[COLOR=green]Распорядок дня праздник (Ид)

чтобы провести мусульманский праздник по сунне, нужно
знать следующее:

Гусль (полное омовение)

Однимиз правил в день Ид является омовение перед тем, как отправиться намолитву. Есть достоверные свидетельства Аль-Муватта, в которыхговорится о том, что Абд-Аллах ибн Омар обычно совершал омовение в деньИд аль-Фитр перед выходом к месту совершения молитвы (Аль-Муватта, 428).

Естьсвидетельство, что Саид Ибн Джубайр сказал: "В Ид три вещи являютсясунной: прийти (к месту совершения молитвы), совершить полное омовениеи поесть перед выходом". Вероятно, об этом установлении Саиду ИбнДжубайру стало известно от Сподвижников Пророка.

Аль-Навави(да будет доволен им Аллах) упоминал, что по единодушному мнению ученыхполное омовение перед совершением молитвы Ид является мустахаб(предпочтительно). Оно обусловлено теми же причинами, что и дляпятничной молитвы и других публичных собраний, но лишь с еще большей степенью обязательности.

Принятие пищи перед выходом:

Неследует выходить к месту совершения молитвы в Ид аль-Фитр, не поевпредварительно фиников. В хадисе, переданном Бухари со слов Анаса ИбнМалика говорится: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение) невыходил утром в Ид-аль-Фитр до тех пор, пока не поел фиников (их числобыло нечетным)" (Аль-Бухари, 953).

Поесть передвыходом - мустахаб, ибо таким образом подтверждается недозволенностьпоста в этот день и его окончание. Ибн Хаджар (да будет доволен имАллах) пояснял, что это правило установлено для того, чтобы недопускать продления людьми поста, а также означает следованиенаставлениям Аллаха (Фатх, 2/446). Если нет фиников, можно съестьобычный завтрак. С другой стороны, в Ид аль-Адха мустахаб - непринимать пищу вплоть до окончания молитвы, когда следует отведать мясажертвенного животного.

Такбир в день Ид

Это одна из величайших сунн в этот день. "Аллах… желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], ичтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинныйпуть. Быть может, вы возблагодарите Его" (Коран, 2: 185). Аль-Валидибн Муслим сказал: "Я спросил Аль-Узая и Малика Ибн Анаса, следует ли вдень Ид произносить вслух такбир. Они ответили: "Да". В Ид аль-ФитрАбд-Аллах Ибн Омар обычно громко произносил такбир до тех пор, пока неприходил имам".

Абу Абд ар-Рахман ас-Салами сказал: "В день Ид аль-Фитр они произносили (такбир) громче, чем в Ид аль-Адха" (Ирва 3/122).

Аль-Даракутни и другие рассказывали, что Ибн Омар, выходя из дому в Ид-аль-Фитр или Ид-аль-Адха, усердно произносил такбир, пока не достигал места совершения молитвы, и продолжал до тех пор, пока не приходил Имам (Ирва, 2/122).

Ибн Абу Шайбах передал (с достоверным иснадом(передаточной цепочкой)), что Аз-Зухри сказал: "Выходя из дому в деньИд, люди совершали такбир, пока не достигали места совершения молитвы идо тех пор, пока не приходил имам. С приходом имама они умолкали, покаон не начинал читать такбир, и вместе с ним они также произносили его"(Ирва, 2/122).

Практика совершения такбира на пути от дома к месту совершения молитвы была широко распространена среди Саляф(правоверных мусульман) - о ней сообщали многие авторы, такие как ИбнАбу Шайбах, Абд ар-Разак, и аль-Фиръяби в своей книге "Ахкам аль-Ид-айн(Нормы празднования Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) Саляф".

Примеромтому является свидетельство о том, что Нафи Ибн Джубайр обычнопроизносил такбир и удивлялся, почему люди не поступают так же. Онспрашивал: "Почему вы не произносите такбир?". Ибн Шихаб аз-Зухрипередал: "Люди обычно совершали такбир со времени выхода из дому до техпор, пока не приходил имам".

Время совершения такбира начинается ночью дня Ид и длится до прихода имама, руководящего молитвой.

Слова такбира

ИбнАбу Шайбах передал в Аль-Мусаннаф, что Ибн Масуд (да будет доволен имАллах) обычно произносил такбир на протяжении дней Ташрик (трех дней,следующих за днем жертвоприношений десятого Зу-ль-Хиджжа): "АллахуАкбар, Аллаху Акбар, ля иляха илл-Аллах, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбаруа Лиллахи-ль-хамд" ("Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога, кроме Аллаха,Аллах Велик, Аллаху - слава"). Ибн Абу Шайбах передал (с тем жеиснадом), что слова "Аллах Акбар" повторяются трижды.

Аль-Мухамилитакже передал, что Ибн Масуд произносил следующие слова: ""Аллаху АкбарКабиран, Аллаху Акбар Кабиран, Аллаху Акбар уа Аджалль, Аллаху Акбар уаЛиллахи-ль-хамд"" ("Аллах - Самый Великий, Аллах - Самый Великий, АллахВсемогущий и Великий, Аллаху - слава") (Аль-Ирва, 3/126).

Поздравления

Вдень Ид люди могут обмениваться поздравлениями и приветствиями,используя для этого любые слова, какие пожелают. К примеру,поздравление может выглядеть следующим образом: "Такаббаль Аллаху миннауа минкум" ("Да примет Аллах (пост и дела поклонения) от нас и от вас")или "Ид Мубарак" и другие.

Джубайр Ибн Нуфайрсказал: "Во времена Пророка (мир ему и благословение) встречаясь в деньИд, люди говорили друг другу: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Дапримет Аллах от нас и от вас"). (Ибн Хаджар. Его иснад - хасан(приемлемый). Фатх, 2/144).

Практика обменаприветствиями и поздравлениями в дни Ид была распространена во временаСподвижников Пророка и таких ученых, как Имам Ахмад. СподвижникиПророка поздравляли друг друга по какому-либо особому случаю (кпримеру, если Аллах принимал покаяние человека и т.д.)

Несомненно, подобные поздравления являются одними из наилучших и самых благородных проявлений благовоспитанности мусульман.

Взаключение, разрешается отвечать на поздравления или промолчать, если ничего не было сказано подобно тому, как сказал Имам Ахмад: "Если кто-то поздравляет меня, я отвечаю ему, однако я не произношу его первым".

Как одеваться в день Ид

"Абд-АллахИбн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Омар выбрал шелковуюджуббу (верхняя одежда с широкими рукавами), принес ее ПосланникуАллаха (мир ему и благословение) и сказал: "О Посланник Аллаха, купи ееи носи в Ид, когда приедут делегации". Посланник Аллаха (мир ему иблагословение) сказал: "Шелк носит лишь тот, у кого нет удела в миревечном" (Бухари, 948).

Пророк (мир ему иблагословение) одобрил намерение выглядеть наилучшим образом в день Ид,но отверг и осудил предложение купить джуббу, ибо она была сшита изшелка.

Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: "УПророка (мир ему и благословение) была джубба, которую он носил в Ид ипо пятницам". (Сахих Ибн Хузайма, 1675). Аль-Байхаки передал, что ИбнОмар в день Ид обычно одевал свои лучшие одежды.

С другой стороны женщинам не следует надевать украшения в Ид, ибо имзапрещено показывать их мужчинам, с которыми они не состоят в махремномродстве. Женщине, намеревающейся выйти из дому, запрещено пользоваться духами, облачаться в соблазнительные платья, ибо в этот день единственной целью, с которой она выходит из дому, является поклонение Аллаху.

Правила прослушивания проповеди Ид

Ибн Кудама (да будет доволен им Аллах) писал в своей книге "Аль-Кафи" (стр. 234): "Когда имам произнес салям(по окончанию молитвы), ему следует прочесть проповедь в двух частях,подобно двум пятничным проповедям, поскольку Пророк (мир ему иблагословение) поступал так. (Хутба (проповедь) Ид) отличаетсяот пятничных проповедей в четырех аспектах… четвертым является:прослушивание ее - сунна, и в то же время не является обязательным, ибоесть свидетельство о том, что Абд-Аллах Ибн Саиб сказал: "Я посещал Идс Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и по завершении молитвы,он сказал: "Мы собираемся дать проповедь, поэтому тот, кто желает сесть(и слушать) хутба, пускай садится; кто хочет уйти, пускай идет".

Аль-Навави (да будет доволен им Аллах) написал в своей книге "Аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб": "Мустахаб (предпочтительно) слушать проповедь, хотя хутбаи ее прослушивание не являются главными условиями молитвы Ид". ОднакоАш-Шафаи говорил: "Если кто-либо не слушает проповедь Ид - во времязатмения, когда совершаются молитвы о дожде, или во время хаджа, илиразговаривает во время такой проповеди или уходит, я не одобряю этого,однако он не должен повторять молитвы".

В "Аль-Шархаль-Мумтиаля" Ибн Усаймина говорится: Слова (Ибн Кудамы) "подобно двумпятничным проповедям" означают, что ему следует совершить двепроповеди, хотя в этом отношении есть разногласия, как мы уже упоминаливыше. Хутба Ид регулируется теми же самыми правилами, что ипятничная молитва, в том числе положением, согласно которомуразговаривать во время нее - харам (запрещено), однако посещать ее необязательно, тогда как посещение пятничной молитвы обязательно, ибо, как говорит Аллах: "Овы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу,проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела…"(Коран, Сура "Соборная", аят 9). Посещение проповедей Ид не являетсяобязательным, и человеку разрешается уйти, однако, если он остался, онне должен ни с кем разговаривать".

Изменение маршрута по возвращении с места совершения молитвы

ДжабирИбн Абд-Аллах (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир емуи благословение) обыкновенно изменял пути в день Ид (Аль-Бухари, 986).

Также есть свидетельства, что Пророк (мир ему и благословение) выходил,совершал молитву без азана и икамы, затем он возвращался другой дорогой. Считалось, что избрание человеком двух маршрутов должно было свидетельствовать в его пользу в День Воскрешения, поскольку в этот День земля заговорит обо всем, что вершилось на ней - и добре и зле.Также говорили, что делалось это для демонстрации символов и обрядовислама на обеих дорогах - поминания Аллаха, издания фатв, установленияпримера, подаяния милостыни нуждающимся и посещения родственников.