ДУА "АЛЬ-КУНУТ" В УТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ

Исламские богословы имеют несколько мнений относительно чтения дуа "аль-Кунут" в утреннем намазе.

Шафииты и те ученые, которые согласны с ними, говорят о необходимости этого (на уровне сунна), а ханафиты и те, кто согласен с ними - об отсутствии такой необходимости.

Основным аргументом шафиитов является хадис, приводимый в сборнике имама аль-Хаакима о том, что пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, после поясного поклона второго ракяата в утренней молитве, поднимал руки (как это обычно делается при чтении молитвы-дуа) и обращался к Всевышнемы с мольбой: "Аллахуммахдинаа фи мэн хэдэйт, ва аафинаа фимэн аафэйт, ва тваллянаа фиман таваллейт ". Имам аль-Хааким, приводя этот хадис в своем сборнике, сказал о его достоверности[1].

Ханафиты не применяют данный хадис, так как у него недостаточный уровен достоверности: в цепочке людей, передающих его, есть Абдулла бен Саид аль-Макбарий, о недостоверности слов которого сказали многие ученые-мухаддисы[2][3].

Не вдаваясь в большие подробности, замечу, что различия во мнениях по данному вопросу не носят атмосфеты противоречий, а наоборот указывают на то, что мнения авторитетных ученых содержат максимальный практический охват сунны пророка Мухаммада, да благословит его Господь и приветствует, и строгий учет достоверности передачи. Шафииты в данном вопросе уделили больше внимания на максимальное применение сунны, а ханафиты - на степень достоверности. Оба варианта правильны и оба относятся к "ахлю сунна". Нам, рядовым мусульманам, необходимо придерживаться мнения мазхаба (ханафиты или шафииты), которому мы следуем в своей ежедневной религиозной практике.

Шафииты, оговаривая желательность (сунна) чтения в утренней молитве дуа аль-Кунут, выполняют в следующей последовательности[4]:

После того, как молящийся поднимется с поясного поклона второго ракяата и до того, как пойти на совершение земного поклона, читается:

Аллахуммахдинаа фиимэн хэдэйт, ва аафинаа фиимэн аафэйт, ва таваллянаа фиимэн таваллейт, ва баарикь ляна фиимаа аътойт, ва кынаа шарра ма кадайт, фа иннакя такды ва ля юкда алейкь, ва иннэху ля юзаллю ман ваалейт, ва ля юаззу ман аадэйт, табарактэ раббэнэ ва таалейт, фа лякяль хамду аля маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва салля ллаху аля сайидина мухаммадиннабийиль уммий, ва аля элихи ва сахбихи ва саллим.

Перевод:

"О Господь! Направь нас на правильный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед (несчастий, болезней) в числе тех, кого Ты удалил от бед (кому дал полное здравие, исцеление). Введи нас в число тех, чьи дела управляемы Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение (баракят) во всем том, что предоставляемо нам Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты - Определяющий (Выносящий решение) и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет унижен (презрен) тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен (властен) тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты выше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все то, что определяемо Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Всевышний Аллах, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников".

При чтении данной молитвы-дуа руки подняты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении дуа молящийся, не протирая ладонями лицо, опускается для совершения земного поклона и завершает намаз в обычном порядке.

Если утренняя молитва совершается в джамаате, то есть два и более человек, тогда имам читает дуа "аль-Кунут" вслух. Стоящие за ним говорят "аамиин" на каждой остановке имама. Это до слов "фа иннакя такды". Начиная с этих слов, стоящие за имамом не говорят "аамиин", а проговаривают за ним всю оставшуюся часть про себя или в промежутках его чтения говорят "ашхэд" ("свидетельствую").

Дуа "аль-Кунут" читается также в намазе "аль-Витр" и может использоваться во время любого намаза в периоды несчастий и бед[6]. Значительных разногласий относительно этих двух положений нет.

[1]"Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух" том 1, стр. 813.

[2]Мухаддисы - это те, кто в первую очередь занимается подробным и досканальным изучением достоверности-недостовености хадисов, как с точки зрения текстов, так и с точки зрения передающих их.

[3]"Субулю ссалям", том 1, стр. 276.

[4]Информация по шафиитам взята из: "Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух" том1, стр. 812; "Мугни аль-мухтадж" том1, стр. 166; "Аль-мухаззаб" том1, стр. 81.

[5]Шафииты и ханбалиты сказали, что в случае глобальных бед, может читаться дуа аль-Витр в любом намазе после поясного поклона в последнем ракяате. Ханафиты сказали о возможности чтения только в тех молитвах, когда суры читаются вслух и это до поясного поклона, как в намазе аль-Витр.По сунне пророка Мухаммада, при прошении удаления от зла и бед, ладони обращены к земле, при прошении блага - к небу ("Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух" том1, стр.814) .