вещи, которые помогут тебе принести покаяние:

1 – Пусть твое намерение и покаяние будут искренними. Если раб будет искренним ради своего Господа и правдив в стремлении к покаянию – Аллах поможет ему и наделит силой… Сердцем же неискреннего овладеют шайтаны, и в нем будет столько скверны и порока, о чем известно только Одному Аллаху. Поэтому то Всевышний Аллах сообщил о Йусуфе:
[Так мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов] (Йусуф: 24).

2 – Проверяй самого себя. Самоконтроль побуждает спешить к благому, помогает рабу отстраниться от зла и довершить упущенное. Это степень, которая позволяет рабу различать свои права и обязанности, помогает ему принести покаяние и заботиться о нем после его исполнения.

3 – Делай напоминания самому себе, увещевай, порицай и устрашай себя. Скажи себе: «О душа моя, принеси покаяние до наступления смерти,
ведь она придет внезапно. Напомни ей о смерти того-то и того-то. Разве ты не знаешь, о душа, что смерть – твоя назначенная встреча?! могила – твой дом? земля – твое ложе? черви – твои спутники? Разве ты не боишься, что ангел смерти застанет тебя за совершением греха? Поможет ли тебе тогда раскаяние? Будут ли от тебя приняты плачь и сожаление? Горе тебе, о душа, ты отворачиваешься от последней жизни, которая приближается к тебе, и поворачиваешься к ближайшей, которая покидает тебя». Так продолжай укорять свою душу, порицать и напоминать ей, пока она не устрашиться Аллаха и не обратиться к Нему с покаянием.

4 – Удаляйся от мест совершения греха. Покидание места, в котором ты ослушивался Аллаха поможет тебе совершить покаяние. Как упоминается в хадисе, человеку, убившему 99 душ, ученый сказал: «Твой народ порочен. В такой-то, такой-то земле живут люди поклоняющиеся Аллаху. Отправляйся и поклоняйся Аллаху вместе с ними».

5 – Остерегайся порочных друзей. Их качества перенимаются тобой.
Знай, что они не оставят тебя, особенно если учесть, что за ними стоят шайтаны побуждающие и подталкивающие их к грехам. Поменяй номер
своего телефона, если сможешь – место жительства, ходи по другой улице. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У человека религия друга. Смотрите же с кем вы дружите» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ал-Албани посчитал этот хадис хорошим).

6 – Поразмышляй о последствиях греха. Если раб узнает, что последствия грехов опасны, их конец плачевный и что воздаяние не заставляет себя ждать, он изначально откажется от совершения ослушаний и покается Аллаху, если что-либо совершил до.

7 – Представь себе рай и ад. Напомни своей душе о величии рая и о том, что в нем уготовил Аллах для тех, кто был Ему покорен и боялся Его. Устраши ее адом и тем, что в нем уготовил Аллах для тех, кто Его ослушался.

8 – Займи ее полезным и остерегайся одиночества и безделья. Если душу не занять истиной, она займет тебя ложью. Безделье ведет к отклонению, аномалии, пристрастию и скверным товарищам.

9 – Противодействуй похоти. Нет ничего более опасного для раба, чем его собственная похоть. Поэтому
Всевышний сказал:
[Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?] (Различение: 43). Желающему принести искреннее покаяние необходимо порвать в душе со всем, что связывает его с порочным прошлым и не тянуться за прихотью.

10 – Существую также другие факторы, которые помогут тебе, дорогой брат, совершить покаяние, в их числе: обращение к Аллаху с просьбой даровать тебе искреннее покаяние, поминание Аллаха и мольба о прощении, частое вспоминание загробной жизни и оставление надежд относительно ближайшей, размышление над Кораном, терпение, особенно в начале, и другие вещи, которые помогут тебе принести покаяние.

Условия искреннего покаяния

О МУСУЛЬМАНЕ!
У искреннего покаяния есть условия, которые необходимы, чтобы оно оказалось правильным и принятым.
Во-первых:
Искренность ради Всевышнего Аллаха. Мотивом к покаянию должна быть любовь к Аллаху, Его почитание, надежда на Него, стремление к Его награде, страх перед Его наказанием, а не ради угоды творению или какой-либо выгоды в этом бренном мире.
Поэтому Пречистый сказал: [… если только они не раскаются и исправят содеянное, крепко ухватятся за Аллаха и очистят свою веру перед Ним. Такие окажутся вместе с верующими…] (Женщины: 146).

Во-вторых:
Прекращение совершать ослушание. Невозможно представить истинное покаяние одновременно с продолжением совершения грехов. Но если человек совершит повторное ослушание после истинного покаяния, то оно не становится недействительным, но необходимо принести новое.

В-третьих:
Признание греха. Человек не может принести покаяние от поступка, который не считает греховным.

В-четвертых:
Сожаление о случившихся грехах и ослушаниях. Покаяние может принести лишь человек сожалеющий, о свершенных ими грехах. Поэтому не считается таковым тот, кто рассказывает другим о своих прошедших грехах и гордится ими. Пророк * сказал: «Сожаление – покаяние» (Ахмад, Ибн Маджа, ал-Албани посчитал этот хадис хорошим).

В-пятых:
Твердое решение больше никогда их не повторять. Покаяние будет недействительным со стороны раба, намеревающегося вновь возвратиться к ослушанию после покаяния. Он должен принести покаяние, полагая, что больше никогда не возвратится к содеянному греху.

В-шестых:
Возмещение обид. Если ослушание связано с правами людей, то человеку, желающему чтобы его покаяние оказалось действительным и принятым, следует вернуть им их из-за слов посланника Аллаха *:
«Если кто-либо причинит кому-либо обиду в чести или вещах, то пусть тотчас исправит ее до того, как не будет ни динара, ни дирхама. Если у него будут благодеяния, то из них будет взято по величине обиды, а если не будет благодеяний, то на него будут взвалены злодеяния обиженного» (ал-Бухари).

В-седьмых:
Оно должно произойти тогда, когда может быть принято. Это значит до наступления смерти и восхода солнца с запада. Посланник Аллаха * сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до предсмертного хрипа» (Ахмад, ат-Тирмизи, ал-Навави посчитал этот хадис хорошим). Пророк * также сказал: «Поистине, Аллах протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший злодеяние днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший злодеяние ночью, пока солнце не взойдет с запада» (Муслим).

Признаки принятия покаяния

О МУСУЛЬМАНЕ!

У искреннего покаяния имеются признаки, свидетельствующие о его действительности и принятии. Из них:

1 – Если раб после покаяния станет лучше, чем до него. Каждый человек может обнаружить это в себе. Если кто-либо после принесения покаяния окажется направленным к Аллаху, озадаченным высокой целью и будет обладать решительным настроем, то это станет свидетельством искренности его покаяния, его действительности и принятия.

2 – Продолжать опасаться повторного совершения греха. Разумный человек никогда не будет чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха. Он перестанет испытывать страх лишь тогда, когда услышит голоса ангелов, предназначенных для захвата душ, которые говорят:
[«Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»] (Разъяснены: 30). Тогда его покинет страх, и пройдут его беспокойства.

3 – Считать большим совершенное преступление даже после принесения покаяния. Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Верующий смотрит на свои грехи, словно на гору, которая вот-вот на него обрушится. Распутнику же они видятся подобно мухе, которую он прогнал со своего носа». Один из праведных предшественников сказал: «Не смотри на то, как мало ослушание, а смотри на того, Кого ослушался».

4 – Если покаяние породит в сердце раба смирение, покорность и кротость перед своим Господом. Нет ничего более угодного Аллаху, чем то, если Его раб обратится к Нему, будучи покорным и смиренным, постоянно поминающим своего Господа, не кичливым и самовосхищенным, любящим похвалу, презренно и с обвинением взирающим на других из-за их грехов. Кто не обнаружит этого, то пусть рассмотрит свое покаяние и постарается его исправить.

5 – Если он будет сохранять свои органы. Опасаться за свой язык и сохранять его ото лжи, клеветы и пустословия. Занимать его поминанием Всевышнего Аллаха и чтением Корана. Опасаться за свое чрево и есть только из дозволенного, опасаться за свои глаза и не смотреть на запретное, опасаться за свой слух и не слушать музыку, ложь или клевету, опасаться за свои руки и не протягивать их к запретному, опасаться за свои ноги и не посещать места совершения греха. Опасаться за свое сердце и очищать его от ненависти, зависти и неприязни. Остерегаться потакать ему и делать все искренне ради лика Всевышнего и удаляться от славы и показухи.
Остерегайся откладывания на потом

О МУСУЛЬМАНЕ!
Рабу неведомо когда наступит его конец и сколько еще ему осталось прожить. Весьма печалит то, что существуют люди, которые откладывают покаяние и говорят: «Еще не настало время покаяния. Оставьте нас наслаждаться жизнью, а когда мы достигнем старости, то покаемся». Это сатанинские похоти и обольщения бренного мира. Шайтан наущает и обещает человеку вечное пребывание, но сам этим не владеет. Так спешите же, спешите. И остерегайтесь беспечности, откладывания на потом и долгой надежды.
Если бы не долгая надежда, то не было бы и небрежности.
Спеши дорогой брат к покаянию и остерегайся откладывания на потом, поскольку это еще один грех, нуждающийся в покаянии, а покаяние необходимо приносить сразу. Покайся до того, как наступит твой конец, и прервется надежда, и ты будешь сожалеть, но время будет упущено.
Ведь ты не знаешь, когда закончатся твои дни и оборвется дыхание.
Покайся до того, как твое сердце покроет мрак, который станет покрывалом и печатью, которые невозможно будет удалить. Покайся до того, как тебя застигнет болезнь или смерть, и ты не найдешь отсрочки.

Не обольщайся скрытием Аллаха и непрерывностью Его даров

О МУСУЛЬМАНЕ!
Некоторые люди совершают великое множество грехов и ослушаний, а когда им дают наставление или предостерегают от последствий этого, говорят: «Что до нас, ведь есть люди, которые противостоят Аллаху, ослушиваясь днем и ночью, и земля переполнена их ошибками. Но в то же время они живут раздольно и припеваючи». Они забыли, что Аллах дает этот мир тем, кого любит и не любит, и что это западня и отсрочка от Аллаха, так, что когда Он их схватит, они не смогут ускользнуть.
Посланник Аллаха * сказал: «Если ты видишь, что Аллах наделяет раба, несмотря на его ослушания, то это западня». Затем он прочел слова Всемогущего и Великого:
[Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние! * Беззаконники были уничтожены до основания. Хвала Аллаху, Господу миров!]
(Скот: 44 – 45. Ахмад. Иснад хороший).


О МУСУЛЬМАНЕ!
Устремись к Аллаху с покаянием, отдались от похоти, отдались от ослушаний, отдались от грехов, отдались от страстей, отдались от всего мира.
И приблизься к Аллаху, возвращаясь с покаянием. Постучи в Его дверь с покаянием, сколько бы ты не совершил грехов, и как бы велики они не были. Аллах протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший злодеяние днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший злодеяние ночью. Так спеши же мой брат к милости Аллаха и Его прощению до того как будет слишком поздно.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал меня и тебя из кающихся истинно и обращающихся к нему, и да пребудет благословение Аллаха и мир над нашим пророком Мухаммадом, его близкими и сподвижниками.
АМИН.